Статья «Формирование познавательного интереса у дошкольников – требование современного казахстанского образования»


Мухамеджанова Лилия Рафхатовна
воспитатель ГККП «Детский сад №37«Аленушка» при акимате города Кокшетау

     Современные детские сады  находятся в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые подходы, более эффективные психолого-педагогические направления разнообразных методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями жизни. Учебно-воспитательный процесс важен не только для  детей и их родителей, но и для всего общества. Вся жизнь, поступки, отношения детей со  сверстниками и взрослыми рассматриваются через призму их дел, успехов или неудач, через успешность обучения.

В педагогике и психологии накоплен богатый опыт развития способностей детей. Неоценимый вклад в исследование познавательных интересов,  внесли российские ученые Венгер Л.А. Выготский; В.Куликова Т.А .Бондаревский В.Б. Каптерев П.Ф. В Казахстане этому вопросу уделяют внимание Б.Ш. Байжуманова; Б.А. Тургунбаева; Л.Г.Дирксен и др.

Методы решения задач  по формированию познавательного интереса  в детском салу определяет воспитатель: проводит диагностику детей, даёт его личностный   портрет  и  прогнозирует результат педагогического воздействия, а  в  некоторых  случаях  проводит  и вторичную диагностику после воздействия. Высокие  требования  жизни  к  организации  воспитания   и   обучения заставляют  искать  новые,  более  эффективные   педагогические подходы,  нацеленные  на  приведение   методов   обучения   в   соответствие требованиям  жизни.

Предпосылки развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста связываются с преобладанием определённых форм активности, возникающих из потребности во внешних впечатлениях (Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.) и из потребностей в общении и деятельности (А.А, Невский, А.И. Сорокина. Интересы начинают формироваться довольно рано и выступают первоначально в форме любопытства. Уже на первом году жизни ребёнка привлекают яркие, красочные предметы, громкие звуки. Однако эта направленность на объект в силу его эмоциональной привлекательности пока что «привязана» к восприятию, т.е. эти интересы не являются познавательными. Эти интересы находят удовлетворение в функционировании органов чувств (1).

Анализ исследований Л.М. Маневцовой  и Н.К. Постниковой позволяют говорить о реальных возможностях воспитания активного познавательного интереса к окружающему. Для развития познавательного интереса необходимо наличие достаточно развитых психических процессов.  Своеобразие познавательного интереса детей дошкольного возраста, по мнению П.Г. Сирбиладзе, заключается в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое – любопытство. Постепенно любопытство переходит в любознательность и далее в потребность убедиться в истине. Таким образом, познавательный интерес дошкольников претерпевает изменение по линии углубления и по линии расширения их круга. В связи с тем, что на первоначальном этапе развития познавательного интереса познавательное отношение  слито с деятельностью (Е.Ф. Рыбалко, Л.М. Маневцова, Г.И. Щукина), исследователи указывают на то, что уже в старшем дошкольном возрасте у ряда детей дифференцируется познавательное отношение к окружающему и они связывают это явление с постепенным нарастанием возможностей ребёнка (расширением объёма знаний, умений).

Характерными чертами познавательных интересов являются: многосторонность,   глубина,    устойчивость,    динамичность,     действенность (2).             -Многосторонность – это активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям. Многосторонние интересы характеризуются значительным объёмом знаний, способностью к разносторонней умственной деятельности.

-Глубина характеризуется интересом не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений.

-Устойчивость выражается в постоянстве интересов, в том, что ребёнок проявляет интерес к тому или иному явлению длительное время, руководствуясь сознательным выбором.

-Динамичность заключается в том, что знания, усваиваемые ребёнком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребёнку в его умственной деятельности.

-Действенность выражается в активной деятельности ребёнка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в проявлении волевого усилия для достижения цели.

Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые, динамичные и действенные интересы, мы, воспитатели, формируем личность ребёнка в целом, обогащая его ум.

Познавательный интерес, обладая огромной побудительной силой, заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». Этот интерес придаёт мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает её продуктивность. Ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае разрешения задачи, ободрение взрослых – создают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. С одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребёнка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знание – важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания – основа активности ребёнка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса меняется качество самих знаний, они становятся более полными, яркими, образными.

Каждому, кто имеет отношение к  дошкольной педагогике, известно, что отражая в игре различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают существующие связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений. Поиск знаний, пытливость ума обнаруживается наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждает интерес, питает чувства ребёнка, а необходимых знаний для их выражения нет. Как выявить и определить направление  динамики познавательных интересов у старших дошкольников? В детском саду № 37 «Аленушка» г. Кокшетау, работает хорошо подготовленный, слаженный и квалифицированный коллектив педагогов. Для детей у нас созданы все условия для полноценного развития дошкольников. Мы проводим большую работу и с родителями, разъясняя им сущность, значение, направленность педагогического взаимодействия, общения, обучения и целенаправленного  воспитания детей. Каждый родитель знает, что показателями активного познавательного развития малышей являются следующие:

·        ребенок задаёт вопросы познавательного характера;

·        стремится пополнить свои знания об интересующем предмете, используя различные средства информации (просит рассказать, прочитать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно наблюдает, обращается к телепередачам и т.д.);

·        рассказывает взрослым и сверстникам о своих интересах;

·        участвует в беседах о том, что его интересует (проявляет при этом активность, инициативу);

·        способен к длительному сосредоточению внимания, умеет элементарно -планировать деятельность, пытается преодолеть возникшие трудности;

·        отражает свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество;

·        ребёнку свойственна увлечённость, эмоциональность, выразительность речи, мимики при проявлении интереса.

Процесс приобретения знаний также претерпевает существенные изменения, так познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребёнком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Ребенок легче и прочнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем богаче кладовая памяти у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, так как условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретёнными знаниями, нахождении в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

Познавательный интерес влияет не только на уровень умственного развития, но и способствует формированию нравственных качеств личности. В увлекательной деятельности раскрываются положительные черты ребёнка. Устойчивый интерес направляет поведение ребёнка, регулирует его поступки. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он является важным стимулом воспитания целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности.

Жизнь ребёнка, согретая познавательным интересом, становится более содержательной, насыщенной и радостной.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах, труде. Если творческая деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание больше ею заниматься, что благотворно сказывается на развитии познавательного интереса, т.к., реализуясь в деятельности, интерес становится более стойким и осознанным.

О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их рассказать, прочитать, показать. В вопросах познавательного характера, задавая которые ребёнок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется пытливость его мысли, любознательность.

На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию. В младшем дошкольном возрасте малышей интересует название действий, предметов, их качеств и свойств. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Ребёнок спрашивает «Что это?», «Кто это?» и, тем самым, ищет ответ у взрослых, которые должны удовлетворять любознательность юного «исследователя».

По мере взросления дети в своих вопросах стараются уточнить полученные знания, задавая вопросы «Как?», «Почему?». Вопрос «Как?» более глубоким по своей сути, т.к. он направлен на понимание сущности преобразования того или иного предмета. Ребёнок задаёт вопросы и тогда когда в обычном знакомом он видит что-то новое, необычное. Дальнейшее развитие интереса идёт по пути овладения действиями. Из интереса к действию возникает интерес к трудовой деятельности, появляются тенденции к наблюдению, к размышлению. Определяющим мотивом вопросов старшего дошкольника всё больше и больше становится стремление к знаниям. Вопросы старшего дошкольника направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Их интересует происхождение, роль человека в создании вещей, предметов, поступки людей и их мотивы. В старшем дошкольном возрасте все вопросы «Почему?» – это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины. В этом возрасте главным являются не единичные познавательные вопросы, а их цель. Иногда отдельные вопросы в цепи рассредоточены во времени, что говорит об устойчивости познавательного интереса.

Для полноценного формирования познавательных интересов дошкольника, нами определены педагогические условия их формирования. Во-первых, это обогащение детей знаниями в процессе непосредственной деятельности. Вторым условием является обеспечение высокого уровня умственной активности в процессе деятельности. Эффективным средством, дающим благоприятное содержание и возможность активизации познавательной деятельности, является поисковая, исследовательская     работа    с     детьми.   Именно эти задачи и следует ставить для достижения цели педагогической деятельности и способа организации познавательной деятельности, в котором в единстве представлены труд, наблюдения, опыт. Причём, основой является труд. Такая организация познавательной деятельности даёт возможность для детей самостоятельно раскрывать явления природы во всём многообразии их взаимосвязей и отношений.

Для развития познавательных интересов старших дошкольников необходимо:

создать условия для активных действий;

вовлекать в процесс самостоятельного поиска;

ставить вопросы проблемного характера;

разнообразить детскую деятельность;

показывать детям нужность, важность познавательного процесса;

предлагать эмоциональный материал;

планировать  достижения   результатов,  положительно  оценивать

Психолого-педагогические исследования ещё раз подтверждают, что дети старшего дошкольного возраста имеют все возможности для становления познавательных интересов.

Литература:

1.Башарин В.Ф. Место и роль познавательного интереса в познавательной деятельности ЛГПИ., 1979.

2.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, – 2000.

3.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. 2-х т. Т. 2 / Под ред. А.В. Петровского. М.,1979. – 400 с.

4.Богоявленская Д. Б., Петухова И. А. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности. в кн. : Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К.Тихомирова. – М.,1979.

5.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов на – Дону., 1983.. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *