Разработка урока по русскому языку «Род имен существительных»


Акчурина Фатима Хусаиновна

учитель начальных классов

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 отдела образования акимата города Аркалыка»

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема: Род имен существительных.

Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по теме: « Род имен существительных».

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания учащихся по пройденной теме, с помощью заданий групповой работы выявить насколько учащиеся усвоили имя существительное.

Развивающая: развивать умения учащихся работать в группе, формировать умения и навыки работать с  текстом и карточками.

Воспитательная: воспитывать лидерские качества учащихся и чувство ответственности друг за друга

Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый.

Форма проведения: групповая работа.

Оборудование: Мультимедийный  проектор, экран,  картинки « птицы», карточки, листы с текстами, жетоны.

 

Ход урока.

I.Организационный момент. Психологический настрой.                 (Звучит  спокойная мелодия).

 

Яркое солнышко светит в окно

И в классе у нас так светло и тепло

Лучики солнца в ладошки возьму

И к сердцу я их приложу.

 

-А теперь ребята повернитесь к своему соседу, возьмите его за руку и пожелайте ему что-нибудь хорошее. Ведь каждый человек который делает добро – немножко волшебник.

 

II.Минута- чистописания. ( Слайд 1).

Работа с пословицей.

« Весенний день-год кормит».

Какое сейчас время года?

-Ребята объясните значение этой пословицы. Почему так говорят?              ( дети высказывают своё мнение).

Давайте аккуратно  каллиграфическим почерком запишем в тетрадь эту пословицу.

Ведь недаром гласит народная мудрость « Красиво писать – красоту творить».

III.Словарная работа. (Слайд с картинками 2, 3, 4, 5).

-Ребята я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете отгадать их, отгадки записываете в тетрадь через запятую. Поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.

 

Раньше всех из птиц встает,                   Этой птицы нет главней,

Солнцу песенку поёт,                          – Как он чудно напевает

Все живое поднимает,                             Для заросшей речки в мае

Как ту птичку называют?                        Голосистый…..(соловей).

(Жаворонок).

 

 

По весенней чёрной пашне                     Как на доме, на карнизе

Кто-то ходит, строг и важен.                  Прилепила птичка снизу

Прыгнет, крыльями помашет-                Гнездышко, как вазочка

Крылья чёрные, как сажа.                       Эта птичка-….ласточка

Не отмыть её, хоть плачь!

Этой птице имя….(грач).
-К какой части речи относятся слова, которые вы записали?

VI.Сообщение целей урока.

-Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания, полученные по теме   « Род имен существительных».

А работать мы будем в группах.

Наступила долгожданная весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. А в небе уже видно стаи перелетных птиц, которые возвращаются из дальних стран. Они перезимовали в теплых краях и спешат обратно на Родину.

Первыми возвращаются грачи. Не зря грачей называют вестниками весны. Следом за грачами  прилетают  скворцы, жаворонки, утки и гуси. Позже появятся кукушки, стрижи, ласточки, аисты и другие перелетные птицы.

Давайте разделимся на группы, а наши группы назовем перелетными птицами.

( на столе лежат закрытые картинки с перелетными птицами, каждая группа вытягивает картинку и определяет название своей группы).

Итак,  мы определились.

1 группа – Грачи.

2 группа – Скворцы.

3 группа – Жаворонки.

 

V. Работа в группах.

За каждое правильно выполненное задание я буду давать жетон. К концу урока мы посчитаем, у какой группы больше всего жетонов.

-Итак, мы начинаем. Желаю удачи!

Фронтальный опрос.

-Что такое имя существительное?

-На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают имена существительные?

-Какие бывают имена существительные? (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные).

-Что вы можете сказать об одушевленных именах существительных?

-Что вы можете сказать о неодушевленных именах существительных?                  – С какой буквы мы будем писать собственные имена существительные?

-Как изменяется имя существительное? ( по числам). Назовите их.

-Назовите рода имени существительного.

1. Задание (слайд 6).

-Ребята, посмотрите перед вами имена существительные:

лошадь, дерево, кошка, мотоцикл, книга, зеркало, диван, мышка, тетрадь, мыло, цветок, корзина, лист, подарок, море, обезьяна, животное,  корабль.

1группа: выпишите имена существительные мужского рода.

2 группа: выпишите имена существительные женского рода.

3 группа: выпишите имена существительные среднего рода.

2. Задание.

Каждой группе раздаются карточки со словосочетаниями имя существительное и другие части речи .

Найти и подчеркнуть имя существительное, определить род.

 

1 группа.                                    2 группа.                             З группа.

Лиственные деревья                   В городском парке            Красивое платье

Сидит на березе                           Волшебная сказка             Летит в небе

В бездонном небе                        Играть с куклой                 По узкой тропинке

Живут в лесу                                Читать книгу                      Падают с грохотом

 

Физминутка « Солнышко» (с использованием видео- ролика).

 

3. Задание.

Работа с текстом. Прочитать текст, выписать из текста имена существительные и определить род.

1 группа.

Утром Серёжа открыл сарай и крикнул кабанёнка Васю. Ему не так, как вчера, хотелось идти с ним на речку. Кто знает, как зверь будет себя там вести. Поначалу всё было хорошо. Серёжа шёл впереди, кабанёнок бежал за ним. На пути к речке – дубовая роща. Кабаненок время от времени вытаскивал черную морду, перебегал на соседнее место и снова зарывался в землю.

 

2 группа.

Дорогу отаре преградила быстрая речка. На другом берегу зеленела свежая трава, звала овец, но они не осмеливались перебраться через поток. Тогда чабан крикнул: «Васька! Васька!» К чабану подошел большой козел с рогами. Васька не простой козёл. Отстала овца, спряталась в осоке со своим маленьким курчавым ягненком. Кроха уснул. Отара ушла.

 

3 группа.

Катя и Миша пришли в лес. Они долго гуляли в нём, а к вечеру пришли к избушке лесника. Лесник угостил их грибами  и проводил к сеновалу. Под крышей сарая лепилось гнездо. Прожорливый птенец просил еды. Ласточка долго кружилась над гнездом, боялась садиться. Пыталась найти еду и покормить птенца.

VI. Рефлексия.

Я научился….

Я узнал…..

Я затруднялся….

Я поделюсь…..

Я расскажу…..

VII. Итог урока:

-Вам понравился урок? Помните в начале урока когда  я раздавала вам жетоны говорила, что мы подведем итог в конце урока. Теперь давайте посчитаем количество жетонов.

1 группа-9 жетонов.

2 группа-7 жетонов.

3 группа-6 жетонов.

Мы поздравляем 1 группу. На этом наш урок подходит к концу.

VIII. Домашнее задание. Стр.56 упр.154

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *