Технологизация образовательного процесса как ресурс обновления содержания школьного образования


Валиева Г.П учитель английского языка КГУ “Общеобразовательная средняя школа №21” Карагандинская область 

г. Жезказган

Основная цель  работы заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.

Современная школа сегодня не может жить в разрез с изменениями, происходящими в мире. И одной из задач современной школы не случайно является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе повышения квалификации и педагогического мастерства учителя, применение им новых методов и форм их решения. Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может сегодня не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти: 
• от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
• от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
• от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
• от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

С использованием ИТ в обучении во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа. Эффективность применения ИТ для решения этих задач обусловлена следующими факторами:

– разнообразие форм представления информации;

– высокая степень наглядности;

– возможность моделирования разнообразных процессов;

– освобождение от рутинной работы, отвлекающей от усвоения основного содержания;

– хорошая приспособленность для организации коллективной исследовательской работы;

– возможность дифференцированного подхода к работе учащихся в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов и т.д.;

– организация оперативного контроля и помощи со стороны учителя

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя – активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. А как же этого достичь – использовать богатые иллюстративные, звуковые и интерактивные возможности компьютера, которые создают благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт, что способствует развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества, и самое главное, росту положительной мотивации к изучению предмета.

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.

ИТ не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках иностранного языка способствует тому, чтобы:

  1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;
  2. Создать благожелательную творческую атмосферу на уроке;
  3. Постоянно обращаться к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности;
  4. Искать и находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;
  5. Раскрыть и реализовать личностные особенности и ученика и учителя.

При работе с новыми технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличения самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Выполнение заданий с использованием новых информационных технологий позволяет учащимся погружаться в реальную языковую среду через телекоммуникационное обучение с носителями языка, дидактическим и справочным материалам, к актуальной аутентичной информации.

Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно : лингво- страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют моим учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.

Применение новых информационных технологий на уроках английского языка, и во внеклассной работе, несомненно, является неотъемлемой составной частью процесса обучения, расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, повышает мотивацию учащихся в образовательном процессе и создает условия для их успешной самореализации в будущем.

В заключении можно сказать, что эффективность применения средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

                                                   Литература

1.Кузовлев В. П. и др. English – М.: Просвещение, 2001.

  1. Черниченко О. Н. Информационные технологии в учебном процессе – М.: Издательство «Учитель», 2007.

3.Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // ИЯШ №1 2000 г.

                                                   

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *