«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством бумагопластики»


Мальцева Ольга Нурпашевна
Воспитатель  
 ГККП Детский сад №37 «Аленушка»

«Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский.

Творческие способности дошкольников –далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.

Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию, а именно: создание условий для развития творчески – познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством бумагопластики.

Формирование творческих способностей средствами бумагопластики очень актуально на сегодняшний день.

Как же подключить к широкой творческой деятельности основную массу детей, не обладающих ярко выраженными способностями к творческой и мыслительной деятельности?

Занятия по бумагопластики  включено в программу и изучается не только в детском саду, но и на уроках труда в начальной школе.
Занятия констру­ированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности молодых людей.

Под влиянием интереса к бумажной пластике, трудовой деятельности, в ходе овладения новыми умениями, у детей развивается творчество.
А проблема развития творчества у детей очень актуальна, этой проблемой должны заниматься все родители и педагоги.

Нельзя оставлять без внимания детей, у которых плохо сформирована творческая деятельность, таким детям надо помочь развить творчество.
Эта тема была актуальна всегда, разные педагоги, психологи, методисты занимались ею, но полностью раскрыть её не смогли. Эта тема изучалась испокон веков и до сегодняшнего дня, и будет изучаться ещё очень долго.

Общение с бумагой существенно влияет на общее развитие ребенка.

Еще В. А. Сухомлинский говорил:

«Ум ребенка находится на кончиках пальцев».

Поэтому любая работа с бумагой: складывание, вырезание – дает возможность проявить свою   индивидуальность,

развивает творческое мышление, воображение, художественно – эстетический вкус, мелкую и крупную моторику рук дошкольника. Помогает приобщиться к миру прекрасного, приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения, расширять  знания детей. А главное делает обучение увлекательным, разнообразным и познавательным и не требует больших затрат.

Поэтому,  я предлагаю,  обратить внимание на инновационную технологию – «Бумагопластика» и  обучать детей различным приемам преобразования плоскостных изображений в объемное, в соответствии с задачами Государственного общеобязательного стандарта
дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан 2016 г.

Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

Развивать духовно-нравственное воспитание и художественно – эстетический вкус, мелкую моторику, зрительную память, логическое мышление,  познавательный интерес.

Воспитывать эстетическое чувство, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, умение помогать друг другу словом и делом, радоваться за успехи товарищей, любоваться своими работами.

 

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полностью отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей дошкольника.

Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Как известно главный труд детей — учеба. Поэтому вполне очевидно, что для воспитания творческих черт личности у детей его нужно сделать творческим. К сожалению, в нашей школе преобладает репродуктивное обучение. Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от учителя к ученикам. Учитель при этом выступает в качестве передатчика готовой ин­формации, знаний, а учащиеся — пассивных «запоминающих уст­ройств». Чем точнее на последующих уроках ученик воспроизво­дит полученные в готовом виде знания, тем он лучше успевает.
Творческая активная деятельность в процессе обучения формирует у дошкольников ряд качеств, которые в конечном итоге по­ложительно скажутся на характере личности будущего школьника, рабочего, инженера, ученого.
Технология «Бумагопластика» является  адекватным видом деятельности, позволяющим целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, что также предполагает возможность применения её в коррекции трудностей обучения и младших школьников. Задачи, которые решаются во время занятий: стимулирование познавательных мотивов, сочетая речевую и продуктивную деятельность; обогащать чувственную среду, осуществлять работу по накоплению информации об окружающем мире; создание условий для овладения способами и приёмами для создания конкретного образа; обеспечивать формирование самостоятельности, инициативы, творческого потенциала, художественного вкуса. Всё это позволяет развивать ребенка через интеграцию в пяти образовательных областях, что отвечает требованиям современного образовательного Стандарта.  Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовать творческую деятельность детей. Одним из главных педагогических требований к  творческой деятельности является ориентировка  на требования Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан (2016), который предъявляет требования к уровню подготовки воспитанников: подготовку к постепенному переходу от игровой деятельности к учебной  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Особое внимание обращать   на   создание психолого- педагогических условий –  это правильное размещение мебели, освещение, соблюдение правил САНПина.

Согласно требованиям  госстандарта к содержанию дошкольного воспитания и обучения занятия с использованием технологии «Бумагопластика» должны строиться на основе интеграции пяти образовательных областей, в основе которого –  образовательная область «Познание» – конструирование.

Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Особого внима­ния требуют к себе мотивы деятельности.

Ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновение проблемной ситуа­ции и стремление к достижению цели.

Немаловажное значение в организации творческой деятельности дошкольников имеет доступность предлагаемых за­дач и заданий. Сложность их должна быть строго согласована с «шагом» творческого развития дошкольников. Психологией установ­лено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему «шаг» творческого развития. Замедление развития, а тем более ускорение всегда приводит к нежелательным последствиям. Дан­ное требование порождает новое — умелое сочетание индиви­дуальной и коллективной творческой деятельности дошкольников. С целью защиты здоровья и психики детей необходимо соблюдать требования к максимальному объему учебной нагрузки, использовать частую смену деятельности.

Не мало важным значением,   является умение педагога учитывать гендерный подход в работе с детьми.

Ожидаемый результат при применении технологии «Бумагопластика» в организованной учебной деятельности и в повседневной жизни у выпускника дошкольной организации в соответствии с ГОСДВО:

Умение применять творческий подход к работе, иметь художественно- эстетический вкус;

Уметь преобразовывать плоскостные бумажные формы в объемные;

Умеет находить конструктивные решения;

Иметь развитую моторику рук;

Расширенные  познавательные интересы дошкольника.

Умение рассуждать, доказывать и объяснять те или иные действия.

Умение самостоятельно находить пути достижения конкретного результата.  Умение сопереживать товарищу, радоваться его успехам.

 

Родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, здоровым, самостоятельным, который имеет представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; который умеет гордиться своими достижениями, достижениями друзей и страны; который имеет необходимые умения и навыки для обучения в школе.

Национальная идея «Мәңгілік  Ел» – это стратегия развития достойного и великого Казахстана. И мы педагоги и родители, в той или иной степени,  несем ответственность перед будущим поколением страны. Нашей стране нужны творческие, креативные, умные граждане, поэтому развитие творческих способностей у детей нужно начинать как можно раньше.

Одним из условий воспитания таких детей является педагог, который всегда работает в тандеме с родителями, семьей и общественностью.

Только креативный, творческий педагог способен научить ребенка творчески мыслить, фантазировать, творить…

Нет ничего важнее, чем интерес в глазах ребенка. И когда глаза детей «горят», значит, мы на верном пути!

Поэтому мы предлагаем в помощь молодым педагогам авторскую программу «Художественно – эстетическое воспитание  дошкольников средствами бумагопластики».

Данная программа разработана на основе принципов интеграции образовательных областей «Познание» и  «Творчество»  в соответствии требованиям  Государственного общеобразовательного стандарта дошкольного воспитания и обучения; является результатом работы воспитателей.  Главной целью является развитие творчества,  мелкой моторики руки дошкольника  и познавательного интереса посредством бумагопластики. Технологические карты интегрированных занятий  по вариативному компоненту разработаны  в цикле  «Бумагопластика» по возрастам с учетом требований  «Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения».

Условиями успешного проведения занятий будут создание благоприятной атмосферы, систиматичности и неподдельного интереса взрослого к результатам детского творчества.

Желаем творческих успехов!

Используемая литература:

1. .«Аппликация для самых маленьких»  В.А. Силивон

2. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1991г.

3.Комарова Т.С.«Занятия  по изобразительной деятельности в детском саду»

4. Конышева Н.М. «Умелые руки», М., 1998г.

5. Климова И. «Ручной труд»

6.Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения РК , 2016г.                                                                                        7.Патриотический акт «Мәнгілік Ел» (принят на  XXIV сессии Ассамблеи народов Казахстана,2016год)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *