Компетенции и компетентностный подход для повышения уровня обученности обучающихся на уроках спецдисциплин.


Рапопорт Анна Алексеевна
преподаватель спецдисциплин КГКП «Рудненский горно-технологический колледж» Управления образования акимата Костанайской области

Перед современным профессиональным образованием стоит сложная задача формирования личности, готовой психологически, нравственно и практически активно включаться в разнообразные сферы жизни современного общества. Разнообразие функций, многогранность деятельности усложняет процесс профессионального становления личности. Поэтому важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации. На реализацию этой цели и направлен компетентностный подход.

Идеология компетентностного подхода, озвучиваемая в нормативных документах, научных статьях предполагает формирование компетенций как практически направленного результата образования, отражающегося в способности справляться с определенным кругом профессиональных задач. Общее понимание компетенций опирается не на содержательные знания (что именно), а на процедурные (как). Иными словами, можно знать, но не уметь. Понятие компетенции в педагогическом смысле – способность применять полученные знания на практике. То есть это конкретная профессиональная или иная ситуация, в которой обобщенное знание должно превратиться в процедуру действия, ведущую к успешному результату. Некоторые ученые предлагают формулу компетенции

«Компетенция = Знания +Опыт + Поведение».

Компетентность – способность делать что-то качественно и эффективно: способность удовлетворять требованиям к выполнению работы; способность удовлетворять требованиям к выполнению определенных рабочих функций. Она проявляет себя лишь через ожидаемые формы поведения в профессиональной среде (работать в коллективе, способность передавать информацию), связывается с эффективностью труда и позволяет организовать систему оценки.

Образовательные стандарты РК по профессиям предусматривают три вида компетенций: базовые, профессиональные и специальные.

Специалист – работник, обладающий необходимыми для данной квалификации знаниями, умениями, навыками.

Профессионал – это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными качествами и компетенциями, отличающийся индивидуальным стилем действий.

Преподаватели спецдисциплин с мастерами производственного обучения помогают учащимся приобрести компетенции для того, чтобы они стали специалистами, а в дальнейшем профессионалами своего дела.

В условиях компетентностного подхода от преподавателей спецдисциплин  требуется создать на уроках условия для развития и раскрытия задатков и способностей учащихся, становления их личности. Для этого при проведении занятий необходимо выполнять следующие условия:

¾              При изучении тем спецдисциплин необходимо проводить связь с будущей профессиональной деятельностью, производственным обучением, общеобразовательными предметами, жизнью для создания у учащегося целостной картины и развития профессиональных и специальных компетенций. Очень часто практические знания помогают в усвоении теоретического материала и наоборот. Поэтому важно при объяснении материала урока основываться на практических знаниях и умениях, навыках учащихся, чтобы они делились своим опытом с другими. При этом развиваются не только их профессиональные и специальные компетенции, но и базовые, которые в условиях нынешнего рынка труда приобретают все большее значение.

¾              Дифференциация предметного содержания. С учетом контингента наших учащихся  задания и материал должны быть разноуровневыми. Ведь скорость, уровень усвоения у каждого разный. Поэтому  даже задание по составлению конспекта может вызвать у отдельных учащихся затруднения.  К сожалению, очень немногие наши обучающиеся, впервые приходя на занятия после школы, владеют навыками действительно рационального конспектирования. Конспектирование – сложный и своеобразный процесс: в нем сочетаются аудирование, чтение с письмом, причем это сочетание происходит не механически. Записи предшествует специфическая обработка информации. Конспектирующий не просто отбрасывает ненужную для него информацию путем сокращения текста, а «свертывает» известную информацию так, чтобы суметь ее вновь развернуть. Необходимость, ценность информации – относительная величина, она зависит от индивидуальной информированности человека. Однако ее вычленение  – важнейший компонент обучения рациональному конспектированию. В зависимости от содержания информации и уровня возможностей учащегося на своих уроках применяю следующие формы конспектирования: линейное конспектирование в форме развернутого тезисного плана, построения кластера, таблицы.

¾              Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование новых технологий. Разнообразные формы, методы, приемы необходимы для всестороннего изучения материала, а также развития познавательного интереса учащегося. На своих уроках использую элементы проблемной и игровой технологии, критического мышления. Например, деловых игр, разбор конкретных проблемных ситуаций. Элементы игровой технологии помогают заинтересовать учащихся, повышают их активность на уроке, способствуют развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививают навыки решения технических задач. Например, игра в механическую службу предприятия, которая включает в себя разбор конкретных производственных ситуаций. Среди учащихся выбирается механик, а остальные делятся на ремонтные бригады, у которых соответственно имеется свой бригадир. Механик ставит перед бригадами задачи по ремонту оборудования, называя при этом, например, только возникшие неисправности работы. Задача бригад выявить причину неисправности оборудования и рассказать, как их можно устранить. Такая игра наиболее эффективна на уроках по спецпредметам третьего курса по профессии «Слесарь-ремонтник», когда учащиеся уже прошли практику на производстве и имеют достаточную теоретическую базу.

Таким образом, при построении урока преподаватель спецдисциплин должен руководствоваться следующими принципами:

1 В любом действии на уроке предоставлять учащемуся право выбора. Он должен научиться самостоятельно принимать решение, уметь отстаивать свою точку зрения. На уроке должен происходить диалог. Ведь формула знаний при  компетентностном подходе: знание + опыт применения на практике + деятельность. Отсюда выходит следующий принцип.

2 Создавать проблемные ситуации. Это способствует развитию технического мышления, умению мыслить научно, логично, творчески.
3 Усвоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельности. Учащиеся должны уметь найти и отобрать информацию. На своих уроках для закрепления и усвоения изучаемого материала используюразнообразные задания с практическим уклоном. Например, при изучении видов подшипников, учащимся предоставляется список различных узлов оборудования, для которых необходтимо подобрать подшипник скольжения или качения. Это развивает информационную, учебно-познавательную компетенции.

4 Использовать возможности, знания, интересы самих учащихся, что способствует формированию и развитию коммуникативной, социально-трудовой, ценностно-смысловой компетенций. Опыт, который наши учащиеся получают на практике в мастерской или на предприятиях города, способствуют лучшему осмыслению информации. Многие парни являются автолюбителями, поэтому при изучении тем по деталям и механизмам, понимание повышается, если приводишь примеры из деталей или узлов автомашин.

5 Теория должна быть неразрывно связана с практикой. Поэтому сотрудничество мастера производственного обучения и преподавателя спецдисциплин играет немаловажную роль для создания целостного «пирога знаний». Одной теории мало, она должна подкрепляться качественной работой на практике.

В нашем колледже учащиеся имеют хорошую практическую базу благодаря социальному партнерству с АО ССГПО, с которым сотрудничество ведется на протяжении многих лет. Пример организации практического обучения приведу  по профессии «Слесарь-ремонтник». На первом курсе учащиеся начинают знакомство с будущей профессией на  теоретическом обучении предмета «Технология слесарных и слесарно-сборочных работ», полученные знания они закрепляют на уроках практического обучения в учебной  слесарной мастерской колледжа. Для развития мотивации и более четкого понимания будущей профессии проводятся экскурсии по ремонтным цехам АО ССГПО.

На втором курсе для ознакомления с производством учащиеся три месяца работают в цехах социального партнера. В результате они получают первые  практические навыки работы в трудовом коллективе, знакомятся с оборудованием производства, его назначением и азами ремонтных работ под руководством опытных наставников. После этой практики учащиеся на уроках специальных дисциплин ведут себя более уверенно, так как при изучении теоретического материала они могут привести примеры из собственного опыта.

На первом, втором курсах для выявления наиболее одаренных учащихся, а также повышения уровня профессиональных компетенций вместе с социальными партнерами на базе колледжа проводится конкурс профессионального мастерства. Победители награждаются социальными партнерами ценными подарками. Очень часто, находясь на  практике, учащиеся принимают участие с конкурсах профессионального мастерства среди работников цеха, участка, и даже занимают призовые места, что говорит о их высокой профессиональной подготовке.

На третьем курсе учащиеся проводят шесть месяцев на производственной практике, в результате  которой происходит закрепление их теоретических знаний и формирование специальных компетенций.

Ежегодно ведущие специалисты наших социальных партнеров присутствуют на экзаменах по специальным дисциплинам и итоговом квалификационном экзамене. Это дает возможность предприятию не только контролировать и оценивать уровень подготовки специалистов в учебном заведении, но и учесть проблемы, ошибки, которые есть для оказания соответствующей помощь, как в теоретической, так и в практической подготовке специалистов.

Таким образом,  для повышения качества обученности необходимо не увеличивать объем информированности учащегося, а помочь ему научиться самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях.

В настоящее время, в период глобализации и экономической интеграции государство все больше нуждается в квалифицированной конкурентоспособной рабочей силе. При этом современный социум предъявляет особые требования к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий уровень профессионализма, компетентность, высокий интеллектуальный уровень. Задача педагогов состоит в том, чтобы научить его успешно учиться всю жизнь.

 

Список литературы:

1Данилова Л., Абенова Б. «Организация и методика производственного обучения и преподавания специальных дисциплин», А., «Фолиант»,2016.

2 Козыбай А., Каимова Р. «Новые образовательные технологии», А., «Фолиант», 2015.

3 «Профессиональная компетентность преподавателя как условия повышения качества профессионального образования: Сборник статей областной педагогической конференции», Костанай, 2008

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *