Открытый урок «Загадочный мир русских народных сказок»


Учитель  русского языка и литературы

Дюсенова Гульнар Кожмухамматовна

Акмолинская область, Зерендинский район, Чаглинская средняя школа

(песня №1)

 Цели:

– уточнение и обогащение знаний  детей о русских народных сказках, о главных героях сказок;

– развитие у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности;

– воспитание интереса и уважения  к наследию устного народного творчества;

– нравственное воспитание учащихся через сказки;

– развитие творческих способностей учащихся, раскрепощение детей через театрализацию;

– воспитание взаимопомощи и сотрудничества, чувства «здорового» соперничества.

Задачи:

приобщать детей к народному творчеству;

формировать у учащихся доброе взаимоотношение;

способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива;

развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Оборудование:

мультимедиа проектор;

«сказочные» предметы;

элементы костюмов для инсценировки сказки;

разучивание стихотворений, песен, ролей героев сказки;

рисунки и фотографии для презентации

Ход классного часа

Объявление темы классного часа

Учитель:. Добрый день, дорогие ребята  и уважаемые гости!  Сегодня мы с вами вспомним полюбившиеся всем нам русские народные сказки. Ребята моего класса на протяжении пяти лет знакомились со сказками. Они слушали сказки, читали их сами, участвовали в постановках сказок, рисовали сказочных героев. Сегодня наступил важный момент для подведения итога – проверки знания ребятами русских народных сказок. Кроме этого пятиклассники познакомятся с историей появления русских народных сказок. А это должен знать каждый ребёнок . А в заключении мы представим вашему вниманию премьеру спектакля одной замечательной и мудрой сказки. Ну что же, начинаем.

Рассказ ученика «История русских народных сказок»:

Сказки, пословицы, поговорки, загадки – это произведения устного народного творчества.

В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки, мудрые пословицы и поговорки, хитрые загадки не записывались, а передавались устно от одного человека к другому.  Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней. Так сказки и передавались от одного поколения к другому.  Таким образом, сказки дожили до тех  времен, когда возникла письменность. Сказки стали записывать. Благодаря письменности, мы с вами можем сегодня читать сказки и наслаждаться богатством и красотой сказочного мира.

Слово  «сказка»  произошло от слов: « сказывать» , «рассказывать», так как сказки передавались устно. В древности сказки назывались «баснями» и «байками». Автором русских народных сказок является большое количество людей, т.е. народ.

Слово учителя:

Конечно, существуют и авторские сказки и вы их хорошо знаете.

– Ребята, вспомните и назовите писателей, со сказками которых вы познакомились.(ответы ) Молодцы!..

– Ребята, как вы думаете, для чего были придуманы сказки?(ответы)

– Чему учат сказки? (ответы)

Но сегодня мы с вами будем говорить только о русских народных сказках.

Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости. Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы всем с детства. С ними связаны наши первые представления ребёнка о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки учат.   Не зря про сказку сочинили  такие пословицы: «Сказка – хранительница народной мудрости», «Сказка –ложь, да в ней намёк».

Учитель:  -А вы любите сказки? (ответы детей)

– Кто впервые познакомил вас со сказкой? (ответы детей)

– Ребята, а вы знаете, когда появились первые сказки? (ответы)

– Что означает слово сказка? (ответы)

– От какого слова произошло слово «сказка»?

– Когда появились русские народные сказки?

– Кто является автором русских народных сказок?

Учитель: Я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными. Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке(музыка).Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Загадочный мир русских народных сказок».

(Видео № 1)

Айнур : Ой, куда я попала ? Здравствуйте ребята и гости . Я одна из героинь сказки  «Морозко». Позвольте узнать, кто вы, гости дорогие? Откуда вы прибыли?

Азамат: Мы ученики 5 класса. Очень любим путешествовать по сказкам.

Айнур: Хорошо ребята. Вы очень мне нравитесь. Я  живу в  царстве чудес и волшебства. И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы- самые высокие , терема расписные, птицы самые звонкие, а чудища самые страшные. Предлагаю  вам стать героями моей сказки. Согласно ли вы?

Класс: Да…

Айнура: Для этого нужно пройти тяжкий  и далекий путь. По дороге нам встретятся много персонажей из разных сказок.

Презентация № 2 дорого

Песня №2 баба яга

Баба яга : Куда вы собираетесь? Я не дам вам дальше пройти .  Главное – никакого покоя от вас!

Класс:  Пожалуйста, Баба – Яга, нам срочно нужно пройти.

Баба – Яга: Хорошо, я дам вам  шанс! Хочу, детки, проверить,  знаете ли вы сказки? Если не отгадаете, съем вас!

  1. Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необычном         летательном аппарате. ( Баба Яга )
  2. Сказочный лесной обитатель, подручный той неприятной старухи, имя которой вы только – что отгадали (Леший )
  3. Носатая особа женского пола, к имени которой всегда добавляется слово «Болотная». ( Кикимора )
  4. Рогатое длиннохвостое существо, которое только и думает, как – бы навредить людям. ( Чёрт )
  5. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. (Кощей Бессмертный)
  6. Девушка необычайной красоты, которая живёт в озере (Русалочка )
  7. Огромный зверь со множествами голов (Змей Горыныч )
  8. Как зовут если не царь, то во всяком случае большого начальника в подводном царстве. ( Водяной)
  9. Чудовище – свистун, которого победил и взял в плен Илья – Муромец.  (Соловей – Разбойник)
  10.  Милый маленький человечек, который живёт в каждом доме и охраняет его (Домовой )

Баба – яга: ладно, ребята, вы победили. пойду я на свою печь.

Айнура: Перед нами стоят чудища и вредители, разбойники да грабители. От них то беда, то ущерб, то потрава – словом – это Змей Горыныч.

Змей Горыныч:  Если вы хотите пройти, то нужно узнать песню по музыке и спеть что-то из нее.

  • 1. Кабы не было зимы
  • 2 Три белых коня
  • 3 Антошка
  • 4 Песенка Водяного

Змей Горыныч: Молодцы, ребята. Теперь вы можете  отправиться дальше.

Айнура:  Наше путешествие подходит к концу, наша дорога заканчивается.

Соловей – Разбойник (Свист… ) Я люблю очень стихотворения. Прочтете стихи о сказках –пропущу, а нет – засвищу…

Чтец 1

В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Чтец 2:

Кто в детстве сказок не читал

Считай, полжизни потерял,

Друзей прекрасных не узнал

А ты читал? А ты читал?

Чтец  3:

Со сказкой доброй подружись

И вмиг она тебя

За реки и моря.

Познаешь  с нею  ты добро

И победишь любое зло.

Соловей –разбойник: Проходите дальше…

Айнур: Дорогие ребята, я теперь видела, как вы дружно прошли этот путь и убедилась, что вы можете стать героями сказки.

Инсценировка  сказки «Морозко»

Дети понравилась вам сказка ? Чему они учат? (Ответ детей)

Дети…Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *