Разработка открытого урока на тему: «Жанровое разнообразие и стилистические особенности фортепианной музыки»


Самохвалова Ольга Викторовна
Преподаватель специального фортепиано
КГКП «Детская школа искусств»,  клуб «ЮНЕСКО», Карагандинская область, г. Сатпаев

Цель: Научить понимать, слышать и воспроизводить музыкальное произведение в зависимости от стилистических особенностей фортепианной музыки разных периодов развития искусства.

 

Задачи:

1.Научить понимать, анализировать и исполнять фортепианное произведение композитора, творившего в определенную эпоху искусства.

2.Развить музыкальный и общий кругозор учащихся, привить интерес к урокам игры на фортепиано.

3.Воспитать художественный и эстетический вкус.

 

Оборудование урока:

Декорации, сценические костюмы, рояль, электропиано, видеопроектор, слайды, музыкальный центр.

 

В уроке участвуют учащиеся 1 – 7 классов Детской школы искусств.

 

Ход урока

1. Вступительное слово
— Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию мы хотим представить немного необычный урок — урок с элементами театрализации.

 

— Хочется сказать, что на уроках специального фортепиано мы, конечно же, обучаем непосредственно игре на фортепиано. Это — правильная постановка игрового аппарата, аппликатурные принципы, умение извлекать звуки различными штрихами, владение нюансировкой, звуковедением.

— Но немаловажным мы считаем, прежде всего, — это воспитание высоконравственного человека. Это привитие ученику эстетический вкуса, понимание прекрасного, умение слушать и слышать музыкальный язык, любить и ценить искусство, которое прививает правильное отношение к добру, миру, любви и другим общечеловеческим ценностям.

— Изучая фортепианное произведение, ученик знакомится также с его автором, с периодом времени, в которое он творил. Здесь  встреча с историей, и с искусством того времени, даже с географией места (в какой стране, в каком городе это происходило).

— Знание всего этого, конечно же, помогает лучше понять и воспроизвести фортепианную пьесу в определенном характере, стиле, «пережить» её, т. к. каждое произведение — это  «маленькая жизнь».

— Таким образом, цель нашего урока научить понимать, слышать и воспроизводить музыкальное произведение в зависимости от стилистических особенностей фортепианной музыки разных периодов развития искусства.

— Сейчас наступил долгожданный момент, и мы приглашаем вас на «Бал Её величества Музыки».

2. Музыкальный спектакль
(звучат «фанфары», входит Распорядитель — Андрей Самохвалов)

Распорядитель:
Внимание, господа!

На бал вас приглашает

Царица музыки сама!

 

 

 

 

(Звучит «Вальс цветов» П. Чайковского, входит Царица музыки — Асем Кунпеисова)

Царица Музыки:

Здесь в зале будет музыка царить,

Времён и стилей разные аккорды.

Чтоб каждый мог понять и оценить,

Пора гостей нам пригласить!

 

 

 

Распорядитель:
Я рад вам гостью объявить!

Прошу вас всех ее любить!

 

(Звучит музыка эпохи Возрождения, входит Эпоха Возрождения — Арина Мезенина)

Эпоха Возрождения:

Я — Эпоха Возрожденья.

Я — прекрасна без сомненья.

Я воспеваю красоту,

Средневековую гоню прочь тьму.

В дома я музыкой вошла,

Инструментальным языком заговорила.

И зазвучали имена

 

Орландо Лассо и Палестрина.

В чём красоты моей секрет

Узнаете, услышав мой «Балет».

 

 

А. Мезенина исполняет «Балет» обр. А Александрова

Царица Музыки:
Прекрасно, Возрожденье! Браво, бис!
Ведь Музыка твоя и по сей день звучит!

 

Распорядитель:
Я тоже гостем хочу быть.
Могу себя я объявить?

Царица Музыки:
Конечно, с тобою знакомы мы давно.
Семнадцатый век…, я помню его.

(звучит «Концерт ре-минор» И. С. Баха)

Распорядитель:
Я — эпоха Барокко.
Обо мне говорить можно много.
Причудливой формы дворцы,
Скульптуры затейливый стиль.
И опера всюду царит.
Люлли, Гендель и Глюк –
Этот жанр создают.
Король инструментов — орган,
В мою эпоху он зазвучал.
И величайший музыки творец,
Его услышите вы здесь.
Бах Иоганн Себастьян —
Это имя известно вам!

 

 

А. Самохвалов исполняет «Маленькая прелюдия до-мажор» И.С. Бах

Царица Музыки:
Прекрасно, когда музыка звучит,
Но кто-то к нам ещё стучит.

 

(Звучит «Симфония № 40» В. А. Моцарта, входит Эпоха Классицизма — Мария Русанова)

 

Эпоха Классицизма:
Приветствую я всех, кто в зале.
Надеюсь, вы меня узнали?
Ведь я, пожалуй, идеальна —
Эпоха Классицизма с вами!
Симфония, концерт, соната
Для души моей отрада!
Они ясны, просты, логичны,
Мы понимаем их отлично.
Гайдн, Моцарт и Бетховен –
Великие творцы эпохи!
Я это докажу сейчас –
Сыграю Моцарта для вас!

М. Русанова исполняет «Сонатину До-мажор» В. А. Моцарта

 

 

 

 

 

Царица Музыки:
Я без сомненья рада вам.
Без вас — какой же это бал?

Распорядитель:
К нам гость спешит ещё один!
Встречайте — это Романтизм!

(Звучит «Вальс до-диез минор» Ф. Шопена, входит Эпоха Романтизма — Тамила Велиева)

Эпоха Романтизма:
Да, я такая —
Вся в чувствах и мечтах,
Всегда переживаю,
Внутри мой мир богат!
Любовь, печаль и радость —
Всё в музыке моей.
Я в чувствах не стесняюсь!
Стремитесь к красоте!
Мой инструмент концертный,
Конечно же, рояль!
И служат ему верно
Такие мастера,
Как Шуберт, Лист и Шуман,
Чайковский и Шопен.
Сказать словами трудно,
Сыграю вам теперь.

Т. Велиева исполняет «Прелюдию ми-минор» Ф. Шопена

Царица Музыки:
Должна быть в музыке душа!
Как эта гостья хороша!

Распорядитель:
Вот здесь я с вами соглашусь
И тут же гостя приглашу!

(Звучит «Лунный свет» К. Дебюсси, входит Эпоха Импрессионизма — Мария Мосунова)

Эпоха Импрессионизма:
Я — яркий воздушный!
Мне щедро краски служат.
И солнце — главный механизм,
Ведь я — ваш Импрессионизм!
Свободен художник и композитор,
Фантазии творчества их всем открыты!
Равель, Пуччини, Дебюсси –
Красивей их музыки не найти!

(М. Мосунова исполняет «Маленький пастух» К. Дебюсси)

Распорядитель:
Этого гостя ждал даже я!
Джаз — это импровизация!

(Звучит диксиленд, входит Джаз — Кристина Нурикенова)

 

Джаз:
Я — необычен, молод и красив
И, несомненно, у меня есть стиль!
Импровизация — вот мой конёк.
Играть меня не каждый мог!
Острый ритм, оригинальный тембр,
Особые нужны здесь инструменты:
Саксофон, труба и барабан.
Веселый джаз писали и для фортепиано-
Гершвин, Эллингтон, Скотт Джоплин.
Спешу сыграть вам что-нибудь из них!

 

 

 

 

 

 

К. Нурикенова исполняет «Регтайм» С. Джоплина

Царица Музыки:
Да, сколько музыки вокруг!
И выбрать по душе уж может каждый тут.

Распорядитель:
Позвольте гостя объявить –
Современный ученик!

(Звучит «Песенка Красной Шапочки», вбегает ученица — Анита Гатиятова)

Ученик:
Впервые я на бал попала!
О музыке я многое узнала.
В школе искусств учусь я первый год,
И необычен каждый мой урок!
Позвольте здесь и мне сыграть.
Стараться буду я на «пять»!

 

 

(А. Гатиятова исполняет «Клоуны» Д. Кабалевского).

 

 

 

 

 

Царица Музыки:
Спасибо Вам сказать хочу
За то, что на Земле живу!
И в сердце каждого из Вас
Звучит пусть музыка сейчас!
(Царица Музыки вместе с преподавателем исполняют «Волчок» Ж. Бизе)

Распорядитель:
Бал окончен, господа,
Но музыка всегда жива!

(Звучит увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, гости бала, поклонившись, расходятся)

3. Заключение
— Дорогие друзья! Сегодня мы все стали участниками того, как образное представление, понимание  и знание стиля фортепианной музыки и такая форма проведения занятия расширяет кругозор учащихся, открывает в них новые таланты и мотивирует их на новый подход к исполнению фортепианной музыки. Благодарим за внимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *