Роль логистики в экономике

Серік Қабылжан Серікұлы
преподаватель экономических дисциплин Прикаспийский современный колледж

Аннотация: В статье отмечены важность логистики в экономике, которая является основным фактором для стимулирования экономического развития, а также причины возрастания интереса к логистике. Раскрыта практичность системы логистики в достижении конкурентных преимуществ, вывести предприятие в число лидирующих. Достойный ответ вызовам- это соответствие системы управления предприятий.

Ключевые слова: логистика, инфраструктура, товародвижения, эффективность управления, понятийный аппарат.

 

Логистика сегодня стала жизненно важным компанентом экономики. Деятельность в области логистики многогранна. Логистика (Logistike)- в переводе с греческого означает науку о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Проблемы логистики с каждым днем привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций в развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В действительности мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и организации производства и с новым научным направлением. Эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники.

Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.

На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур- у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг. [1]

Логистика, являясь системой управления, объединяет субъекты управления и составляющие объекты, развивается на основе современных технических решений и достижений в транспортной и складской логитсике. В сфере управления внедряются высокопроизводительные компьютеры и современные средства автоматизации, новое программное обеспечение управления, что гарантирует лидерство на рынке товаров и услуг. В свою очередь предпринимательская инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют разработку и применение новой техники и технологий в процессах продвижения материальных потоков.  В условиях конкуренции  от технического прогресса требуются эффективные технологии, средства и надежные методы управления.

Наибольшую актуальность логистика приобретает ввиду необходимости государственной поддержки процессов продвижения товаров. Необходимо применение государственного управления в продвижении и регулировании логистических процессов. Поддержка применима и эффективна не только на уровне микроэконмики предприятий и организаций- непосредственных участников процесса товародвижения, но и на уровнях региональных экономик и экономики государственного значения. Активный интерес, который проявляется к логистике, объясняется впечатляющими результатами, которые были получены благодаря применению логистического подхода в экономике промышленно развитых стран. В большинстве зарубежных стран активное развитие логистики привело к появлению логистических систем. Бурный рост логистических систем привел к тому, что они перешагнули границы одного государства. На сегодняший день развиваются межгосударственные транснациональные макрологистические системы, призванные облегчить перемещение через границы информации, товаров, капитала и людей. Причины возрастания интереса к логистике и логистическим системам обусловлены потребностями развития бизнеса и национальной экономики. [2]

Эффективное управление  крупными потоками товаров привело к увеличению, как бизнеса, так и экономической значимости логистики. Экономическое развитие в последние годы привело к созданию сложных сетей и систем грузопотоков и компаний – это процесс глобализации закупок, производства и продаж, а также разделение труда. Кроме того, сложность международных логистических систем во многих секторах выросла в результате увеличения вариации продуктов и их дифференциации. Поэтому  вполне логично, что перевозка сборного груза растёт параллельно с экономическим ростом и увеличением производства товара.
Помимо логистических услуг и внутренних логистических операций промышленных и торговых компаний, макроэкономические последствия логистики распространяются на логистику в секторе поставок. Возникла большая потребность в автомобилях, транспортёрах, складской технике, ИТ- системах, эксплуатационных материалах, топливе и связанными с ними услугами. Вместе с продуктами поставщиков, макроэкономические последствия логистики составляют 240 млрд.евро и 3000000 человек, занятых в этой сфере. [3] В течение долгого времени считалось, что в высокоразвитых странах всё меньше и меньше количества товаров были производятся для системы обслуживания логистики и что объём перевозок растёт более медленными темпами, чем экономика. Сегодня, можно предположить, что развитие на самом деле идёт в обратном направлении в результате возрастающего между компаниями разделения труда и созданной активизации аутсорсинга в некоторых высокоразвитых странах. Производительность транспорта на количество производства единицы товара увеличивается для многих видов товаров. Логистические системы постоянно подвергаются оптимизации. Управление цепочками поставок, синхронизация, отказ от хранения и глобального аутсорсинга всего лишь несколько примеров. Применение современных концепций логистики влияет и на экономический сектор распределения товаров, так как создание крупных экономических районов порождает международные трансграничные логистические системы.[4]   Логистика является сравнительно молодой наукой, поэтому многие вопросы, относящиеся  к понятийному аппарату и терминологии, с развитием рыночных отношений  постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием. Так, например, на сегодняшний день в  отечественной литературе насчитывается  свыше трех десятков различных определений  логистики.

Однако  в своей основе логистика не является феноменом совершенно новым и  не известным на практике. Проблема рационализации всегда была предметом  пристального внимания. Новизна логистики  состоит, во-первых, в смене приоритетов  в хозяйственной практике предприятий. Во-вторых, новизна заключается во всестороннем комплексном подходе  к вопросам движения материальных ценностей  в процессе воспроизводства. [5]

Логистика предполагает согласование процессов, связанных с материальными и  информационными потоками, производством, менеджментом и маркетингом, а также  предполагается использование компромиссов в хозяйственной практике.

В результате при движении потоков  нередко достигаются прямо противоположные  цели участников логистической цепочки, что свидетельствует о выполнении логистикой функции сбалансирования, оптимизации и координации различного рода отношений. Это позволяет отходить от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществлять их интеграцию. Это приводит к получению общего результата деятельности, который во много раз превосходит сумму отдельных эффектов.

Список используемой литературы:

 

1. Благин Р. Интегриальный инструмент бизнеса- логистика./ Технологии управления.-2001 г.

2. Bowersox D.J., Helferich O.K. Logistical Management. 1991

3. Колобов А.А., Омелъченко И.Н. Основы промышленной логистики: Учебное пособие.-М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.

4. Управление товародвижением на основе логистики http://bibliofond.ru/view.aspx?id=806661

5. Аркадьев К. Г. Логистические системы и их роль в современной экономике [Текст] //. Экономика, управления, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015г.). – Краснодар: Новация, 2015. – с. 139-141.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.