Исследование в действии


Бралова Салтанат Замировна учитель начальных классов ГУ “Средняя школа №35”

Так как, ученики работающие  в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и сохраняют дольше полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. (Руководство для учителя,стр. 229) Я решила провести исследование в своем классе и выбрала тему для исследования «Как групповая работа влияет на положительное обучение»

Обоснованием к выбору темы «Как групповая работа влияет на положительное обучение   стала не только низкая мотивация учащихся 3 класса, но и познавательные ценности в семьях учащихся.       Мотивация – необходимое условие успешного обучения. Доказано, что формирование положительной мотивации к учёбе у учащихся младшего школьного возраста    способствует   вовлеченности  учащихся  в совместную  деятельность на уроке  через парную, групповую, индивидуальную формы работы. Использование на уроке познавательных  игр,  создание проблемных ситуаций и их совместное и самостоятельное  разрешение способствует повышению мотивации. Построение  урока на основе жизненных ситуаций, опыте самих  учащихся мотивирует  на дальнейшее обучение . И конечно же создание коллаборативной атмосферы в классе тоже способствует мотивации учащихся. «Обучение в сотрудничестве-образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта».(Руководство для учителя стр.228)

Мы живём в 21 веке и нашему обществу нужны люди, способные творчески мыслить, самостоятельно решать проблемы, быть коммуникабельными и инициативными. Проработав в школе много  лет, я не могла не заметить  учеников, которые не проявляли особой активности на уроке. Я понимала, что нужно что-то поменять в  практике преподавания. Раньше я считала, что групповая форма работы не приемлема для учащихся начальной школы, но ознакомившись на первом этапе курсов с идеями Программы второго уровня, я поняла, что применение совместной работы поможет мне  повысить мотивацию  учащихся на уроке. Я провела с детьми  непринуждённую беседу об учёбе в школе и выявила, что многие учащиеся не проявляют интереса к учебной деятельности. Низкая мотивация некоторых учеников зависит от таких  факторов  как незаинтересованность, заниженная самооценка, страх ответить что-либо неправильно, настроение на момент урока, семейные обстоятельства. «Учителя должны иметь достаточно обстоятельные знания о том, как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся,о переживаемых ими эмоциях и об их жизни за пределами школы». Руководство для учителя стр.145) Проблема мотивации это не только моя проблема но и проблема школы в которой я работаю, это проблема многих казахстанских школ поэтому повышение  мотивации в учебной деятельности становится очень актуальным направлением в педагогическом процессе. «Руководство для учителя» – это основной источник по изучению идей семи модулей Программы. Ожидаемыми результатами Программы второго уровня являются готовность учителей к обучению учеников тому, как учиться и сформированность их как независимых, самомотивированных, увлечённых, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в цифровых технологиях.  (Руководство для учителя стр.149).Необходимо научить детей «добывать» знания самостоятельно, уметь анализировать, контролировать и оценивать свою работу и не только свою работу,  но и работы своих одноклассников, уметь аргументировать, уметь признавать ошибки и исправлять их, уметь сотрудничать. Изучив теорию  на первом этапе обучения, я для себя поняла, что процесс обучения это не только передача знаний, но и создание комфортных условий для обучения, где ученик без стеснения может высказывать свою точку зрения. Таким приемом является совместная работа, способствующая к повышению мотивации учащихся.  На практике в школе я старалась изменить роль ученика, поставив для себя задачу: активизировать деятельность класса, повысить мотивацию каждого ученика через использование групповой работы.

Для того чтобы успешно выполнить поставленные задачи, необходимо внедрить в учебный процесс идеи  семи модулей. Создание коллаборативной среды на уроке относится к модулю «Новые подходы в преподавании и обучении», т. е  при делении учащихся на группы и при психологическом настрое на урок, на протяжении всего урока мы создаём коллаборативную среду. В процессе своей педагогической деятельности  учитель должен создать такую атмосферу в классе, которая в последующем будет способствовать рабочей обстановке во время занятии. Внедрение различных упражнений  и игр благоприятно влияют на обстановку в классном коллективе, дети становятся более раскованными, не стесняются выражать вслух свои мысли и идеи. Во время обсуждения в группе активно работают, независимо от того, с кем им выпало быть в группе или в паре. А групповая форма работы  стимулирует учащихся на  размышление, обсуждение и на диалог, тем самым  создавая успех сотрудничества и мотивации к дальнейшей деятельности. Чтобы у ученика появилось желание говорить, выражать своё мнение, пусть даже  если оно ошибочное, чем повторять чужое, чтобы ученик мог свободно излагать свои мысли, спорить, выдвигать свои идеи, учителю необходимо создать доброжелательную атмосферу в классе. Процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся и учителя. Без контакта с другими людьми не будет успешного обучения. В процессе  обучения  на занятиях организуется   индивидуальная, парная и групповая формы работы, у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности, при этом снижается уровень тревожности и страха оказаться «в стороне».  Существенный  результат на создание коллаборативной среды  и мотивацию оказывает применение на уроках  приёмов критического мышления, которые предполагают слаженную работу в группе.  При совместном выполнении задания «сильные» помогают «слабым», тем самым глубже понимают некоторые вопросы, а слабые понимают материал, что вселяет в них уверенность в себе, повышая мотивационную сторону учебного процесса, «средние» же переходят на ступеньку выше. Совместная работа в отличие от индивидуальной работы, снимает страх перед неудачами у «слабых» учеников, делает прочнее знания  «сильных» учеников и способствует улучшению психологического климата в классе, это проявляется во взаимоотношениях друг с другом, у детей формируются такие нравственные качества как взаимоуважение, взаимосогласие и взаимопомощь. Использование новых педагогических технологий на уроках,   сотрудничество учителя и учащихся способствуют повышению мотивации учащихся к обучению.

В основу исследования была положена следующая проблема: «Как совместное обучение влияет на повышение мотивации младших школьников?». Побеседовав с учителями предметниками учителями начальной школы, с вопросом исследования, я решила, что тема исследования является актуальной. Так как низкая мотивация учащихся, приведёт к снижению качества знаний.

Вооружившись теоретическими знаниями решила применить их и проанализировать изменения на практике. Для того, чтобы провести исследование по проблеме, мною были выбраны  три ученика, имеющие высокий, средний и низкий уровни успеваемости. Ученик А с высоким уровнем успеваемости, учится в данном классе с первого класса, хорошист, у него одна четвёрка по казахскому языку. На уроках он проявляет активность. У него высокий уровень мотивации. Трудолюбивый, ответственный, всегда выполняет домашнее задание, но не помогает другим своим одноклассникам. В классе он является лидером. Воспитывается в полной семье. Ученик В со средним уровнем успеваемости учится в данном классном коллективе с первого класса, хорошист. У него средний уровень мотивации к обучению. Аккуратный, общительный, не всегда выполняет домашнее задание, учится по настроению. воспитывается в полной семье.  Ученик С с низким уровнем успеваемости учится в данном классе со второго класса, воспитывается в неполной семье, уровень мотивации на низком уровне, учится слабо, на уроках не проявляет активности.Нет со стороны родителей должного контроля.  И в результате исследования я хотела бы получить подтверждение моей проблемы исследования, что совместное обучение повлияет на повышение мотивации младших школьников, и я буду наблюдать такие изменения:

ученик А будет помогать своим одноклассникам, укрепляя свои знания и повышая дальше интерес к учебной деятельности. У учащихся ВС повысится мотивация к учёбе, на уроках будут активно работать, научатся самостоятельно приобретать необходимые знания, и смогут  применить  их в дальнейшей жизни. Ученик С научится выражать свою точку зрения.

Так как моя тема звучит так «Как совместное обучение влияет на повышение мотивации младших школьников?»,я свои уроки, запланировала в форме групповой работы. Составила среднесрочное планирование интегрируя все семь модулей. Определила цели к каждому уроку, согласуя с ожидаемыми результатами. При составлении среднесрочного планирования старалась обеспечить положительную динамику на весь период обучения. Подбирала задания учитывая возрастные особенности, также готовила материал для одарённых детей, для дополнительного использования. Задания которые я подобрала для проведения серии  последовательных уроков, были направлены на повышение мотивации учащихся. Например такие приёмы как «экран настроения», «психологический настрой на урок» применение игр на уроках  создают коллаборативную атмосферу на уроке, вселяют уверенность в свои силы. Приёмы применяемые на стадии вызова: «ассоциации», «шифровка», «собери слово» заинтересовывают учащихся. На стадии осмысления применяла такие приёмы как: «инсерт», «Шесть шляп», ролевую игру, чтобы дети думали, размышляли анализировали. На стадии рефлексии, чтобы получить обратную связь применяла метод «закончи предложение», «синквейн», «горячий стул». Также на своих уроках применяла вопросы: низкого порядка и высокого порядка. Для определения знания и понимания использовала вопросы низкого порядка, а для анализа и оценивания вопросы высокого порядка. (Согласно Таксономии Блума, все уровни могут рассматриваться как необходимые для критического мышления. Необходимо первоначально собрать и осмыслить знания перед их критическим применением, анализом, синтезом или оцениванием. Руководство для учителя стр. 189).

Если раньше на уроках у меня была идеальная дисциплина, ни один ученик не мог «шелохнуться» , то теперь на уроках нового формата будет всё иначе. Для того, чтобы у учащихся повысить мотивацию к учебной деятельности, структуру урока  построю так, чтобы у ученика появилось желание учиться и чтобы он получил удовлетворение от учебного процесса от участия на уроке. Нужно   на уроке создать ситуацию Успеха.  Свой первый урок в период практики в школе начала с необычного начала урока, с помощью ИКТ провела психологический настрой, сделали перед уроком зарядку под музыку и заполнили смайликами экран настроения. Модуль «Использование ИКТ» является одним из условий компетентного учителя, так как способствует улучшению процессов обучения и преподавания и способствует повышению мотивации и доброжелательной атмосферы. Поэтому на практике при проведении уроков я постаралась максимально использовать интерактивную доску, показывать обучающие презентации, учила детей работать с различными источниками информации, но при этом не забывая ,что в начальной школе интерактивная доска на уроке используется всего15 минут. На уроке применяла групповую форму работы, а это способствовало тесному контакту, сотрудничеству,  дружелюбному общению в коллективе, умению работать вместе. Когда мы обучались  на первом этапе «Лицом к лицу», я в этом убедилась, мы с коллегами работали в группах. В группе выполняли задания различного характера. Обсуждали темы, каждый говорил свою точку зрения, помогали друг другу иногда дело доходило и до спора. Пришла к выводу, что совместное обучение будет способствовать повышению мотивации учащихся на уроке. На занятиях на первом этапе  мы  разобрали, что такое формативное оценивание и суммативное оценивание, а на практике попытались применить эти виды оценивания. Самым важным было  для меня  формативное оценивание, ему я и уделяла особое внимание, используя его как обратную связь между учителем и учеником, это позволило мне определять  на каком уровне обучения находятся ученики.  Когда я просила учащихся оценить друг друга, некоторые дети оценивали с неохотой, боялись обидеть плохой отметкой одноклассника , а другие наоборот ставили отметки и причём ставили объективную отметку. При проверке домашнего задания дети оценивали свои работы  по критериям, этот вид оценивания давал учащимся стимул на выполнение следующего задания, ученик А и ученик В подошли к самооценке очень объективно, а ученик С не оценил себя, потому что  выполнила задание не полностью. На стадии осмысления для того, чтобы дать задания группам, применила приём критического мышления «Инсерт» при работе с учебником, дети не просто прочитали текст с учебника ,а делали пометки : это я знаю, это для меня новое, об этом я не знал. Данная стратегия требует от ученика осознанного внимательного чтения текста. С данным заданием очень хорошо справился ученик А, так как при обсуждении текста он принимал активное участие.

Я считаю, что систематическое использование данного приёма в дальнейшей своей практике даст более эффективный результат.

На уроке дети активно работали ,обсуждали в группе, защищали свои работы на постерах.

На этапе рефлексии взяла метод «Закончи предложение».

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…и т.д.

 

Особенно очень эмоционально подошёл к данному заданию ученик В, он закончил предложение так: Я понял, что я нужен своей семье. Ученик А закончил так: Я выполнял задания с интересом, мне очень понравился сегодняшний урок. Ученик С написал: Было трудно.. и дальше он ничего не написал. Было конечно видно, что он хотел написать, но не смог из-за маленького словарного запаса. Дети оригинально и очень красиво заканчивали каждое предложение. Спели песню  «Маленькая семья» под мотив песни «Маленькая страна». Ученик А расплакался после урока, оказывается он соскучился по папе, который был в командировке.

На втором уроке попросила своих коллег вести наблюдение за учениками АВС. По результатам наблюдении, на первом уроке, Ученик А был не очень активен в группе в обсуждениях не участвовал, но выполнял все задания сам,никому не помогал. Ученик В, в группе был активен в обсуждениях, на защите постера говорил тоже он. Он был лидером в группе. Ученица С была пассивна ,молчала только делала записи и рисовала. На втором уроке ученик А был активным, на вопросы давал полные ответы, в группе старался помочь своим одноклассникам, отлично владел пройденным материалом. В своей группе он был наставником. Особенно это проявилось, когда он в группе распределял роли в инсценировании. Он занял активную позицию лидера в группе. Если на втором уроке он не участвовал в обсуждениях работал сам ,то на третьем уроке он поменял позицию ,теперь он уже помогал всем в группе. Ученик В сегодня также хорошо работал в группе несколько раз отвечал на вопросы ,но давал не полные ответы. Ему понравилось ,что я его похвалила за активное участие и сегодня он проявил себя ещё более активно, он сегодня отличился очень важным качеством:  урегулировал конфликт в группе. Ученица С  сегодня частично участвовала в работе группы, но это уже хорошо, потому что она больше всего молчит на уроке.  В группе она очень внимательно слушала одноклассников, но сказать свою точку зрения ей не хватило смелости.

На третьем уроке по теме «Семейный бюджет» дети активно работали в группе. Первыми выступали группа, где был ученик В. Обсудив в группе вместе, ученик В отвечал сам и аргументировал, почему они выбрали эти продукты. Отвечал чётко, давал очень ясные аргументы. Следующими отвечали группа, где был ученик А. Сам он не выступал, но в ходе обсуждения принимал очень активное участие, в группе предложили ему выступить, но он отказался. Ученица С тоже принимала участие в обсуждениях, но к её мнению ребята не хотели прислушиваться, я подошла и сказала им, что мнение каждого в группе важно. Ученица С делала уже первые шаги продвижения вперёд. Далее второе задание: нужно было пойти в магазин и купить продукты, посчитать, сколько потратили и сколько осталось. Именно на этом задании я потеряла много времени, но радовало то ,что дети очень бурно обсуждали, выражали свою точку зрения «почему это необходимо покупать?»,в группе каждый спорил, в итоге пришли к единому решению. Очень хорошо виден был лидер группы. Это был ученик В.   На стадии рефлексии написали синквейн к слову «бюджет»для контроля знании.  Многие дети очень хорошо написали синквейн. Чтобы написать  синквейн учащимся необходимо иметь определённый словарный запас, знание частей речи и умение подбирать синонимы. По работам учащихся АВС можно увидеть, что ученики А и В справились с данным заданием очень хорошо,а ученице С ещё надо поработать. Также на последнем уроке я применила ещё более эффективные стратегии критического мышления,  При проверке домашнего задания я применила приём «Горячий стул»,данный приём мотивирует учащихся на знание учебного материала, на серьёзное отношение вообще к учёбе. Учащиеся задавали вопросы низкого порядка. Детям очень понравилось задавать вопросы. Ученица С задала вопрос низкого порядка: Что такое бюджет? На этом же уроке для создания коллаборативной среды в классе, при работе с притчей я применила приём  «Шесть шляп» с целью повышения мотивации и интереса к обучению. В каждой группе организовала ещё мини группы по два человека, а в одной группе было три ученика, учащиеся выбрали шляпы по цвету. Задания были написаны на интерактивной доске, и каждая группа видела какую функцию выполняет их шляпа. Использование данной стратегии помогло мне создать более благоприятную, доверительно-дружескую атмосферу в классе. Ребята интересно  рассказали сюжет притчи о здоровье, в зависимости от цвета шляпы. Они учились делить текст по определённым критериям. При обсуждении данного вида работы ученица С (белая шляпа) участвовала в обсуждении в паре, она назвала всех персонажей притчи, но её ответ прозвучал очень тихо, я считаю, что это уже маленький шаг вперёд.   Ученик В (зелёная шляпа) тоже отличился активностью работая в паре, в основном идеи в обсуждение внёс он, но не  отвечал. Ученик А у него была синяя шляпа, ему надо было подвести итог. Он очень хорошо справился с данным заданием, сказал, что эта притча очень поучительная, учит детей беречь своё здоровье смолоду.

На всех уроках я проводила видео съемку, сделала  фотографий некоторых работ детей, после исследования проводилось интервьюирование всех учеников с целью выяснения их отношения к совместному обучению. Родители учащихся и мои коллеги написали отзывы об изменениях.     Анализируя свои уроки, наблюдения за учащимися, прочитав отзывы коллег и родителей, я считаю, что исследование   мне удалось провести и достичь ожидаемого результата, который я поставила в начале исследования, что совместное обучение влияет  на повышение мотивации младших школьников. Уроки, которые я проводила с использованием Программы идеи семи модулей, вызвали огромный интерес  моих учеников , коллег и родителей. Прочитав отзывы  родителей после проведения серии последовательных  уроков, можно сделать такие выводы: родители пишут, что дети приходят домой и начинают делиться своими впечатлениями об уроке. Им очень нравится работать в группе, вместе обсуждать, особенно работать на интерактивной доске. Мама ученицы С, которая была под наблюдением ,как слабая ученица, пишет, что Карина сейчас с охотой стала  готовить домашнее задание, рассказывает об уроке своему брату, который учится в нашей школе в седьмом классе. В итоге наблюдая и исследуя за детьми хорошего, среднего и низкого уровня мотивации я сделала такие выводы: у ученика  А проявились лидерские качества, высокая мотивация к обучению ,положительные черты характера, такие как взаимопомощь, уважение. У ученика Б тоже повысилась мотивация к учёбе, заметила, что этот ученик изменился в лучшую сторону, он научился слушать своих одноклассников, помогать им проявились лидерские качества.Ученица С – принимала участие в обсуждениях в группе, хотя ещё не очень хорошо выражала свою точку зрения вслух, повысилась мотивация  к учёбе. Вот только должного внимания я не  уделила работе с одарёнными детьми, я только сильным учащимся дала  усложнённые задания, Сильные  учащиеся выступали на уроках в роли  консультантов. В дальнейших своих исследованиях я обязательно буду уделять данному модулю особое внимание. В начале исследования для решения поставленной задачи и доказательства проблемы исследования я использовала следующие методы – это анкетирование учащихся отзывы  родителей, наблюдение. При встрече со своими учениками я провела анкетирование для того ,чтобы проверить уровень школьной мотивации. Анкета  Н.Г. Лускановой для оценки школьной мотивации состояла из десяти вопросов . Результаты анкетирования были не очень хорошие, учащихся с высоким уровнем мотивации-15учащихся и 9 средний уровень мотивации и 2 учащихся имеют низкий уровень мотивации. Результат конечно омрачил, и надо было действовать, повышать интерес учащихся к учёбе, внедрять на практике идеи семи модулей. Ученик А имел высокий уровень мотивации, ученик В имел средний уровень мотивации и ученица С –низкий уровень мотивации.

Делая анализ своему исследованию, решила буду учить детей самостоятельно находить знания. А когда он эти знания находит самостоятельно, то он  и запомнит это хорошо. Я, как учитель должна давать им удочку, а рыбу они должны поймать сами. По результатам анкетирования учащихся после проведении уроков  я могу сказать, что учащимся понравилось работать в группе.И моя задача, как учителя, не только пробудить внутреннюю мотивацию учеников, но и поддерживать это состояние. А чтобы поддержать интерес учащихся, необходимо постоянно детей удивлять. Я не отнимаю значимости чувства успеха, но все же приоритетным для себя ставлю заинтересованность. Возможностей у учителя в наше время множество. Интересный материал в большом количестве есть в Интернете. Значит, все зависит от заинтересованности самого учителя, который в свою очередь мотивирует и учащихся. Все гениальное просто! Чтобы зажечь искру в глазах ребенка, нужно зажечь этот интерес у учителя. Нельзя останавливаться  на достигнутом, буду заниматься своим самообразованием,искать новые стратегии и приёмы для усовершенствования своих уроков.Также можно внедрить формативное оценивание при проверке тетрадей., особенно это приемлемо в начальной школе. Самое главное для себя, я поняла,что учебный процесс тем эффективнее,чем меньше говорит на уроке сам учитель, а даёт возможность сказать своим ученикам. Со следующего учебного года буду писать среднесрочное и краткосрочное планирование. Групповая форма работы не даст быстрых результатов, как и во всех сферах деятельности, где вводятся новшества. Для отличного результата нужна систематизация процесса. Для того, чтобы в группе была слаженная работа должна быть систематизация проведения уроков нового формата. После 3 этапа «Лицом к лицу» перейду к проведению уроков в форме групповой парной работы.  Но тем не менее я  на практике при проведении серии последовательных уроков в третьем классе увидела следующее : при проведении групповой формы работы  дети раскрываются при обсуждениях, у детей проявляются лидерские качества, если при традиционном обучении учитель больше говорил на уроке ,то на уроках нового формата эта роль предоставлена детям, а учитель умело направлял их в нужное русло. Серию последовательных уроков проводила с применением групповой и парной форм работы.  Как же всё- таки хорошо, когда видишь ,что детям интересно стало учиться. Я тоже вместе с детьми чувствовала  себя частичкой этого движущего процесса нововведения. Внедрила на своих уроках все семь модулей.  На уроках с ипользованием идей семи модулей Программы у учащихся развиваются пожительные качества по отношению к себе,к одноклассникам, например слабый ученик может без стеснения попросить помощи у сильного ученика ,при этом знает ,что тот не посмеётся над ним, а поможет ему. Дальше продолжу совершенствовать навыки групповой формы работы,постепенно внедряя метод «Жигсо». Также  для себя я отметила, как важно проводить рефлексию, это самоанализ своей деятельности, самоанализ деятельности учащихся, которая позволяет оценить свою работу, определить трудности, которые встретились  в работе. В заключении хотелось бы написать, что идеи семи модулей я в своей педагогической практике использовала и раньше, но проводилось это скорей всего неосознанно и это не приводило к должному результату. Теперь в дальнейшей своей педагогической деятельности для повышения уровня мотивации учащихся я буду систематически внедрять идеи  семи модулей и создавать на уроках коллаборативную среду. «Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворёнными своими классами».(Руководство для учителяс.229)

 

Список использованной литературы:

 

1.Руководство для учителя . Второй уровень(основной) уровень.

3-е изд.-Астана: Изд-во Центра педагогического мастерства (АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2014).

2.Задания для выполнения в период практики в школе: Второй (основной)уровень  3-е изд.-Астана: Изд-во Центра педагогического мастерства (АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2014).

  1. «Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения». А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова (Учебное пособие. Алматы 2012).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *