Разработка урока по русскому языку «Род имен существительных»
Акчурина Фатима Хусаиновна
учитель начальных классов
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 отдела образования акимата города Аркалыка»
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тема: Род имен существительных.
Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по теме: « Род имен существительных».
Задачи:
Образовательная: систематизировать знания учащихся по пройденной теме, с помощью заданий групповой работы выявить насколько учащиеся усвоили имя существительное.
Развивающая: развивать умения учащихся работать в группе, формировать умения и навыки работать с текстом и карточками.
Воспитательная: воспитывать лидерские качества учащихся и чувство ответственности друг за друга
Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.
Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый.
Форма проведения: групповая работа.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, картинки « птицы», карточки, листы с текстами, жетоны.
Ход урока.
I.Организационный момент. Психологический настрой. (Звучит спокойная мелодия).
Яркое солнышко светит в окно
И в классе у нас так светло и тепло
Лучики солнца в ладошки возьму
И к сердцу я их приложу.
-А теперь ребята повернитесь к своему соседу, возьмите его за руку и пожелайте ему что-нибудь хорошее. Ведь каждый человек который делает добро – немножко волшебник.
II.Минута- чистописания. ( Слайд 1).
Работа с пословицей.
« Весенний день-год кормит».
Какое сейчас время года?
-Ребята объясните значение этой пословицы. Почему так говорят? ( дети высказывают своё мнение).
Давайте аккуратно каллиграфическим почерком запишем в тетрадь эту пословицу.
Ведь недаром гласит народная мудрость « Красиво писать – красоту творить».
III.Словарная работа. (Слайд с картинками 2, 3, 4, 5).
-Ребята я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете отгадать их, отгадки записываете в тетрадь через запятую. Поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.
Раньше всех из птиц встает, Этой птицы нет главней,
Солнцу песенку поёт, – Как он чудно напевает
Все живое поднимает, Для заросшей речки в мае
Как ту птичку называют? Голосистый…..(соловей).
(Жаворонок).
По весенней чёрной пашне Как на доме, на карнизе
Кто-то ходит, строг и важен. Прилепила птичка снизу
Прыгнет, крыльями помашет- Гнездышко, как вазочка
Крылья чёрные, как сажа. Эта птичка-….ласточка
Не отмыть её, хоть плачь!
Этой птице имя….(грач).
-К какой части речи относятся слова, которые вы записали?
VI.Сообщение целей урока.
-Сегодня на уроке мы с вами будем закреплять знания, полученные по теме « Род имен существительных».
А работать мы будем в группах.
Наступила долгожданная весна. Яркое солнце рушит последние снежные крепости. А в небе уже видно стаи перелетных птиц, которые возвращаются из дальних стран. Они перезимовали в теплых краях и спешат обратно на Родину.
Первыми возвращаются грачи. Не зря грачей называют вестниками весны. Следом за грачами прилетают скворцы, жаворонки, утки и гуси. Позже появятся кукушки, стрижи, ласточки, аисты и другие перелетные птицы.
Давайте разделимся на группы, а наши группы назовем перелетными птицами.
( на столе лежат закрытые картинки с перелетными птицами, каждая группа вытягивает картинку и определяет название своей группы).
Итак, мы определились.
1 группа – Грачи.
2 группа – Скворцы.
3 группа – Жаворонки.
V. Работа в группах.
За каждое правильно выполненное задание я буду давать жетон. К концу урока мы посчитаем, у какой группы больше всего жетонов.
-Итак, мы начинаем. Желаю удачи!
Фронтальный опрос.
-Что такое имя существительное?
-На какие вопросы отвечают?
-Что обозначают имена существительные?
-Какие бывают имена существительные? (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные).
-Что вы можете сказать об одушевленных именах существительных?
-Что вы можете сказать о неодушевленных именах существительных? – С какой буквы мы будем писать собственные имена существительные?
-Как изменяется имя существительное? ( по числам). Назовите их.
-Назовите рода имени существительного.
1. Задание (слайд 6).
-Ребята, посмотрите перед вами имена существительные:
лошадь, дерево, кошка, мотоцикл, книга, зеркало, диван, мышка, тетрадь, мыло, цветок, корзина, лист, подарок, море, обезьяна, животное, корабль.
1группа: выпишите имена существительные мужского рода.
2 группа: выпишите имена существительные женского рода.
3 группа: выпишите имена существительные среднего рода.
2. Задание.
Каждой группе раздаются карточки со словосочетаниями имя существительное и другие части речи .
Найти и подчеркнуть имя существительное, определить род.
1 группа. 2 группа. З группа.
Лиственные деревья В городском парке Красивое платье
Сидит на березе Волшебная сказка Летит в небе
В бездонном небе Играть с куклой По узкой тропинке
Живут в лесу Читать книгу Падают с грохотом
Физминутка « Солнышко» (с использованием видео- ролика).
3. Задание.
Работа с текстом. Прочитать текст, выписать из текста имена существительные и определить род.
1 группа.
Утром Серёжа открыл сарай и крикнул кабанёнка Васю. Ему не так, как вчера, хотелось идти с ним на речку. Кто знает, как зверь будет себя там вести. Поначалу всё было хорошо. Серёжа шёл впереди, кабанёнок бежал за ним. На пути к речке – дубовая роща. Кабаненок время от времени вытаскивал черную морду, перебегал на соседнее место и снова зарывался в землю.
2 группа.
Дорогу отаре преградила быстрая речка. На другом берегу зеленела свежая трава, звала овец, но они не осмеливались перебраться через поток. Тогда чабан крикнул: «Васька! Васька!» К чабану подошел большой козел с рогами. Васька не простой козёл. Отстала овца, спряталась в осоке со своим маленьким курчавым ягненком. Кроха уснул. Отара ушла.
3 группа.
Катя и Миша пришли в лес. Они долго гуляли в нём, а к вечеру пришли к избушке лесника. Лесник угостил их грибами и проводил к сеновалу. Под крышей сарая лепилось гнездо. Прожорливый птенец просил еды. Ласточка долго кружилась над гнездом, боялась садиться. Пыталась найти еду и покормить птенца.
VI. Рефлексия.
Я научился….
Я узнал…..
Я затруднялся….
Я поделюсь…..
Я расскажу…..
VII. Итог урока:
-Вам понравился урок? Помните в начале урока когда я раздавала вам жетоны говорила, что мы подведем итог в конце урока. Теперь давайте посчитаем количество жетонов.
1 группа-9 жетонов.
2 группа-7 жетонов.
3 группа-6 жетонов.
Мы поздравляем 1 группу. На этом наш урок подходит к концу.
VIII. Домашнее задание. Стр.56 упр.154