Тема: «Воспитание гражданского патриотизма на уроках музыки»


Джетписова  Гульбаршин Сайдалиновна учитель музыки СШ№21 Акмолинская область

г. Кокшетау

«Быть патриотом своей Родины –

это носить Казахстан в своем сердце!»

Н. Назарбаев

Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям,  к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами и дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой самобытной культурой, обычаями и традициями казахского народа, музыкальным наследием.

Патриотическое, духовно – нравственное развитие личности гражданина Казахстана является одним из ключевых факторов модернизации нашей страны. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, родине, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития Казахстана.   Особая роль в гражданско-патриотическом воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду и в школе.

Главная моя цель, как учителя музыки, не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, песню, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Уроки, формирующие духовность личности, её нравственный «стержень», в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде, к тому, что возвышает человека.

Так, патриотическое воспитание на уроках музыки в школе осуществляется через:

– постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;

– введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов казахской музыкальной культуры «от родного порога»;

– знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями, народными инструментами;

– знакомство с историей страны, символикой, историческим наследием;

– изучение основных жанров фольклорных сочинений;

– знакомство с культурой разных народов Казахстана, их традициями, обычаями, музыкой.

В первом классе учащиеся, знакомясь с народными инструментами казахского народа, учатся не только понимать и различать их, но и в тоже время приобщаются к культуре своей страны. Во втором классе тема:

«Столица моей Родины – Астана» настраивает учеников на высокое чувство гордости за прекрасную столицу нашей Родины. Знакомясь с творчеством композиторов, пишущих о столице и о Казахстане, разучивая и слушая их произведения, у детей возникают патриотические чувства, формируется мировоззренческое отношение к Родине. В третьем классе учащиеся, изучая темы: «Кюй о родном крае», «Кюй о быте народа» знакомятся через музыкальные произведения для слушания и исполнения с природой своей Родины, с историей, бытом, традициями народа. Чувства и переживания, которые вызывают у детей музыкальные произведения, приобщают их к великим ценностям, к сохранению народных традиций, любви родному краю, духовности. В четвертом классе учащиеся изучают тему: «Музыка народов моей страны». Таким образом, через произведения для слушания и разучивания у учащихся воспитывается чувство интернационализма, дружбы, бескорыстной взаимосвязи, чуткости и доброжелательности к народам других наций, формируется понятие «гражданственность», «гражданская позиция». Именно народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого поколения, дает ему высокие ориентиры в жизни. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть не только творческой, но и глубоко патриотичной личностью. Быть примером высокого патриотизма перед своими учениками. Только собственным примером, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопонимание и уважение к воспитаннику, можно приобщить ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. Работая в этом направлении, я уже начинаю с первого класса, в детях закладывать основы патриотизма, нравственности и доброты.

В среднем звене учащиеся через изучение темы: «Становление казахской профессиональной музыки» знакомятся с творчеством казахских, русских и зарубежных композиторов. Так, изучая произведение М. И.Глинки невозможно не поговорить с учениками о подвиге главного героя оперы «Иван Сусанин», о его бескорыстной любви к родине, желанию защитить ее, даже ценою собственной жизни. Слушая произведение Д. Д.Шостаковича «Ленинградская симфония», учащиеся узнают о героических подвигах людей разных национальностей во время Великой Отечественной войны. Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена и для всех народов. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет, и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Изумительное поэтическое и одухотворенное чувство Родины и родной природы присуще творчеству казахских, русских и зарубежных композиторов. Поэтому на песенном, музыкальном материале дети осознают понятие «родной край» в патриотическом аспекте, который предполагает не только любовь к родным местам, природе, но и любовь к родному народу, его культуре и традициям, любовь к родному языку. Созданная в школе вокальная группа учащихся является постоянным участником всех мероприятий. Ученицы с огромным чувством патриотизма исполняют песни на казахском и русском языках: «Казахстан – моя жизнь», «Республика моя, Независимая», «Атамекен» и др.

Воспитание патриотизма учащихся не ограничивается только уроками музыки. Оно продолжается и во внеклассной работе. С огромным успехом в школе проводятся праздники: День Независимости РК, День Защитника Отечества, День Победы, День Государственной символики, где дети исполняют песни Казахстане, о Родине, о символах, об армии. Вся работа по развитию и воспитанию патриотических чувств на уроках музыки и во внеклассной работе дает хорошие результаты:

– дети с интересом воспринимают материал;

– у учащихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество;

– уважительное отношение к коренным жителям края, где они родились;

– развивается казахстанский патриотизм, духовность, любовь к Родине;

– воспитывается гражданская позиция, гражданственность.

2016 год – это  год, олицетворяющий особый период в жизни каждого казахстанца. Мы становимся свидетелями торжественного празднования 25-летия со дня провозглашения Независимости Республики Казахстан. На протяжении 25-ти лет, совершив невероятный рывок в историческом развитии, казахстанцы сообща трудятся над созданием сильного, динамичного, современного государства под  руководством Лидера Нации, Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

Благодаря единству, сплоченности и твердости духа мы добились экономического развития, гражданского согласия. Казахстан вышел на качественно новый этап государственного строительства, переход к которому определен. Пятью институциональными реформами, выдвинутыми Главой нашего государства. Базовым вектором Плана нации стала общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік ел», суть которой – в формировании Нации Единого Будущего для успешного вхождения Казахстана в число 30 наиболее развитых государств мира. Впереди казахстанцев ждет еще много новых успехов и свершений на пути к нашей священной и достойной стране «Мәңгілік ел». Согласно реализации плана «25 добрых дел»  школьники участвуют в конкурсе патриотических песен, а также в акции единном  исполнении кюй Курманғазы.

Занятия музыкой, внеклассные мероприятия способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *