Использование электронного учебника на уроках специальных дисциплин


Кенжебаева  Асем  Кайруллаевна
преподаватель специальных дисциплин КГКП «Аксуский колледж черной металлургии»

 

                                                                   «Жить – вот ремесло, которому я хочу

                                                                       учить воспитанника. Выходя из моих

                                                                       рук, он будет не судьей, не солдатом,

            не священником он будет, прежде

всего, человеком»

Ж.Ж. Руссо

 

Наш современный мир требует новых методов подготовки и обучения специалистов. Основной целью образования становится не просто совокупность знаний и умений, а личная и профессиональная компетентность. В процессе обучения каждый студент сталкивается с изучением новой темы. То как пройдет изучение нового материала, зависит от преподавателя. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс является основной задачей современного учителя. Мы переходим от традиционных к нетрадиционным методам. Существуют различные нетрадиционные методы проведения урока: урок-лекция, урок семинар, зачетно-тематический урок урок изобретательства, уроки деловых игр, практическое занятие, урок творчества, урок изобретательства, урок-диспут, урок с применением компьютеров. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения является актуальной темой современного образования. Для реализации перехода к нетрадиционным методам обучения на уроках специальных дисциплин необходимо, чтобы преподаватель умел:

1.                      Обрабатывать различные виды информации (текстовую, цифровую, графическую и звуковую) для разработки и создания дидактического материала

2.                      Создавать слайды по данной теме, используя различные редакторы.

3.                      Использовать имеющиеся готовые программные продукты по специальным дисциплинам.

4.                      Самостоятельно разрабатывать тесты по дисциплине, затем можно проводить компьютерное тестирование [1, 12 с].

В КГКП «Аксуский колледж черной металлургии» практикуется создание электронных учебников (пособий) по дисциплинам. Электронный учебник – это хороший друг и товарищ для современной молодежи, включающий в себя как теорию, так и практику.

В ходе освоения ИКТ преподаватель повышает в первую очередь свой профессиональный уровень. Освоение студентами информационных технологий положительно влияет на овладение профессиональными знаниями и умениями. Каждый урок с использованием электронного учебника может называться интегрированным, так как происходит связь между информатикой и уроками специальных дисциплин.

Использование на уроках специальных дисциплин электронных учебников позволяет производить быструю смену деятельности студентов, материал получается наглядным и доступным, активизируется познавательная деятельность.

На уроках у студентов третьего курса на этапе закрепления мы проводим компьютерное тестирование по пройденной теме, преподавателю доступна информация о том кто усвоил, кто не усвоил материал.

В настоящее время в нашем колледже активно используется ИКТ. Проводятся различные педагогические семинары, позволяющие углубить знания в создании презентации, а также раскрыть для себя новые методы в изучении материала [2, 22 с].

При создании электронного учебника необходимо соблюдать последовательность логики изложения теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий, использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра, решение кроссвордов) [3, 56 с].

В своей работе я использую нетрадиционные технологии ведения урока теоретического обучения, использую интерактивные и компьютерные технологии.

В Аксуском колледже черной металлургии инженерно-педагогическим коллективом было  разработано множество электронных учебников по общеобразовательным и специальным дисциплинам. На примере своих двух электронных учебников хочу рассказать вам, как происходит обучение. За время работы в мною были разработаны два электронных учебника по дисциплинам: «Производство чугуна» и «Оборудование металлургического производства» для специальности «Металлургия черных металлов», по двум квалификациям «Плавильщик» и «Машинист крана» [4, 10 с].

В электронном учебнике «Производство чугуна» рассмотрен раздел «Доменный процесс». В учебнике раскрыты вопросы о истории возникновения чугуна, определение доменного процесса, физико-химические процессы образования чугуна, оборудование доменного процесса, схема доменного процесса, а также схема очистки доменного газа и оборудование для его очистки. В учебник включены гиперссылки, видео- и звуковые файлы.

Во втором электронном учебнике мы рассматриваем раздел «Мостовые краны». Студенты колледжа проходят практику на Аксуском заводе ферросплавов, поэтому в обучении мы делаем упор на изучение мостовых кранов, так как мостовые краны являются оборудованием плавильного цеха. В данном электронном учебнике рассмотрены: назначение и область применения кранов, классификация кранов, история краностроения, виды передвижных кранов, определение «Мостовой кран», конструктивные схемы кранов, основные параметры и технические характеристики кранов, общее устройство кранов, перспективы развития краностроения.

В электронных учебниках предусмотрен контроль знаний, через проведение тестирования. То есть в конце урока у вторых и третьих курсов проводится тестирование на компьютерах [5, 2 с].

Работу по электронному учебнику можно осуществлять на всех этапах урока – в этом и есть суть разработки и использования электронных учебников [6, 18 с]. Она может осуществляться: как форма проверки домашнего задания, как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как способ проверки знаний в процессе урока.

Преимущества использования электронного учебника в том, что:

1.    Весь материал показан разнообразно — если в учебнике помещен только текст и рисунки, то в электронном учебнике есть и видеофрагменты, диаграммы, аудиотекст.

2.    В полной мере использован принцип наглядности.

3.    Все показано в разрезе, с подробными указаниями и надписями.

4.    Тестовые вопросы — ученик тут же может ответить и проверить свои знания.

5.    Текст написан кратко и просто, ключевые моменты выделены цветом, это активизирует правое полушарие и позволяет легче усвоить тему.

6.    Кроме этого для лучшего запоминания видеофрагмент можно повторить и прослушать несколько раз [7, 8 с].

Электронные учебники позволяют нам работать с огромным объемом информации. Во всех случаях ИКТ вносят существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром. В результате преподаватель и студент не только используют информационные технологии, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные [8, 11 с]. Электронные учебники приносят пользу тогда, когда он создан самим преподавателем, а не взят откуда либо. Когда сам обрабатываешь большой объем информации, то выбираешь основное и главное, прорабатываешь весь материал каждое слово. Преподавателям, которым предстоит претворять в жизнь новые проекты, можно пожелать только одного: чтобы они мыслили творчески и искали собственные пути в этом стремительно меняющемся и интересном мире новых информационных технологий.

 

Список использованной литературы

 

1.    Ж.К. Алибекова, Ж.С. Шакиржанов «Возможности информационно-коммуникационных технологий в процессе образования», Профессионал Казахстана 2011 г, №10 (102)

2.    Исаев, И.Ф. Профессионально – педагогическая культура преподавателя /И.Ф. Исаева. – Учеб.пособие для высших учеб. зав. – Академия, 2004

3.    Никулина, Н.Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя /Н.Ф. Никулина//Специалист. – 2002. – №12.

4.    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав., –  Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”,  2001 г.

5.    “Актуальные проблемы информатизации профессионального образования”, материалы республиканской научно-практической конференции, Казань РИЦ “Школа”, 2006 г

6.    Захарова И.Г. “Информационные технологии в образовании”, М, Издательский центр “Академия”,  2005 г

7.    Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”, М, Издательский центр “Академия”, 2005 г

8.    Фокин Ю.Г. “Теория и технология обучения: деятельностный подход”, М, Издательский центр “Академия”, 2006 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *