Внеклассное мероприятие. Устный журнал «Удивительное рядом»
Лутаева Александра Николаевна
Учитель начальных классов
КГУ “Средняя школа имени Максима Горького”
Классный час «Удивительное рядом!
Цель: Познакомить с разнообразием животного мира.
Задачи:
- расширить кругозор учащихся; помочь выстроить целостную картину мира, сформировать представление о разнообразии животного мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми и природой, обмен знаниями.
- развить любознательность, фантазию, находчивость, инициативу и активность.
- воспитывать труд, бережное отношение к животным, природе.
Оборудование: КТД, выставка книг, выставка творческих работ уч-ся на тему защита окружающего мира, муз сопровождение, ролики: приколы про животных (Элизиум – круглый год).mp4, выставка экзотических животных мир обезьян и змей.mp4, новая наборка необычных животных земли.mp4.
Тип классного часа : мероприятие проводится в форме устного журнала.
Методы: проблемно- поисковый, словесный, рассказ .
Ход классного часа
Слайд №1
1 ведущий- Здравствуйте ребята и уважаемые гости!
Сегодня я приглашаю вас пролистать наш познавательный устный журнал
Называется «Удивительно рядом!»
Д- Прислушайтесь и присмотрись: кругом кипит жизнь. Много интересного вокруг! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и мир животных откроет свои тайны. В мире животных происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.
2 ведущий- Итак, я открываю первую страницу устного журнала. Она называется:
Узнаете отгадав загадку:
Видали вы его не раз –
он скачет в двух шагах от нас:
“Чирик-чирик! Чирик-Чирик!”
Кто к этой песне не привык.
(воробей)
1 вед.-Зимой на ветвях яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули
яблоки,
Ведь это…
(снегири).
2 вед.-Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что — пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…
(сорока).
1вед.- Целый день без перерыва –
Кар-кар-кар,
– кричит сварливо.(ворона)
-Итак как называется 1 страничка нашего устного журнала……… Слайд №2 «птицы»
Отгадайте о какой птице идет речь?
Слайд №3
Доклад детей
Самые маленькие в мире птицы живут в Южной Америке. В воздухе они демонстрируют фигуры высшего пилотажа – они могут летать вперед, назад, вверх-вниз, в стороны, способны неподвижно зависать в воздухе, а также взлетать и приземляться вертикально. Некоторые из этих птиц взмахивают крылышками 200 раз в минуту. Слайд №4 По земле они почти не ходят: у них очень слабые лапки. Питаются они нектаром цветов, мелкими мягкими насекомыми и паучками. Гнездо самой маленькой из этих птиц размером с половинку грецкого ореха, а яйцо весит 2 г.
1 вед.- -вы догадались о какой птице идет речь?-(Колибри) Слайд №5
Слайд №6
Доклад ученика
Это птицы, однако их крылья не приспособлены для полета: слишком короткие. С помощью крыльев они плавают, как рыбы пир помощи плавников. Водятся пингвины только в южном полушарии. Живут большими колониями на суше, но некоторые виды могут совершать долгие миграции в открытом море. Как правило, откладывают они только одно яйцо. Слайд №7
Оперение у них темно-бурое, со временем они приобретают характерную черно-белую окраску, как у взрослых. В колониях насчитывается 300 тысяч особей. Слайд №8
1 вед.-А сейчас поиграем- игра «Правда ли это?»(если вы согласны со сказанным то поднимаете руку если нет сидите тихо!)
Правда ли что-
- Лапки олушей синеют от холода? Слайд №9
(Нет. У олушей действительно лапки синего цвета, но это никак не связано с низкой температурой.)
- Есть ли у птиц уши? (Да, у птиц есть уши.) Слайд №10
- Стрижи спят на лету? Слайд №11
(Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете опускаются поближе к земле.)
Итак, я открываю вторую страницу устного журнала. Она называется:
Будьте внимательны и узнаете……
Инсценировка басни Крылова «Стрекоза и Муравей» Слайд №12
2 вед.–так как называется наша страничка? «Насекомые»
-Как вы думаете «Правда ли это?»
Правда ли что-
- Слайд №13
Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (Нет. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится кровеобразная едкая жидкость, раздражающая кожу.
- Слайд №14
Пчелиная матка не жалит человека.(Пчелиная матка никогда не жалит человека, даже когда он причиняет ей боль. Но при встрече со своей соперницей она с яростью пускает в ход жало.)
- Слайд №15
В Африке водятся мухи-людоеды? (Да. Личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные открытые раны.)
1 вед.-Итак, я открываю третью страницу устного журнала. Слайд №16
Она называется млекопитающие.
(Загадки читаем с доски по очереди)
- Ходит важно, словно граф
С длинной шеей наш…(жираф). Слайд №17
- Страшен гривы этой гнев.
Царь зверей, конечно, …(лев). Слайд №18
- Через зарослей заслон
Шел по джунглям толстый…(слон). Слайд №29
- В джунглях качели – это лианы,
Любят качаться на них…(обезьяны). Слайд №20
- Острозубы, но добры
В реках плотники-… (бобры). Слайд №21
- Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь) Слайд №22 - Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках серёжки она не прячет,
Ей не скажешь слова – брысь,
Потому, что это – … (Рысь) Слайд №23 - Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж) Слайд №24 - Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка) Слайд №25 - Целый день лежать не лень –
Толстым должен быть… (тюлень). Слайд №26
- Прыгай в прорубь, не дрожи –
Закаляйся, как… (моржи). Слайд №22
1 вед.- а сейчас мы услышим о очень интересном млекопитающем
Слайд №28
(Стихотворение читают дети)
Кенгуру (Е. Котенева)
Рано-рано поутру
С сумкой скачет кенгуру.
Не по магазинам –
По лугам-равнинам!
Что же рано поутру
Носит в сумке кенгуру?
Там сидит ребёнок
Рыжий кенгурёнок.
Вот кто едет с мамой
В этой сумке странной!
Доклад уч-ся.
Исполи́нские кенгуру́ (лат. Macropus) — род сумчатых млекопитающих семейства кенгуровых. Представители этого рода распространены в Австралии, Новой Гвинее и близлежащих островах. Впервые они были описаны Джеймсом Куком, который в апреле 1770 года подошёл к северо-восточному берегу Австралии.
А сейчас поиграем-
-Как вы думаете «Правда ли это?»
- Дикобраз стреляет своими иглами во врагов? Слайд №29
(Нет. Но если наткнуться на иглы, то они легко обламываются и остаются в теле жертвы.)
- Верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет. Их горбы хранят запас жира.) Слайд №30
- Одинокие волки воют на луну? Слайд №31
(Нет. Волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята.)
- Может ли видеть крот? Да, но очень плохо. Слайд №32
2 вед.-А сейчас поиграем (в каждом маленьком ребенке- песенка)
Каждая команда на своей доске должна нарисовать ( например…корову, Первые номера рисуют только рога,
вторые – только голову, третьи – только хвост и т.д.. После этого зрители аплодисментами определяют, чей рисунок лучше. Отличные получились рисунки)(победила дружба!)
1 вед.-Итак, я открываю третью страницу устного журнала. Слайд №33
Она называется: Из жизни рыб
А сейчас поиграем-
Правда ли что-
- Слайд №34
Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным мышьяком? (Нет. Меч-рыба абсолютно безвредна.) весит взросла особь в среднем 400 кг.
- Слайд №35
В Японии едят ядовитых рыб?
(Да. У рыбы-фугу яд находится в печени, в органах размножения, в желудке и некоторых мышцах. При ее приготовлении должен присутствовать опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным.) Кожа рыбы снабжена шипами. «Ужасно вкусно!», – говорят иногда дети, а взрослые указывают им на некоторую противоречивость их заявления. Вот, пожалуй, фугу – это как раз и ужасно, и вкусно.
- Слайд №36 Слайд №37
Некоторые рыбы живут внутри огурцов?
(Да. Жемчужные рыбки находят себе убежище в теле морского огурца, куда они проникают через дыхательное отверстие.)
Сейчас предлагаю посмотреть ролик о необычных животных земли.
2 вед.-С нашими замечательными животными мы знакомимся в книгах, Слайд №38
(обратить внимание на выстовку книг) произведениях различных авторов, а знаете ли вы эти произведения мы сейчас узнаем:
(читают оба ведущих поочередно)
- Как звали человеческого детеныша, выросшегося в волчьей стаи? (Маугли) Автор?Киплинг
- Кто из животных первый покорил космос? (Собака)
- Назовите автора рассказа «Заичьи лапы». (Паустовский)
- Какого животного первым встретил Колобок на своем пути? (Заяц)
- Про какого животного писал Мамин – Сибиряк, который все хвастался? (Заяц)
- Как называется рассказ А.П.Чехова про собаку? (Каштанка)
- Кто остался без хвоста, когда ловил рыбу в пруду? (Волк)
- Назовите героев сказки «Репка». (Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка)
- Какого животного называют другом человека? (Собака)
- Как звали медведя друга Маугли? (Балу)
- Какого зверя называют царем всех зверей? (Лев)
- Как звали собаку в рассказе Э.Успенского? (Шарик)
2 вед.-Итак, я открываю следующую страницу устного журнала. Слайд №39
Она называется: «Охрана природы»
С тех пор, как человек стал хозяином планеты Земля, его образ жизни серьезно нарушил равновесие естественной среды. Колоссальные изменения, происходящие в настоящее время, могут кончиться очень плохо.
-как вы думаете
Слайд №40
- Почему становятся редкими и исчезают многие животные и растения?
Из-за неправильного отношения человека к окружающей среде: Браконьерство, осушение рек, болот, загрязнение водоемов, вырубка лесов. Нарушается среда обитания животных и растений.
- Что такое Красная книга?
Красная книга – это книга, куда вписывают редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в защите и особом внимании. Красная книга – сигнал тревоги!
- Отчего происходит загрязнение почвы, воздуха, воды?
В результате выбросов отравляющих газов, отходов, сточных вод работающих заводов и фабрик в окружающую среду, происходит её загрязнение.
- Как защитить окружающую среду от загрязнения? Слайд №41
На заводах и фабриках ставить очистительные сооружения, фильтры.
5.Как вы можете помочь в деле охраны природы?
Взрослые создают заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. А что могут такие малыши, как вы? Очень много. Например, находясь на отдыхе в лесу, не оставляйте после себя мусор, тушите костер, не приносите из леса животных – дома они у вас погибнут, не рвите цветы, не шумите – учитесь слушать лес.
2 вед.- Вы знаете что День защиты земли:22 апреля Слайд №42
ЧТО МОГЛИ БЫ ВЫ СДЕЛАТЬ 22 АПРЕЛЯ? И не только в этот день(примерные ответы детей)
Рисунки о защите природы
Инсценировки по теме
Доклады о жизни животных и растений
Покормить птиц, животных
Добрые советы каждый день, замечания одноклассникам
Следить за своим поведением
Сделать кормушки, скворечники
Посадить дерево!
Некоторые только планируют сделать что то полезное а некоторые уже сделали так Андрей Степанович Шляхов создал свой реабилитационный центр, так сказать временный дом для животных которых не пожалели люди и которые могли бы погибнуть в естественных условиях но благодаря этому центру у них появилась возможность выздороветь и опять продолжить жизнь на воле!
Безусловно животные являются лекарями наших душ, сейчас я вам это докажу!
Смотрим!
Ролик(про кошек)
Слайд №43
Итог классного часа
1 вед.-
-Ребята вам понравился классный час?
-А чем он вам понравился?
-Так как мы будем относиться к природе?
Рефлексия :Напишите на стикерах- сердечках свои пожелания и слова благодарности окружающей нас природе и прикрепите на карту Казахстана.
Спасибо за внимание, досвидания!