Роль учителя в современном обществе


Каржауова Анаргуль Шалибековна
директор КГУ УО акимата ЗКО «Областная специализированная школа №8 для одаренных детей»

                                               Педагог, который не сковывает, а освобождает,

                                          не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует,

                                          не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,

                                          переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих

                                          минут.

                                                                                  Януш Корчак.

 

Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске. Так какой же он, современный учитель Казахстана? По моему мнению, это учитель –новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий, отдающий свое сердце детям!

Роль учителя в современном обществе громадна. Ведь это даже не профессия, а Призвание. Слово “учитель” известно людям всех возрастов, от школьника-шестилетки до почтенного старца. Учитель обучал грамоте первоклассника, а им в свое время был каждый из нас. Учитель современной школы осуществляет различные функции: является источником знаний для учащихся как во время уроков, так и во внеурочной деятельности; обеспечивает охрану жизни и укрепление здоровья детей; выполняет управленческую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся, создает педагогические условия для успешного обучения, развития и воспитания детей; осуществляет педагогическое просвещение родителей, регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и школы; выполняет функцию классного руководителя. Учитель в современном обществе играет значительную роль в формировании нового, информационного типа общества, поэтому, он должен являться примером в постоянном стремлении к обновлению знаний, в овладении передовыми технологиями, развитии своего творческого, гуманитарного мышления. Будучи одним из лучших представителей казахстанской интеллигенции, учитель должен совмещать в себе не только глубокие знания и профессионализм в области преподаваемого предмета, но и нравственную чистоту, высокую общую культуру, социальную толерантность, выдержанность в поведении и суждениях. Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только овладение новым содержанием, новыми методами работы, но и осознание своего места в учебном процессе.

Какова же роль учителя в современном обществе?

1. Педагог выполняет роль “двигателя” в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, высококлассных специалистов.

2. Педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим — через молодое поколение. Он, как эстафету, передает опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

3. Есть специфическая функция педагога— выполнять роль “аккумулятора”, накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передает молодому поколению.

4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей.

5. Педагог – это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

Чтобы соответствовать таким высоким требованиям, необходима достойная подготовка кузницы кадров. Современная педагогическая общественность Казахстана переживает сегодня большие реформы в курсовой подготовке. Обучение по Кембриджской технологии дает учителю новое мироощущение – меняется мировоззрение, сознание того, каким должен быть учитель и ученик. Учителя проходят обучение по 1 (продвинутому), 2 (основному) и 3 (базовому) уровню. Новые технологии в обучении и воспитании детей дают большой заряд стимула учителю в его педагогической практике. Интеграция семи модулей в педагогической работе– вот основная цель обучения на курсах. Если говорить о кадровой подготовке учителей областной специализированной школы №8 для одарённых детей г.Уральска, следует отметить, что на сегодня в школе 46% учителей, прошедших курсы: из них курсы 1 (продвинутого) уровня, 2 (основного) уровня – 7 учителей, курсы 3 (базового) уровня – 10 учителей.          Современная жизнь ежедневно требует новых идей, новых подходов в обучении. Каждый учитель постоянно работает над совершенствованием своей практики в обучении, в образовании. Изучив «Руководство для учителя» о теоретических основах Кембриджского подхода к преподаванию о необходимости при подготовке к урокам использовать семь модулей для улучшения практической деятельности, что при возникновении любой педагогической проблемы, ее можно решить или профилировать, тщательно спланировать пути решения.

Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности. Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию. В условиях перехода на 12-летнее обучение, распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов, форм самообразования. Отрадно отметить, что для учителей общеобразовательных школ города и области течение 2016-2017 учебного года в нашей школе проведено 7 обучающих семинаров-практикумов. Цель проведения семинаров: повышение профессионального уровня педагогов по применению эффективных методов и средств обучения на уроках в условиях обновления содержания образования. Были поставлены задачи, направленные на раскрытие творческого потенциала учителя, постоянное повышение профессионального уровня учителя, стимулирование учителя применять современные методики обучения. Участники семинаров посещали открытые уроки, внеклассные мероприятия, которые проводили опытные учителя школы. Например, 19 января 2017 года прошёл семинар директоров школ Западно- Казахстанской области на тему «Влияние профессионального совершенствования педагогов на повышение качества знаний учащихся». Цель семинара- показать пути вовлечения каждого ученика в образовательный процесс через развитие профессиональной компетентности педагогов, обсудить роль директора в образовательном процессе. Директора школ обсудили, какие бывают типы руководителей, какие проблемы существуют в стиле управления, какова роль директора во взаимодействии с социумом, активно делились опытом работы, плодотворно работали на коучинге, посещали открытые уроки. 13 февраля 2017 года в школе прошли 2 областных полиязычных семинара- практикума по казахскому и английскому языкам «Эффективные стратегии и методы при подготовке к итоговой аттестации учащихся». Цель семинаров: обобщение опыта работы учителей- практиков по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации выпускников. Задачи: актуализировать роль технологии тестирования в работе учителя; показать виды деятельности учителя в проведении педагогического тестирования; показать применение тестирования как инструмента педагогического мониторинга. 15 марта 2017 года прошёл Региональный семинар школьного сетевого сообщества «Бумеранг» на тему «Объединяем идеи, совершенствуем практику». Цель семинара- обмен опытом по реализации программы обновлённого содержания образования. Участниками семинара стали руководители и учителя городских и областных школ Западного региона РК, слушатели 3 уровня Центра педагогического мастерства ЗКО. Ежегодно сетевое сообщество ОСШОД №8 обобщает опыт своей работы, 5 год подряд мы приглашаем коллег в школу, чтобы рассказать о системе своей работы. Коучинги, менторинг, мастер- классы, обучающие семинары, творческие отчёты, исследование в действии- формы работы в школе разнообразные.

Завтрашняя школа – это школа будущего.  В Послании народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев предложил разработать и принять Патриотический акт «Мәңгілік Ел». Это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. Национальная идея «Мәңгілік ел» – это вектор развития казахстанского общества, в которой отводится особая роль современному учителю, потому что фундамент идеи закладывается именно в школе. В рамках ее реализации  сейчас ведется  целенаправленная  воспитательная  и образовательная  работа в школе. Изучение предметов  направлено на формирование духовно – нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей, умение общаться в условиях полиэтнического Казахстана и формирование осознанного непринятия молодёжью идеи терроризма и экстремизма. Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны. Примечательно, что в заключении Послания Президент обратился к подрастающему поколению со словами: «Особо обращаюсь к нашей молодежи. Эта Стратегия – для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!».

С особым почтением относятся учителя нашей школы к талантливым и одаренным детям. Ведь «маленькие Энштейны» будут завтра направлять   свои знания во благо и процветание нашего государства. Работа в этом направлении требует особого подхода. Мы должны строить свою работу так, чтобы удовлетворить познавательные потребности детей, чтобы задания, которые мы им предлагаем, способствовали их дальнейшему развитию, развитию высокого интеллекта. В конечном итоге, мы получим ожидаемый результат. С этой целью в школе функционируют кружки, проводятся дополнительные занятия с учащимися. Большой интерес у учеников вызывают актуальные сегодня занятия по робототехнике, по программированию. Использование ИКТ всегда вызывало особое место в педагогической практике. В век цифровой технологии использование ИКТ стало жизненной необходимостью. Здесь предоставляются широкие горизонты использования интерактивной доски, создание видео, аудио роликов, презентаций, интервьюирование родителей, учителей, учеников. Сегодня в нашей школе функционирует 15 кабинетов с интерактивным оборудованием, один интерактивный кабинет был получен школой в подарок от гипермаркета «Дина» в этом учебном году.  О своей школе, педагогах- профессионалах, любимых учениках я могу говорить долго, нашей школе есть чем гордиться. Свой доклад я бы хотела закончить словами Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». «Какой бы роли и позиции учитель не придерживался, он всегда находится под сильным контролем, под каким не находится ни один человек в мире», – говорил М.И. Калинин. -Десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз». Экзамен сегодня и всегда. Так можно охарактеризовать творческий путь учителя. Добавим, что экзамен этот государственный и с оценкой не ниже, чем “хорошо”, а лучше – “отлично”. Чтобы выдержать этот экзамен, нужно быть мастером своего дела.

 

Использованная литература:

1      Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. — № 33(25278). — 2007. — 1 марта

2      Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы

3      Государственная программа развития языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы

4      Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстан­ская правда. 2012. № 218-219. 10 июля.
5. Республиканский конкурс эссе «Конструктивистское обучение: настоящее и перспективы» Эссе «Образование: вчера, сегодня, завтра»
6. Послание народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь -2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»
7. веб-сайт www.strategy2050.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *