“Организация методической службы в дошкольных организациях»

Гелингер Нина Михайловна
методист Мини-центр КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе средней школы №26 поселка Молодежный» акимата Осакаровского района Карагандинской области

Методическая работа в дошкольной организации – это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на кон­кретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных действий и мероприятий. Они направлены на всестороннее повышение квалифи­кации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повы­шение творческого потенциала педагогов и, в конечном счете, на совершенст­вование воспитательно-образовательного процесса и достижение оптимального уровня развития дошкольников.

Цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному са­мосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения обра­зовательного процесса в дошкольной организации. В современных условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме встала потребность новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Вся работа методической службы должна быть направлена на:

ü организацию образовательного процесса на основе со­временных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий;

ü  повышение профессиональной компетенции сотрудников дошкольной организации;

ü обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования;

ü  научно — методическое обеспечение содержания образо­вания; объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ре­бенка;

ü мониторинг результатов педагогического процесса.

Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ре­бенку в дошкольной организации и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогиче­ским коллективом.

Методическая работа в дошкольной организации строится на основе анализа достигнутых ре­зультатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке, само­анализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями и адми­нистрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные про­блемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче про­водить анализ выполнения годовых задач, планировать работу дошкольной организации на сле­дующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, объективно отследить возможные расхождения, изменения, провести анализ и определить дальнейшие тенденции, осуществить необходимую коррекцию. Мониторинг профессионально-педагогического уровня позволяет выявить процент творчески работающих педагогов и педагогов с установившимся стилем работы.

Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедре­ние опыта педагога, который является основой его педагогического мастерст­ва, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запро­сам, открывает возможность постоянного совершенствования. Поэтому, желательно, что бы в методическом кабинете был сформирован «Банк инновационных идей», который может содержать обобщённый опыт педагогов данной дошкольной организации, а также опыт коллег из  других дошкольных организаций. Интересные находки всегда можно применить в своей практике.

Существуют различные формы оказания методической помощи педагогам: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, методические недели, семинары и конференции. Зарекомендовала себя и такая форма как индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. Это, несомненно, обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необхо­димые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.

Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов является семинар-практикум – особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушате­лей. Основная цель их проведения – обновление теоретических знаний, совер­шенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимо­стью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определе­нию содержания семинаров предшествует изучение диагностических затруд­нений педагогов в практической деятельности.

Все формы методической работы направлены на повышение квалифика­ции и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содер­жания методической работы с результатами педагогической деятельности педа­гога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессиональ­ного мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием диффе­ренцированного подхода.

Для начинающих педагогов следует организовать «Школу молодого специалиста».  Цель, которой – способствование психологической адаптации  мо­лодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффек­тивность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собст­венных достижений.

Задачами «Школы молодого специалиста» являются:

ü ориентирование молодого педагога на применение современных технологий в работе с детьми, творческий поиск;

ü  стимулирование инициативы и творчества;

ü  формирование у педагога собственного взгляда на воспитательно-образовательный процесс;

ü  совершенствование умения анализировать, критически оценивать свою работу, воспитывать ответственность за неё.

Наставниками молодых специалистов могут быть педагоги высшей и первой категории с большим стажем работы.

Для творческого развития педагогов в процессе профессиональной деятельности следует организовать «Педагогическую гостиную», задачи которой:

ü  способствовать обучению педагогов экспериментально проверять эффектив­ность своей   модели работы;

ü   разрабатывать методические рекомендации на основе собственных достиже­ний;

ü  поднять профессиональный уровень мастерства педагогов на новый качест­венный уровень;

ü  изучить опыт педагогов, работающих по данной проблеме творчески,  и при­менить их опыт на практике.

Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедре­ние опыта педагога, который является основой его педагогического мастерст­ва, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запро­сам, открывает возможность постоянного совершенствования.

Такая форма работы как «Мастер – класс», с защитой своего наработанно­го творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов дошкольной организации, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего твор­ческого роста педагога.

Методическая работа имеет еще одно направление: она является очень важным звеном в целостной системе повышения квалификации педагогиче­ских кадров. В дошкольной организации должен быть составлен  перспективный план, в котором преду­сматриваются различные формы, сроки повышения квалификации педагогов.

Истинная оценка эффективности методической работы дается по конеч­ному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.

Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, прин­ципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педа­гогического коллектива, превращению его в коллектив единомышленников, выработку единого педагогического кредо.

Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональ­ном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессио­нализма и творчества в коллективе единомышленников.  Иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители – педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования. Выбор направлений в развитии дошкольной организации во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого члена педагогического коллектива и от работы методической службы.

В дошкольной организации развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любой дошкольной организации должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника. Поэтому, приступая к инновационной деятельности, сотрудник методической службы должен хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.