“Организация методической службы в дошкольных организациях»
Гелингер Нина Михайловна
методист Мини-центр КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе средней школы №26 поселка Молодежный» акимата Осакаровского района Карагандинской области
Методическая работа в дошкольной организации – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных действий и мероприятий. Они направлены на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогов и, в конечном счете, на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и достижение оптимального уровня развития дошкольников.
Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения образовательного процесса в дошкольной организации. В современных условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме встала потребность новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Вся работа методической службы должна быть направлена на:
ü организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий;
ü повышение профессиональной компетенции сотрудников дошкольной организации;
ü обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования;
ü научно — методическое обеспечение содержания образования; объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ребенка;
ü мониторинг результатов педагогического процесса.
Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку в дошкольной организации и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.
Методическая работа в дошкольной организации строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями и администрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу дошкольной организации на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, объективно отследить возможные расхождения, изменения, провести анализ и определить дальнейшие тенденции, осуществить необходимую коррекцию. Мониторинг профессионально-педагогического уровня позволяет выявить процент творчески работающих педагогов и педагогов с установившимся стилем работы.
Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запросам, открывает возможность постоянного совершенствования. Поэтому, желательно, что бы в методическом кабинете был сформирован «Банк инновационных идей», который может содержать обобщённый опыт педагогов данной дошкольной организации, а также опыт коллег из других дошкольных организаций. Интересные находки всегда можно применить в своей практике.
Существуют различные формы оказания методической помощи педагогам: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, методические недели, семинары и конференции. Зарекомендовала себя и такая форма как индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. Это, несомненно, обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.
Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов является семинар-практикум – особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель их проведения – обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение диагностических затруднений педагогов в практической деятельности.
Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием дифференцированного подхода.
Для начинающих педагогов следует организовать «Школу молодого специалиста». Цель, которой – способствование психологической адаптации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений.
Задачами «Школы молодого специалиста» являются:
ü ориентирование молодого педагога на применение современных технологий в работе с детьми, творческий поиск;
ü стимулирование инициативы и творчества;
ü формирование у педагога собственного взгляда на воспитательно-образовательный процесс;
ü совершенствование умения анализировать, критически оценивать свою работу, воспитывать ответственность за неё.
Наставниками молодых специалистов могут быть педагоги высшей и первой категории с большим стажем работы.
Для творческого развития педагогов в процессе профессиональной деятельности следует организовать «Педагогическую гостиную», задачи которой:
ü способствовать обучению педагогов экспериментально проверять эффективность своей модели работы;
ü разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достижений;
ü поднять профессиональный уровень мастерства педагогов на новый качественный уровень;
ü изучить опыт педагогов, работающих по данной проблеме творчески, и применить их опыт на практике.
Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запросам, открывает возможность постоянного совершенствования.
Такая форма работы как «Мастер – класс», с защитой своего наработанного творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов дошкольной организации, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.
Методическая работа имеет еще одно направление: она является очень важным звеном в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров. В дошкольной организации должен быть составлен перспективный план, в котором предусматриваются различные формы, сроки повышения квалификации педагогов.
Истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.
Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышленников, выработку единого педагогического кредо.
Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников. Иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители – педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.
На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольной организации во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого члена педагогического коллектива и от работы методической службы.
В дошкольной организации развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любой дошкольной организации должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая к инновационной деятельности, сотрудник методической службы должен хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.