Урок русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование глаголов»


Хасанова Мадина Максутовна
учитель русского языка и литературы
ГККП Бурлинская общеобразовательная школа

Цель урока:

повторить основные способы образования глаголов;

обобщить и закрепить знания, полученные на уроке;

формировать умения образовывать глаголы различными способами.

Форма работы: групповая, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока

Орг.момент: Здравствуйте! Садитесь!

Проверка домашнего задания:

Стадия «Мозговой штурм»

1.Что называется глаголом? Приведите примеры.

2.К какой части речи относится глагол?

3.На  какие виды и наклонения делится глагол? Приведите примеры.

4.Композиционные части текста – повествования это?

Тест (подготовка к ЕНТ)

1. Актуализация знаний

Синтаксическая разминка. Один ученик работает у доски, выписывает из стихотворения  А.С.Пушкина «Зимний вечер»  глаголы, обозначающие начало действия.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

2. Беседа  по вопросам:

– Какая морфема придает глаголам значение начала действия?

(Приставка за-).

-От каких частей речи они образованы?  ( от глаголов)

– Каково значение приставки за-? (начало действия)

3.Определение темы урока (учащимися)

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(Мы будем повторять способы образования глаголов)

-Какую цель мы поставим перед собой?

(вспомнить и повторить способы образования глаголов на письме)

-А зачем знать, как образуются глаголы?

(Чтобы правильно их писать)

Слово учителя: – Ребята, сегодня мы с вами проведем исследовательскую работу по теме: «Словообразование глагола».

Работать будем по плану. (записан на доске).

План урока.

1.Подготовка к исследованию:

-Ответьте на вопрос: что такое приставка?

-Что такое суффикс?

2.Исследование

-От каких частей речи образуются новые слова?

-Каким способом образуются новые слова?

3.Вывод.

4. Основная часть урока.

1.       Подготовка к исследованию

– Что называется морфемой? (значимая часть слова)

– Дайте определение каждой морфемы. Приведите примеры. Какие морфемы указывают на форму слова? (на форму слова указывают окончания и формообразующие суффиксы)

– Перечислите известные вам способы словообразования (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение).

2.       В тетрадь таблицу «Основные способы словообразования»

Способ образования
Примеры
1) Приставочный
Пришкольный, беспорядок, приласкать, недавно,
2)суффиксальный
Лесник, речной, быстро, белить
3) Приставочно-суффиксальный
Подснежник, беспроводной, по-своему, пришпилить
2.Исследование- От каких частей речи образуются глаголы и каким способом. Мы с вами должны заполнить таблицу в ходе исследования.

Способы образования глаголов(заполняется в процессе исследования)

От каких частей речи
Способ образ.
Примеры
Бесприставочный глагол
Приставочный
бежать – вбежать, выбежать
— глаголов

— прилагательных

— существительных

— числительных

междометий
Суффиксальный
перечитать — перечит-ыва-ть, мыть — мыть-ся,

видный — видн-е-ть-ся, партизан — партизан-и-ть,

толпа — толп-и-ть-ся, двое — дво-и-ть (‘разделять надвое’),

ах — ах-а-ть,
Существительных

прилагательных числительных

глаголов:
3) Приставочно-суффиксальный
тень — за-тен-и-ть, прямой — вы-прям-и-ть,

трое — у-тро-и-ть,

любить — недо-любл-ива-ть,
 

1.Задания для исследования 1 группе . Разобрать глаголы и определить их способ образования Запереть, побежать,  приоткрыть,

Делаем вывод: глаголы образованы, от какой части речи? – От глаголов. – Каким способом? – Приставочным.(заполняем таблицу)

2 Задания для исследования 2 группе. Определить их  способ образования глаголов     -Запишите глаголы обедать, краснеть, плотничать.)

-От какой части речи образованы глаголы? (От существительных, прилагательных)-Каким способом? -Суффиксальным. (заполняем таблицу)

3. Задания для исследования 3 группе. Определить их  способ образования глаголов  потрескивать, насвистывать, названивать. – От какой части речи образованы глаголы? (От существительного, прилагательного.) – Каким способом? – Приставочно-суффиксальным. (заполняем таблицу).

6. Закрепление.

Работа в группах. Задания для групп:

1       группа: образовать 3 глагола с помощью приставок от-, пре-, при-, раз-(рас-), с-), от какой части речи образуются глаголы с помощью приставок? (от глаголов.)

2       группа: определить способ образования глаголов: ранить, пленить, белеть, желтеть.

3 группа – Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов: прыгать — рас-прыгать-ся, звонить — пере-зван-ива-ть-ся;- банкрот — о-банкрот-и-ть-ся.

Физминутка

Определить способ образования названного слова. Если это суффиксальный – хлопаем, если  приставочный – топаем.

Бежать (суф), слепнуть (суф.), залететь (прист), прочитать (прист.), беседовать (суф.), запеть (прист.), переплыть (прист.), лентяйничать (суф.), отпрыгнуть (прист.), пустовать (суф.), внести (прист.), солить (суф.).

7. Записать глаголы в столбик. Обозначить орфограммы. Определить способ образования глаголов.

1вариант – Ра..цветать,  рас..т..латься, обузить, объед..нить, краснеть

2вариант – ст..реть, забл..стать, , рас..тавать(т)ся с друзьями, ахать

– Работа с учебником.

Упр. 322. Подчеркнуть грамматическую основу предложений, определить вид, наклонение глагола.

Упр. 328. Выполнить синтаксический разбор предложения №3.

8.Обобщающий тест по теме «Словообразование глаголов»

1. В каком слове нет суффикса  -К-? А) шубка  Б) юбка  В) вырубка  Г) Улыбка

2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ? А) шкафчик Б) мячик В) пончик Г) огурчик.

3. В каком слове нет приставки? А) примерка,  Б) прищепка,  В) принцесса,  Г) пришелец.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом? А) прочитать,  Б) преодолеть,  В) походить,  Г) веселить.

5. Какое слово образовано приставочным способом? А) купленный,  Б) где-нибудь,  В) доверху,  Г) размешать.  Ответы: 1- Б 2- А 3- В 4- Г 5- Г

 

9. Рефлексия.

Составление кластера

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Какими способами образуются глаголы в русском языке? (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)

– В чем особенность каждого из способов? (Приставка не меняет часть речи производного слова. Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, не употребляются без одной из этих морфем).

– Что получилось? Что показалось трудным?

10. Выставление оценок

7. Домашнее задание: Параграф 42, упр.324. повторить правило.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *