«Развитие логико- математических представлений детей дошкольного возраста посредством развивающих игр»


Габбасова Гульжан Каирбековна
Воспитатель  
 ГККП Детский сад №37 «Аленушка»

 

«Ни одно человеческое исследование

 не может назваться истинной

 наукой, если оно не прошло через

 математические доказательства»

 Леонардо да Винчи

 

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность

ознакомления с окружающей действительностью.

Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию,

иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако

жизненное пространство требует от человека здравого смысла,

рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и

объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами,

рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает

многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила

и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль

памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире

и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано

с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка

предъявляет школьное обучение.

 

Актуальность

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное

значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. В

настоящее время проблема формирования и развития математических

способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем

дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции:

система образовательной работы с дошкольниками стала во многом

использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к

обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному

образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания

дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований

к познавательному развитию дошкольников, частью которого является

развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала

проблема: как обеспечить, развитие математических способностей,

отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям

детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием

качественного обновления общества является умножение его

интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно

активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не

причиняя вреда здоровью.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ

переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре

ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его

эмоциональность, активность.

Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии

интеллекта играют интеллектуальные игры. В настоящее время, в эпоху

компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая

словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.

Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша,

снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к

приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих

игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную

деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной

игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Окрашенное положительными эмоциями общение с взрослыми в игре,

выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление

игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении

радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни

взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.

Используя возможности развития логического мышления и памяти

дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач,

которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование

дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических

игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности

у детей формируются важные качества личности: самостоятельность,

находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются

конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия,

обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом

творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей

познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и

творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как

один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует

становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений,

самовыражению и самостоятельности.

Цель:

Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться

во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с

которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы

сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов:

сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.

Задачи:

1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов,

формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие

«творческие способности».

5.Сформировать представление о математике как форме описания и методе

познания окружающего мира.

Основные принципы:

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико – математические игры и упражнения. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память. Поэтому целью моей работы стало развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.

Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан математический уголок, где расположены развивающие игры математического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);
составлена картотека логико-математических игр;
• оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей.
При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения,досуги и т. д.)
При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой  информации.
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы.
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.

Новизна опыта

В связи с этим работу с детьми стала строить в увлекательной для дошкольников игровой форме;

·         особое внимание уделяю введению детей в мир логики, моделирования; умению пользоваться символикой, знаками, схемами; выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира;

·         знакомлю с математическим содержанием, закрепляю его через самостоятельную поисковую и практическую деятельность;

·         развивающие задачи решаю с учётом индивидуальных возможностей развития ребёнка;

·         дети, независимо от возраста, включаются в решение творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, смоделировать, сгруппировать, установить соответствие.

Такой подход даёт возможность творчески отбирать материал в соответствии с материальным оснащением педпроцесса, количеством детей в группе, уровнем их подготовленности.

Содержание развивающей работы с детьми

Игровой занимательный математический материал многообразен. Для работы с детьми я выбрала следующие виды: логические игры и задачи (на поиск закономерности, недостающей фигуры, нахождение лишней фигуры, классификацию, словесные);  Игровые упражнения, основанные на применении дидактического материала – счётных палочек, палочек Кюизенера, логических фигур, блоков Дьенеша.  Загадки, задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы;

(Бывает круг с тремя углами? Быв ает ночью яркое солнце? Бывает у кошки четыре лапы? Бывает у слона два уха? Бывает у собаки два хвоста? Бывает у волка три глаза? Бывает у машины два руля?)

 

Работая с логическими фигурами уже на втором этапе, я применяю кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства фигур (цвет, форма, величина) или отрицание данных свойств. В процессе выполнения предметно – игровых действий с ними у детей развивается способность к замещению и моделированию, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах. Кодовые карточки помогают детям перейти от наглядно – образного к наглядно – схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно – логическому мышлению.

Одним из ведущим  дидактическим материалом, направленным на развитие логического мышления, (проводимым мною с детьми), являются логические блоки Дьенеша (объёмный материал). Я использую плоскостной материал, именуемый логическими фигурами. Это: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник синего, зелёного, жёлтого и красного цветов, двух размеров (большие, маленькие).

Данный материал универсален: его можно использовать во всех возрастных группах, варьируя по степени сложности.

Игры и упражнения с логическими фигурами позволяют детям понять отношения между множествами через практические операции с ними: группирование, разбиение, классификация, выкладывание по определённым правилам, объединение, пересечение, помогают освоить логику высказываний с использованием слов: «и/или», «не», «все», «любой», «каждый» и другие.

Работу с блоками я строю по принципу от простого к сложному:

1.          Знакомство с качественными признаками фигур: цвет, форма, размер, игры с ними по желанию.

2.          Игры и упражнения на выделение и называние отдельных свойств фигур («Найди фигуру, как эта», «Дружат – не дружат», «Давайте познакомимся» и т.п.)

3.          Игры и упражнения на группирование по наличию или отсутствию одного, двух, трёх свойств.

4.          Классификация по одному двум трём свойствам (игры с обручами).

Неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, гибкости ума, смекалки, умения доказывать правильность суждений, упражняться в применении своих знаний оказывают загадки математического содержания, задачи – шутки, задачи – ловушки, логические концовки, занимательные вопросы. Этот материал хорош и для занятий, и для развлечений. Он создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность, способствует уточнению и закреплению знаний.

Задачи – шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их в большей мере надо проявить находчивость, смекалку, смелость в предположениях, понимание юмора. Результат решения зависит от жизненного опыта детей, развития представлений об окружающих предметах и явлениях, умение видеть, наблюдать и замечать необычное в обычном. Понять ребёнку    смысл задачи помогает создание ситуации, обстановки, аналогичной той, о которой говорится в задаче, практическая проверка, зарисовка и доказательство правильности отгадки, домысла, указание на необходимость размышлять, догадываться, решая подобные задачи.

В своей работе широко использую пальчиковые игры. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.   ( наука о развитии головного мозга через движения).  Игра “Бумага,  ножницы, камень”

Кулак – ребро – ладонь”.     Игра “Солнце, заборчик,

камешки” и.т.д.

Вывод

Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.

Перспектива

Дальнейшую перспективу в своей работе я вижу в следующем:

1.          продолжать использование в воспитательно-образовательном процессе занимательного математического материла, особенно нестандартных средств: палочек Кюизенера, логических фигур Дьенеша и соты Кайе.

2.          Продолжать использовать в работе наглядно-практический прием моделирования как один из перспективных методов обучения дошкольников математике на современном этапе по методике Л.А. Венгера.

3.          Искать пути эффективного развития логического мышления на разных возрастных этапах с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

4.          Разработать тематический план занятий по математическому развитию с использованием логико- математических игр

Таким образом, организуя с детьми работу по развитию мышления, познавательного интереса и творческих способностей, важно помнить народную мудрость: ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!

 

Педагогические возможности логических игр очень велики. Игры и упражнения по логике развивают все стороны личности ребёнка, активизируют скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В результате освоения пространственно-практических действий в играх дети познают свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; учатся делать умозаключения, классифицировать, обобщать, решать логические, проблемные задачи. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

 

 

Список использованной литературы:

 

1.«Давайте поиграем». А. А. Столяр.

2.«Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.

3.«Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина

4. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.

5. «Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михайловой

6. «Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.

7. «Логические блоки Дьенеша и палочки Кьюзенера».

8.«Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *