Роль учителя в современном обществе
Тур Елена Владимировна
Учитель русского языка и литературы
ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 отдела образования акимата города Аркалыка»
Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования, усиление личностного начала в обучении, объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности школьников в учебно-познавательном процессе, при котором понятия “личность”, “самостоятельность”, “развитие”, “творчество” становятся опорными. В обучении стал актуальным не только результат, но и процесс его достижения. Проблему развития творческих способностей, дающую высокие результаты учащихся, я считаю глубоко актуальной и перспективной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок, а креативность – одно из необходимых условий развития личностного потенциала человека.
Формирование и развитие профессионального мастерства учителя – это результат, на который может рассчитывать ученик в достижении своих целей. Поэтому поиск новых идей, применение различных технологий способствует совершенству и творческому потенциалу педагога.
В.А. Сухомлинского говорил: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение рождающегося успеха». Современный педагог должен понимать, что именно отнего, его действий и умений зависит и успех ученика. Современное общество, благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникативных технологий, требует умения эффективно и грамотно использовать её в учебной деятельности для повышения самооценки обучающихся, формирования уверенности в себе и собственных силах. Именно поэтому перед системой образования встаёт проблема научить учащихся работать не только в команде, паре, группе, но и работать в высокоразвитой информационной среде. Расширение границ собственных учебных возможностей, определение способа обучения на основе выбора, обучение детей поискам нужной информации, вводит их в прекрасный мир, где они будут постоянно развиваться, расширять границы собственных учебных возможностей, умений работать в согласии с собой, одноклассниками, повышая самооценку, получая удовлетворение от сотрудничества и собственных результатов. Таким образом, основная цель педагога: учить учиться, учить думать, учить действовать, учить жить.
Необходимым условием успешного обучения любому предмету, в том числе русскому языку и литературе, является заинтересованность ученика в процессе познания, стремление к успеху, осознание необходимости обучения, то есть мотивация учебной деятельности.
Использование на уроках интерактивных форм с применением информационных технологий имеет в наше время ряд преимуществ. Возможности мультимедийной приставки позволяют использовать видеофильмы, музыку, различные записи. На уроках русского языка, а особенно литературы, такое преимущество просто клад. Не всегда мы имеем возможность использовать ту или иную наглядность на уроках. Кроме того, красочный, «говорящий», проектируемый материал куда интереснее, образнее, располагает к себе, впечатляет и способствует к более прочному запоминанию и усвоению материала, вызывает интерес у учащихся к предмету. Такая наглядность выгодно работает как для учителя, так и учеников. Возможность использовать электронные учебники, Интернет-ресурсы позволяют раскрыться каждому ученику. Владение современными технологиями обучения располагает к мотивации обучающихся к учебному процессу, развитию интереса к предмету. Есть интерес – будет и отдача. А значит, в перспективе мы получаем достойных граждан, которые в дальнейшем могут реализовать не только свои потребности, но и проблемы общества и государства. В этом состоит и актуальность данного вопроса, т.е. развития и образования в Казахстане.
Современный век – век компьютерных технологий. Пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где не было бы её применения. Педагогические технологии не остались в стороне и идут в ногу со временем, с всеобщим процессом компьютеризации. Поэтому я считаю, что без использования информационных и коммуникативных технологий в учебном процессе просто уже нельзя. На сегодняшний день это актуальная проблема – использование интерактивных форм обучения каждым учителем. Это даёт возможность провести урок ярко, насыщенно и увлекательно. Современные учащиеся должны владеть новейшими технологиями в накоплении знаний, используя аудио, видео и компьютеры, получать из разных источников информацию, поэтому учителю уже невозможно использовать уроки по традиционно сложившейся практике, в которой главное место занимали больше информационно-развивающие методы (лекция, беседа, рассказ, объяснение). В них учитель всегда играл более активную роль, чем ученик. Для закрепления знаний и совершенствования умений часто использовались репродуктивные методы (пересказ – воспроизведение учащимися учебного материала, выполнение заданий по образцу). Чаще всего эти методы были ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее – на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности. Этим и отличаются старые, традиционные формы и методы проведения урока и подачи материала от нестандартных, новейших принципов преподавания. Нетрадиционно – значит, более интересно, живо, эффективно и разнообразно. Это может быть в виде КВН или тематического спектакля, в виде игр (деловых, ролевых или дидактических) и конкурсов, путешествий или аукционов, конференций или диспутов и т.д. Такие уроки воплощают идеи педагогики сотрудничества, пробуждают интерес к занятиям, привлекают их своей необычностью и полезны массовой занятостью учащихся. А новые методические приёмы (дерево решений, мозговой штурм, пластическая импровизация, коллаж, синквейн, кластер и т.д.) помогают учащимся самостоятельно приобретать знания, помогать в этом друг другу, чувствовать свою ответственность перед товарищами. В этом состоит «гуманизация» преподавания: свободное общение в виде диалога, уважительное отношение к мнению другого человека, выражение гражданской активности, развитие мышления, инициативности и самостоятельности. Для учащихся, которые в современном образовании столкнулись с проблемой перегруженности уроками, это констатирует актуальность новых форм, поиск эффективных путей. При использовании информационных технологии, мультимедийных презентаций, ситуаций занимательности, повышается интерес к учебной деятельности, качеству образования, что приводит к результативности каждого учащегося.
Главная педагогическая идея, должна выглядеть так: «Каждый ребенок способен созидать и творить».
В своей деятельности учителю необходимо опираться на основные принципы:
– каждая личность индивидуальна и уникальна;
– внутрипредметная и межпредметная связь;
– осознанность обучения;
– поэтапное формирование знаний;
– учёт результатов обратной связи учителя и учащихся для определения содержания учебно-воспитательного процесса;
– сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся.
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, создают атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, стимулируют учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться. Использование в ходе урока дидактического материала позволяет ученику выбрать наиболее значимые для него виды и формы учебного содержания. Поощрять стремление ученика находить свой способ работы, анализировать, выбирать и осваивать наиболее рациональный, создавать ситуации общения на уроке – вот те условия, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Известно, что методы обучения – это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Они занимают центральное место в дидактике и методике преподавания.
В своей практике учитель должен использовать также информационные и инновационные педагогические технологии, направленные на реализацию принципов и задач содержания образования, так как они противопоставляют авторитарному подходу к ребёнку в традиционной технологии атмосферу любви, взаимопонимания, заботы, сотрудничества. Нужно заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, увлечённо, развивал любознательность и познавательные интересы. Такое поэтапное формирование умственных действий способствует эффективности учебного процесса, как значимый элемент структуры личности, как мотив учения. Конечная цель работы– формировать умение воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно использовать, а главное уместно, языковые средства, помочь понимать самого себя и других, осознать свое место среди людей.
Поскольку ученик является объектом и субъектом учебного процесса, задача педагога – не вкладывать в сознание ребёнка готовую информацию, а учить его самостоятельно добывать её, только направляя его поиск, стимулируя его инициативу и активность, ненавязчиво предоставляя возможность приобретать свой жизненный опыт, осуществлять выбор, основанный на знании.
Сегодня становится очевидным, что молодежь более чем когда-либо должна уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Способность мыслить критически должна формироваться в определенной учебной среде.
Интерес к предмету можно повышать разными методами, но самым привлекательным для детей являются элементы занимательности, а отсюда интерес и успешность ученика. Сюда относятся активные и интерактивные формы и методы обучения.
1.Активные формы и методы обучения (урочная деятельность)
– творческие виды пересказа и интерпретация литературных текстов
– поисково-исследовательские методы (создание проблемной ситуации, «мозговой штурм», работа над индивидуальными или групповыми проектами, защита проекта);
– взаимоопрос;
– взаимопроверка работ;
– создание проверочных, самостоятельных работ для одноклассников или учеников младших классов.
К активным формам и методам обучения относятся творческие работы обучающихся. Также к активным формам и методам относятся нетрадиционные уроки, которые повышают интерес к предмету, развивают творчество и самостоятельность учащихся, умение работать индивидуально и в группе. К ним относятся для 5-6 классов: урок «Поле чудес», урок-путешествие, урок-прогулка или экскурсия, урок КВН, интегрированные уроки, игровые формы уроков. Для 7-9 классов «Умники и умницы». Для 10-11 классов урок-дискуссия, урок-исследование, урок-дебаты
2.Интерактивные формы и методы обучения предполагают:
1. Технологии кооперативного обучения (работа в парах, карусель, малые группы, изменяемые группы)
2. Технология ситуативного моделирования (игра в обучении)
Технологии коллективно-группового обучения (мозговой штурм, микрофон, обсуждение в группе)
3.Дискуссионные технологии (метод ПРЕСС, дискуссия, дебаты, ток-шоу)
Результат, на который может рассчитывать учитель, применяя интерактивные формы и методы:
– Новый взгляд на возможность преподавания и значимость роли учителя
– Изменение методической функции учителя: не преподавать знания, а учить самостоятельно их приобретать.
– Интерактивные технологии позволят разнообразить урок, сделать его активным, эффективным.
– Организация учебной деятельности учеников, при которой учитель – тренер, партнёр, помощник.
– Интерактивные техники помогают справиться с объёмом и сложностью изучаемого материала, формируют и развивают профессиональный рост учителя.
С.Смит сказал: «Разум дан человеку, чтобы познавать мир, чтобы вновь и вновь давать имена явлениям и предметам. Но важно, чтобы путь познания продолжался по инициативе самого человека, чтобы тот был не объектом, а субъектом освоения тайн мира».
В этом, как мне кажется, и есть решение проблемы и перспективы развития и образования в Казахстане. Путь познания должен исходить от самого человека, а ведущая роль в этом отводится учителю, педагогу, идущему в ногу со временем.