Урок-портрет «Красной кистью рябина зажглась…» (Жизнь и творчество Марины Цветаевой)

Казангапова Асем Абылмансуровна

преподаватель русского языка и литературы

Учреждения «Семейский многопрофильный колледж»

Цели урока:   

Образовательные: дать представление о личности и творчестве М.Цветаевой, закрепить знания по биографии поэта, показать через анализ художественного текста особенности лирики поэта.

Воспитательные: воспитывать интерес к поэзии, к изучению русской литературы, бережное отношение к слову.

Развивающие:  развивать навыки устной выразительной  речи, память, образное и  творческое воображение.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Вид урока: урок-портрет.

 

Применяемые технологии, методы и приемы: технология личностно-ориентированного обучения, элементы проблемного обучения, элементы парной работы, элементы дифференцированного обучения, элементы технологии педагогики сотрудничества, создание проблемной задачи, опережающее задание, слово учителя, анализ художественного текста, просмотр видеоряда, прослушивание аудиозаписи, чтение стихов и прозаических текстов наизусть, самостоятельная работа.

 

Межпредметные связи: история России, музыка, ИЗО;

внутрипредметные связи: теория литературы, поэзия 19 века, поэзия серебряного века.

 

Оснащение урока: подсвечник со свечами, репродукция картины Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом», репродукции портретов поэтов Серебряного века, А.Пушкина, фотокартины рябины, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал со стихами поэта, материалами урока, выставка книг, копии фотографий.

 

Использованная литература: Литература. Учебник для студентов. «Академия», 2008.

Русская литература. Учебник 11 класса для школ с русским языком обучения.

 

 

План урока.

І. Организационный момент                                3 мин

  1. Приветствие.
  2. Определение темы, цели урока.

ІІ. Актуализация знаний. Создание проблемной задачи.               10 мин.

ІІІ. Изучение новой темы. Слово учителя с опережающим заданием.   37 мин.

  1. Биография М.Цветаевой. Опережающее задание.
  2. Просмотр видеоряда, аудиозаписей песен, стихотворений М.Цветаевой.

ІV. Закрепление знаний.                                 15 мин.

  1. Творческая лаборатория. Чтение и анализ стихотворений.
  2. V. Подведение итогов урока. 10 мин.
  3. Беседа по материалам урока.
  4. Рефлексия. Решение проблемных задач.
  5. Решение компетентностной (деятельностнонаправленной) ситуации.
  6. VI. Выставление оценок. Инструкция по выполнению домашнего задания. 5 мин.

 

 

Ход урока:

Эпиграф:

«Всё понять и за всех пережить»

М.Цветаева

 

І. Организационный момент                                3 мин

  1. Приветствие.
  2. Нестандартное начало урока.

 Звучит музыкальное произведение (вальс Е.Дога из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»).

— Как вы думаете, почему я так начала урок? (ответы студентов)

— Что выражает музыка? (чувства, внутреннее состояние человека)

— Какие чувства может выражать данное музыкальное произведение? (любовь)

— Как может быть связана музыка и литература? (это виды искусства)

— С каким родом литературы может быть связана музыка как вид искусства? (Лирика)

— Вы правы, и сегодня на уроке одним из ключевых слов будет и слово ЛЮБОВЬ.

 

3.Определение темы  урока.

— Откройте тетради, запишите дату, тему урока. Тема нашего урока «Марина Цветаева. «Красной кистью рябина зажглась… (изучение биографии и творчества поэта).

— Эпиграфом урока станут слова самой поэтессы «Всё понять и за всех пережить». Как это может ее характеризовать как человека, поэта? (ответы студентов)

 

— Как вы думаете, каковы будут цели урока? (целеполагание: знание биографии, чтение произведений М.Цветаевой, их анализ)

— Что ожидаете от урока? (ответы студентов)

— В конце урока мы вернемся к вопросу, удалось ли нам реализовать цели урока?

 

ІІ. Актуализация знаний. Создание проблемных задач.                10 мин.

— Давайте вспомним, что мы знаем о таком роде литературы как лирика.

— От какого слова возникло? (лира – греч.яз.)

— В чем особенность лирических произведений? (передает чувства и мысли автора)

— Какие лирические жанры знаете? (стихи, песня, ода, эпиграмма, сонет)

— Вы видите, что в оформлении урока использованы портреты.  Кого узнаете? (А.С.Пушкин, А.Блок, А.Ахматова)

— Именно с этим я хочу связать свою первую проблемную задачу урока, которую вы будете решать в течение всего урока: как связаны имена этих поэтов с жизнью Марины Цветаевой?

 — Следующая проблемная задача: почему именно этот урок был начат с прослушивания музыкального произведения? Как это связано с М.Цветаевой?

 

ІІІ. Изучение новой темы (параллельно ведутся записи в тетрадях).

37 мин.     

  1. Биография М.Цветаевой. Опережающее задание.

 

Слово учителя:

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чём я говорю: «Душа – есть всё – всюду – вечно». В историю русской поэзии ХХ века М. Цветаева вошла как тонкий лирик, глубокий психолог, личность драматическая, яркая. Ее жизнь и творчество – выразительная страница русской литературы.

Начнем погружение в мир поэзии М. Цветаевой,  понаблюдаем, как воплощается в поэзии богатство ее личности и трагичность судьбы.

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного их старинных московских переулков.

Полночь, листопад, рябина, пылающая и горькая – навсегда вошла в её поэзию. Она — рябина стала символом судьбы, тоже переходящей и горькой, пылающей творчеством.

 

 

Чтение стихов  — опережающее задание Марал.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов,

День был субботний:

Иоанн Богослов.

 

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

            «Красною кистью…»

 

Слово учителя:

Отец Марины Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.

Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

 

Чтение стихов — опережающее задание Инабат.

Кто создан из камня, кто создан из глины, —

А я серебрясь и сверкаю!

Мне дело- измена, мне имя-Марина,

Я – бренная пена морская.

 

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

— В купели морской крещена — и в полете

Своем —  непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

         «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Первым потрясением Марины и первой её любовью в литературе был А.С. Пушкин.
Инсценировка: Марина Цветаева, преподаватель, мать Марины Цветаевой (опережающее задание).
Марина Цветаева
(Улжан)
                                   «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта
убили. Я поделила мир на поэта – и всех, и в
подзащитные выбрала поэта.
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царевы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили

Кого это так  — точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора
Умнейшего мужа России

Преподаватель:

«Начинается как глава настольного романа. Тайна красной комнаты. В красной комнате был тайный шкаф. Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери» — «Дуэль».
Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а ещё один, другой, спиной отходит.
Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес»…

Марина Цветаева (Улжан):

«Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот.
Пушкин был мой первый поэт, и моего поэта убили. С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова – убили, ежедневно, ежечасно, непрерывно убивали все мое младенчество, детство, юность.
Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили. Я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала поэта, в подзащитные выбрала поэта.

Преподаватель:

«Но что же тайна красной комнаты? Запретный шкаф. Запретный плод. Этот плод – том, огромный сине-лиловый том с золотой надписью «Собрание сочинений А.С. Пушкина».

Марина Цветаева (Улжан)
(Звучит музыка – фрагмент увертюры к опере Чайковского «Евгений Онегин»)

«Пушкин озарил меня любовью. Словом – любовь… Мне было шесть лет, и это был мой первый музыкальный год… рождественский. Давали сцену из «Русалки», потом «Рогнеду» .

Преподаватель:
«Теперь мы в сад перелетим, Где встретилась Татьяна с ним» Скамейка. На скамейку – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садиться, а она встаёт. Оба стоят. И говорит только она, а он не говорит ни слова.» Главы из романа, чтение романа, картины, образы становятся для нее частью ее жизни..

Диалог М. Цветаевой с матерью:

Мама (Мадина): «Что же Муся тебе больше всего понравилось?
Марина Цветаева (Улжан): Татьяна и Онегин. Я не в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и может быть в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь…
Эта первая любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви…»

Просмотр видеоряда:

Телевыступление  Г.Бесединой и С.Тараненко с песней М. Таривердиева на слова М. Цветаевой  «Мне нравится, что вы больны не мной…» .

 

Преподаватель:

После смерти матери интерес к музыке Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.

Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не поддаваться влиянию, «быть самой собой» — такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.

Черты лица и ее контуры были очень тонкими и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким. Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: «Хотите я вам прочту стихи?»

 

В 1910 году, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник – «Вечерний альбом». Стихи записывались в альбом – это было в традиции всех русских барышень 19 века, записывались вечерами под свет керосиновой лампы.

Ранние стихи отличались от стихов сверстниц:

  • ничего не выдумывала;
  • никому не подражала.

Любовь заполняет эту книгу: любовь к маме, любимой сестре, к жизни, такой прекрасной и безоблачной (как недолго будет это длиться!).

Оценили её стихи: М. Волошин, В. Брюсов, Н. Гумилёв.

Их оценки были возвышенными, но она их оправдала.

 

Прослушивание аудиозаписи:

Вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

 

Чтение стихов  — опережающее задание Шырын.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искр из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

— Нечитанным стихам!-

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

«Моим стихам, написанным так рано…»

 

Преподаватель:

Автору стихов Марине Цветаевой – двадцать лет, но она уже поэт, Поэт яркий и самобытный, уверенный в своем дальнейшем поэтическом успехе.

  • Чем стали эти стихи сегодня?
  • Как называют, когда сбываются пророчества?

 

(На экране фотография Сергея и Марины, звучит вальс Дога)

Они встретились семнадцатилетний и восемнадцатилетняя на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей, красивый грустной, кроткой красотой юноша с поразительными, огромными в пол-лица глазами.

27 января в Москве состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. В феврале почти одновременно вышли в свет их книги «Волшебный фонарь» и «Детство». На титульном листе обозначено: «Книгоиздательство «Оле-Лукойе», Москва, 1912 год. Шутка двух юных умов…»
Чтение стихов – опережающее задание Айданы.
С.Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. —
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.

3 июня 1914

               С.Э. «Я с вызовом ношу его кольцо!..»

В октябре того же, 1912 года у них родилась дочь, её назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром её внимания и любви. По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда Анна Ахматова. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу.

“О, муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты черную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас как стрелы”

В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Он пленил её высокой степенью словесного совершенства. “Если существует Бог поэзии, – писала Марина, – то Мандельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым”.

“Я знаю: наш дар – неравен.
Мой голос впервые – тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!”

 

Преподаватель:
Из воспоминаний Ариадны Эфрон:
«Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата «по струнному рукомеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству поклонялась».
Чтение стихов – опережеющее задание Перизат.
Имя твое — птица в руке…»

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
                                  «Стихи к Блоку»

 

Прослушивание аудиозаписи:

Художественное исполнение произведения «Стихи к Блоку» актрисой Алисой Фрейндлих

 

— Послушаем выразительное чтение данного стихотворения актрисой А.Фрейндлих.
Преподаватель: 
Подобно тому, как говорят «Пастернак и Цветаева», читатели её поколения говорили «Блок и Ахматова». Мне мой успех нужен как прямой повод к Ахматовой. И если я в данную минуту хочу явить собой Москву…. А для того, чтобы эту Москву – Петербургу — подарить, Ахматовой эту Москву в себе, в своей любви подарить, перед Ахматовой – преклонить.
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий

И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова! – и сердце своё впридачу.
Гражданская война разрушила семейное счастье Цветаевой. Её муж вместе с Белой армией эмигрировал, она осталась одна с двумя дочерьми. И от него третий год не было вестей. И только в июле 1921 года Марина получила от Сергея письмо. Она ещё не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 года они, наконец, встретились. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. “Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью…”. Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они составили впоследствии книгу “Разлука”).

 

Прослушивание аудиозаписи:

Песня на стихи М.Цветаевой «Я тебя отвоюю» (исполнение И.Аллегровой).

  • Определить основную идею стихотворения ( о чем стихи).
  • Какими поэтическими средствами пользуется автор?

 

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я закину ключи и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты, —
О проклятье! — у тебя останешься ты:
Два крыла твоих, нацеленные в эфир, —
Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

15 августа 1916
Преподаватель: 

Вспоминала, как «добывала» мороженую картошку: «Картошка на полу: заняла три коридора… Брать нужно руками… Не оттаявшая слиплась в чудовищные гроздья. Я без ножа. И вот, отчаявшись (рук не чувствую) – какую попало: раздавленную, мороженую, оттаявшую… Мешок уже не вмещает. Руки, окончательно окоченев, не завязывают. Пользуясь темнотой, начинаю плакать, причем тут же и прекращаю… Взваливая, тащу».

В  феврале  20-го  года  умерла  от  голода  младшая  дочь  Цветаевой. Как писала сама поэтесса: «Старшую у тьмы выхватывая, младшей не уберегла».

В страшное время Цветаева находила силы помогать другим. Поэт Константин Бальмонт вспоминал: «В голодные дни Марина, если у нее было шесть картофелин, приносила мне три. Когда я тяжко захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю…»

Цветаева не приняла революции и в 1922 году выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону. Семнадцатилетняя одиссея Марины Цветаевой (Германия, Чехословакия, Франция) стала величайшим испытанием для неё. Практически она как поэт скоро потеряла возможность издавать книги, её последняя книга вышла в 1928 году, хотя Цветаева много и плодотворно работала, писала стихи, поэмы, прозу (“Поэма Горы”, “Поэма Конца”, цикл стихов “Стихи Пушкину”, проза “Дом у старого Пимена”, “Сказка матери” и другие).

В мае 1922 года М. Цветаева вместе с дочерью покинула Россию. Берлин, Прага, Париж… где после долгой разлуки встретила мужа. Позже семья переехала в Чехию, где родился сын Георгий. Потом были долгие метания по Франции.  Новые разлуки с мужем, духовное одиночество, нищета – вот что дала ей эмиграция. Горькое чувство безысходности усилилось тоской по Родине.

Дай мне руку на весь тот свет…

Эту руку с того родного света протянул ей Борис Пастернак. Свершилось чудо: 27 июля 1922 года почтальон принёс письмо Марине. Так началась долгая переписка Цветаевой и Пастернака. Но годы шли.  «Устали»  Пастернаковы письма…

Об этом времени так вспоминала её дочь Ариадна Эфрон.

По всем своим городам и пригородам (не об оставленной России говорю) Марина прошла инкогнито, твеновским нищим принцем, не узнанная и не признанная ни Берлином, ни Прагой, ни Парижем (у кого она в моде сейчас…).
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую в дали.
Настанет день, когда
И я исчезну с поверхности Земли…
В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1919 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война. Эвакуация с сыном в небольшой городок Татарии Елабуг. Отъединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила…

У Марины не было больше Сергея: расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…

Чтение отрывка из стихов «Стихи к Чехии» — опережающее задание Кунсая

О черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь  — быть
В бедламе нелюдей,
Отказываюсь жить
С волками площадей.
Отказываюсь выть
С акулами равнин,
Отказываюсь плыть
Вниз – по теченью спин.
Ни надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.

Преподаватель:
На этой ноте последнего отчаянья оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование —  и того в обрез. 31 августа 1941 года Марина Цветаева уходит из жизни, считая этот выбор единственно правильным – “ответ один – отказ”.
Причины смерти:

  • Сестра находилась два года в тюрьме;
  • Муж расстрелян, дочь арестована;
  • В Союзе писателей и Литературный фонд не приняли на работу;
  • Делала переводы – их не печатали;
  • Заявление с просьбой в писательскую посудомойку – не приняли.

 

Ни родных, ни работы, ни средств к существованию…

 

Прослушивание стихотворения  В. Сумбатова «Памяти М. Цветаевой» в исполнении преподавателя.

 

Одна, ни с чем не схожая,

Несхожая, горда,

Дорогою прохожею

Ни шла ты никогда.

Ты видела и слышала

По-своему всегда.

Своим узором вышила

Пролётные года.

К урокам равнодушная

И в дружестве трудна.

Одной себе послушная

Осталась ты одна.

И не стерпев изгнания,

Домой вернулась вдруг,

Но там нашла страдания

Верёвку, стул, да крюк.

И в петле непреклонная

Склонилась голова.

И смолкли самозваные

Ударные слова…

 

Так трагически завершается жизненный путь М. Цветаевой, но поэзия её не умирает, она продолжает жить.

Исполнилось пророчество Цветаевой, что «её стихам настанет свой черёд».

Сейчас её стихи занимают высокое место в истории поэзии.
Прослушивание аудиозаписи:

Звучит песня на стихи М.Цветаевой «Хочу у зеркала…»


ІV. Закрепление знаний.                                 15 мин.

3.Творческая лаборатория. Чтение и анализ стихотворений.

Цветаева не только поэт. Она драматург, литературовед, эссеист. Писала не только стихи и поэмы, а также драмы, статьи, автобиографические произведения.

И всё-таки сначала поэзия. Можно выделить три направления: любовь, творчество, Родина.

Самостоятельная работа в паре.

  1. Задание:
  • Прочитать «Стихотворение о Пушкине» про себя, затем вслух.
  • Определить основную идею стихотворения ( о чем стихи).
  • Какими поэтическими средствами пользуется автор?

 


Стихи к Пушкину

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мертвым певцом

Почетную дробь выводили.

 

Такой уж почет, что ближайшим друзьям —

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева — ручищи по швам —

Жандармские груди и рожи.

 

Не диво ли — и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почет сей, почетно — да слишком!

 

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печется!

Почетно — почетно — почетно — архи-

почетно, — почетно — до черту!

 

Кого ж это так — точно воры вора

Пристреленного — выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора —

Умнейшего мужа России.

19 июля 1931

 

 

  1. Задание:

1)Прочитать стихотворение «Тоска по родине! Давно…».

2) Каково отношение поэта к Родине?

 

— Испытавшая страдания и потери в России, отторгнутая от родины, Цветаева всегда оставалась русским поэтом. Поэтому тема Родины – центральная в её творчестве.

(По стихотворению 1914 года «Тоска по родине! Давно…».)

Тоска по родине! Давно                               Мне безразлично – на каком

Разоблаченная морока!                                Непонимаемой быть встречным!

Мне совершенно все равно,

Где – совершенно одинокой                                    (Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен…)

Быть, по каким камням домой                     Двадцатого столетья – он,

Брести с кошелкою базарной                                  А я – до всякого столетья!

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.                         Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все равно, каких среди                         Мне все – равны, мне все – равно,

Лиц – ощетиниваться пленным                   И, может быть, всего ровнее,

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной – непременно –             Роднее бывшее – всего.

Все признаки с меня, все меты,

В себя, в единоличье чувств.                                   Все даты – как рукой сняло:

Камчатским медведем без льдины              Душа, родившаяся – где-то.

Где не ужиться (и не тщусь!)

Где унижаться – мне едино.                        Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Не обольщусь и языком                               Вдоль всей души – всей поперек!-

Родным, его призывом млечным.                Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст.

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге куст

Встает, особенно – рябина…

 

 

 

  1. V. Подведение итогов урока. 10 мин.
  2. Беседа по материалам урока.

— Что нового на уроке узнали?

— Какие произведения Цветаевой можете назвать?

— Назовите темы стихов Марины Цветаевой.

— Какие стихи вам больше всего понравились?

— Чье выступление вам больше всего понравилось? Почему?

 

  1. Рефлексия. Решение проблемных задач.

— Итак, вернемся к началу урока. Как же вы решите те проблемные задачи, которые были перед вами поставлены.

Первая проблемная задача: Как связаны имена этих поэтов с жизнью Марины Цветаевой?

(ответы студентов)

Вторая задача: Почему урок был начат с прослушивания музыкального произведения? Как это связано с М.Цветаевой?

(ответы студентов)

 

Решение компетентностной (деятельностнонаправленной) ситуации.

Представьте, что вы уже закончили колледж, работаете по специальности библиотекарями. К вам приходит посетитель и просит дать книгу стихов какого-либо русского поэта начала 20 века. Предложите книгу стихов Марины Цветаевы. Как вы это сделаете?

 

Возврат к эпиграфу.

— Как характеризуют поэта слова, взятые в эпиграф?

Возврат к целеполаганию.

— Достигнуты ли цели урока?

— Правильно ли вы их определили в начале урока?

 

VІ. Выставление оценок. Инструкция по выполнению домашнего задания. 5 мин.

Обязательный минимум.

  1. Знание биографии М.Цветаевой.
  2. Выучить на выбор 1 стихотворение.

 

На оценку «4».

  1. Подготовить сообщения (по выбору) на темы «Марина Цветаева и музыка», «Марина Цветаева и Б.Пастернак», «марина Цветаева и А.Ахматова».

 

На оценку «5». Творческий уровень.

  1. Написать эссе «Моя Цветаева. Что дало мне чтение стихов М.Цветаевой?».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.