Современные педагогические технологии в начальной школе


 Акажанова Лариса Тулегеновна
 Учитель начальных классов
 ГУ «Средняя школа №35» города Актобе

 

Большинство развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования системы образования. Не остался в стороне и Казахстан: по темпу внедрения инноваций в области образования наша страна находится в числе передовых. Процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом, поставлены основные цели по улучшению качества образования. Главной целью образовательных реформ является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. И в достижении этой цели важную роль играет совершенствование системы образования: была принята новая долгосрочная государственная программа развития образования на 2011–2020 г.г., принята новая редакция Закона РК «Об образовании», утвержден новый Закон РК «О науке», который открывает широкие возможности для развития отечественной науки и реализации ее результатов и многое другое.

Внедрение современных информационных технологий, соответствующих международным образовательным стандартам, а также обеспечение всех необходимых условий для плодотворной работы учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Ведь информационные технологии помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень.

Для достижения результативности обучения в образовании применяются современные технологии и инновационные методы обучения.

Поэтому при определении цели своей педагогической деятельности я брала за основу приоритетные требования Казахстанского государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребёнка.

Цель моей профессиональной деятельности согласуется с «Программой развития школы». В Программе сказано, что «миссия школы заключается в создании психолого-педагогических и организационных условий, способствующих личностной само актуализации и будущему профессиональному самоопределению обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей».

Образовательные задачи в начальной школе тесно связаны и переплетены с задачами воспитательными, роль учителя неотделима от роли воспитателя. В законе «Об образовании» сказано, что образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения. На первом месте стоит именно воспитание. Целью воспитательной работы должно стать воспитание в детях человеческих, нравственных и гражданских качеств.

Понимая масштаб, глубину и сложность поставленной задачи, педагог должен принимать во внимание   реальные условия, в которых осуществляется образовательный процесс. В частности, учителю необходимо учитывать психофизиологические особенности современных детей младшего школьного возраста. И надо сказать, что изменения в психофизиологии наших детей вызывают обоснованную тревогу. Можно с уверенностью констатировать, что, в большинстве случаев, для сегодняшнего первоклассника характерны:

– слабая мотивация к обучению; низкий уровень познавательной активности; отставание общего развития от биологического возраста; низкий уровень обучаемости;

– синдром дефицита внимания и гиперактивности

Поэтому свою задачу я вижу, прежде всего в том, чтобы приобщить ребёнка к учебной деятельности, разжечь в нём огонёк познания, сформировать желание и умения учится у детей с разным уровнем развития

Осуществить поставленные задачи возможно только опираясь на достижения передовой педагогической мысли, используя современные образовательные технологии и учебные программы.

Изучая программы обучения, я стараюсь больше внедрять в учебный процесс «Здоровьесберегающие технологии», «Развивающее обучение», «Проблемное обучение»,«Разноуровневое обучение», «Использование исследовательского метода в обучении», «Проектные методы в обучении», «Игровые методы».

Считаю, что данные технологии помогают учителю развить индивидуальные способности и возможности учащихся, обеспечивает формирование универсальных учебных действий у учащихся, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения

Свои уроки стараюсь строить на принципах проблемно-деятельностного обучения.

Создание проблемной ситуации;

формулировка (постановка) проблемы

решение проблемы: выдвижение предположений;

обоснование и доказательство гипотез;

проверка правильности решения и открытие новых знаний

применение новых знаний

На уроках учу детей осознавать цель учебной деятельности (что я делаю и зачем), задавать вопросы, выдвигать, обосновывать и проверять гипотезы, находить нужную информацию в различных источниках. Добиваюсь, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями, а превращались в активных исследователей учебных проблем. Когда учебная деятельность становится творчеством, повышается качество усвоения материала, а самое главное дети осознают, что обучение – это не только зубрёжка правил и формул, это – прежде всего увлекательный и бесконечный процесс познания мира и себя.

На уроках литературного чтения использую технологию продуктивного чтения, прививаю детям навыки правильной читательской деятельности. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя художественные, учебные и научные тексты; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.

Для того, чтобы учение стало интересным и увлекательным делом, очень важно разбудить в ребёнке творческий потенциал. И в своей работе использую проектно-исследовательские технологии. В проектной деятельности меня привлекают возможность обучения каждого на уровне его способностей, отсутствие жестких временных и содержательных рамок урока и программы, свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности

В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности.

Формирование гармоничной личности должно происходить в тесном взаимодействии с окружающим социумом (одноклассниками, учителями, родителями). Современные дети испытывают дефицит общения среди сверстников и отличаются неразвитыми коммуникативными умениями.  Перед учителем стоит задача привить детям навыки конструктивного общения.

Формирование коммуникативных умений наиболее успешно происходит в результате совместной деятельности. Поэтому, на уроках и во внеурочной деятельности использую различные виды и формы совместной деятельности (работа в группе, в паре). Совместная деятельность делает урок более живым, воспитывает у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал.

Особое место в моей педагогической практике занимают информационно-компьютерные технологии. Использование ИКТ позволяет:

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

обеспечивает наглядность;

привлекать большое количество дидактического материала;

повышать объём выполняемой работы;

создавать интерактивные задания и упражнения

обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

При подготовке и проведении урока использую электронные ресурсы учебного назначения

мультимедийные курсы

презентации к урокам

логические игры

цифровые образовательные ресурсы

ресурсы Интернет

электронные энциклопедии

В современном образовательном обществе, пожалуй, нет учителя, которой не использует на уроке мультимедийные презентации.  Это удобный и эффектный способ представления информации, который:

дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Визуализация учебного материала способствует лучшему запоминанию и усвоению.

Результатом использования ИКТ стало создание: разработок уроков – презентаций,

разработок уроков с использованием интерактивной доски, персонального сайта в сетевом педагогическом сообществе нач. портал

Деятельность педагога сегодня немыслима без здоровьесберегающих технологий. Нарушения осанки, зрения, синдром дефицита внимания, гиперактивность, эмоциональная нестабильность – это лишь самые распространенные диагнозы у детей начальной школы! Работу по здоровьесбережению веду по нескольким направлениям. Это просветительские беседы, родительские собрания, классные часы; праздники, дни здоровья, соревнования совместно с родителями, выходы на природу, в походы, конкурсы, пропагандирующие здоровый образ жизни

Уроки строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим, провожу физкультминутки, упражнения для снятия зрительного и мышечного напряжения, упражнения для релаксации и для активизации умственной деятельности.

В рамках внеурочной деятельности провожу различные встречи с ветеранами войны, с ребятами посещаем детский дом, «Дом матери», музеи, театры, городской планетарий, парки, с ребятами делаем кормушки и вывешиваем в школьном дворе, весной участвуем в озеленении своего родного школьного двора.

Для сплочения детского коллектива очень важны совместные дела. Праздники, конкурсы, концерты, походы – являются неотъемлемой частью воспитательной работы. Для расширения кругозора учащихся организуются экскурсии на предприятия города, в теплицу. Основы экологического воспитания закладываются во время посадки саженцев своими руками и уход за ними. Для воспитания у детей отзывчивости, неравнодушия и чувства ответственности очень важны разнообразные социально-значимые дела. Дети с удовольствием участвуют в ежегодных акциях «Посади своё именное дерево», «Помоги бездомным животным», субботниках по очистке школьной территории, озеленительных мероприятиях.

Результатом воспитательной работы считаю: формирование дружного, сплоченного коллектива, доброжелательное отношение учащихся друг к другу, учителям, школе, активное участие учеников в школьных, городских мероприятиях.

Использование современных обучающих технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные технологии.

Литература:

1. Чурилов А.А. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 497-500.

2. Инновации в системе образования республики казахстан Бекишев К. Казахский Национальный университет им. аль-Фараби Алматы, Республика Казахстан

3.Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – M. 2006.

4.Программа развития образования Республики Казахстан до 2015г.

5.Ефимов В.Ф. Использование информационно – коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . № 2, 2009.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *