Использование интерактивной доски


Абеужанова Светлана Мухтаровна
 учитель биологии
 КГУ СОШ № 60 г. Караганды

Новые информационные технологии (НИТ) совершили революционный переворот. Практически все учебные учреждения осознают, что будущее в образовании принадлежит НИТ.

Сегодня в преподавании предметов школьной программы сложились тенденции, которые соответствуют нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность от применения НИТ на уроках уже не подвергается сомнению. Ученые отмечают, что чем больше органов восприятия задействовано в процессе обучении, тем лучше усваивается учебный материал. Частое использование мультимедийной и интерактивной техники в учебном процессе многократно увеличивает дидактические возможности, обеспечивает наглядность, видео и аудио поддержку и контроль, что в конечном итоге способствует повышению уровня преподавания предмета [25].

Осознавая перспективы использования НИТ в процессе обучения, понятно, что графика и анимация, фото и видео, звуковое сопровождение добавленные к тексту в интерактивном режиме работы создают интегрированную среду, в которой дети обретают качественно новые возможности.

Информационные технологии позволяют видоизменить стиль. Структура программ побуждает детей думать, анализировать, делать выводы и формулировать правила.

Итак, интерактивная техника позволяют сделать учебный процесс:

– познавательным (последние данные и информация из Интернет);

– увлекательным (оригинальность заданий);

– занимательным (игры, шарады, кроссворды);

– гибким (в компьютере несколько блоков, которые можно менять, дополнять и т.д.);

– многообразным (в зависимости от цели и задачи);

– творческим (использовать самые новые достижения в компьютерной технологии);

– эстетически привлекательным (красочный интерфейс: графика, видео, анимация, специально подобранные для каждой программы).

В целом, новые информационные технологии существенно обогащают образовательный процесс, наполняют его новым смыслом. Так, интерактивная доска помогает, учителю реализовать возможность объяснить сложные понятия, процессы и явления, тесно связанные с учебным предметом.

Использование интерактивной техники в обучении имеет свои особенности. В настоящее время интерактивные доски используются во всем мире в образовательной сфере, они могут применяться на любых уроках и при преподавании любых дисциплин.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, который присоединен к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере [27].

Интерактивная доска имеет понятный, дружественный графический интерфейс. Доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, дети могут видеть большие изображения и диаграммы, которые можно передвигать как угодно.

Интерактивная доска имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска. Извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно подойдя к планированию урока. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут остаться в копилке учителя и использоваться в течение нескольких лет, преобразовываясь при необходимости

Интерактивная доска имеют много преимуществ по сравнению с другими средствами обучения. При частом использовании интерактивной доски можно заметить, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть работы учителя, например, при работе с какими-то материалами на интерактивной доске, можно сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем, например при проверке домашнего задания на следующем уроке. Это существенно экономит время учителя, создавая базы учебных материалов, используя материалы коллег на своих уроках. Интерактивная доска предоставляет возможность использовать широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому даваемый учителем материал становится более понятным для детей [28]. Нельзя категорически заявлять, что результаты всех детей сразу улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что дети становятся, более заинтересованы и более мотивированы на уроке, они быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков.

Сами дети по итогам рефлексии отметили, что при подготовке домашнего задания материал воспроизводится гораздо быстрее.

Основные способы использования интерактивных досок:

·      пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;

·      демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем учащимся;

·      использование групповых форм работы;

·      совместная работа над документами, таблицами или изображениями;

·      использование конференц-связи;

·      управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску);

·      использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;

·      изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;

·      изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;

·      сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет;

·      сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;

·      демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;

·      демонстрация учебных видеороликов;

·      создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

·      создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке;

·      при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика.

Важно понимать, что интерактивная доска – не волшебная палочка, которая сама решит все проблемы на уроке и сразу сделает уроки интересными и увлекательными. Также не нужно думать, что интерактивная доска должна использоваться на каждом уроке или на каждом этапе урока. Как и с любым другим ресурсом, наибольшего эффекта можно достичь только тогда, когда интерактивная доска используется соответственно поставленным на уроке задачам. Учитель должен грамотно овладеть программным обеспечением, идущим вместе с интерактивной доской, и использовать его потенциал при подготовке к уроку. Учителя нуждаются и в других программных средствах, которые могут расширить сферы применения интерактивной доски.

Таким образом:

·      урок должен быть хорошо приготовлен, тогда объяснение материала пройдет быстрее;

·      интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: изображения, звук, видео, и текст и др.;

·      ход урока должен быть логическим и последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;

·      файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать повторения пройденного материала или дополнения.

Использование интерактивной доски повышает уровень преподавания на несколько ступенек вверх. На уроках биологии для школьников, проводя презентацию средствами интерактивной доски, удобно делать различные пометки с небольшими комментариями прямо на ее плоскости. Также можно управлять презентацией непосредственно с доски. Однако применение интерактивной доски должно быть направлено на использование всех ее функциональных возможностей. Кроме того, повышается интерес учеников к материалу и вообще к информационным технологиям, особенно, когда их вызывают к доске.

Применение интерактивной доски помогает учителям раскрыть свои педагогические таланты, но не сможет компенсировать их недостаток. Учителям, только начинающим педагогическую деятельность с интерактивной доской, будет доступен простой способ работы с ней – использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а самоуправление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской [29]. Интерактивная доска чаще всего используется для просмотра презентаций. На компьютере учителя запускается готовая презентация, а переходы между слайдами осуществляются с помощью управления маркером. Это вот самый простой способ использования интерактивной доски учителем в школе – демонстрация готовых презентаций.

Ключевые направления применения интерактивных досок в образовании:

·      Презентации, демонстрация и моделирование. Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.

·      Повышение активности учеников на уроке. Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.

·      Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

·      Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.

·      Презентации, демонстрация и моделирование.

·      Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это – визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

Можно использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска моделирует абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, меняет модель, переносит объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это происходит в режиме реального времени.

Использование интерактивной техники, позволяет повысить познавательную активность детей на уроке, ученики становятся более активными и заинтересованными. Использование интерактивной доски делает информацию для детей доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, у учащихся повышается мотивация к изучению предмета.

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни, а так же учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач, что увеличивает темп урока.

Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Использование интерактивной доски позволяет преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир. Уроки с использованием интерактивной доски могут донести до учеников гораздо более широкие диапазоны информации. Многие из ресурсов, доступные для демонстрации на интерактивной доске (цвет, движение, звук), просто невозможно использовать на традиционном уроке.

Интерактивная доска позволяет демонстрировать для аудитории учеников:

·      специальное обучающее программное обеспечение;

·      содержание дисков CD, DVD и других носителей;

·      интернет-сайты;

·      графические файлы (изображения, рисунки, фотографии, скриншоты).

Внедрение интерактивной и мультимедийной техники в учебный процесс, позволяет повысить эффективность и уровень обучения информатике и ИКТ, в условиях ее правильной реализации. Обучение, в котором вводится современная техника, позволяет реализовать гораздо больший потенциал не только учителя, но и учащихся, так как зачастую неинтересные уроки приобретают новый смысл, мотивация обучения возрастает практически в два раза, что приводит ускоренным темпам работы, лучшему усвоению знаний, а также высокой степени подготовленности учащихся.

Таким образом, интерактивное обучение как форма образовательного процесса может стать фактором, который оптимизирует сущность и структуру педагогических взаимодействий. Важно понимать, что альтернативы информационным технологиям нет. Технологии могут не работать, если ими не хотят или не умеют пользоваться, или пользуются не с теми целями, ради которых они созданы. Технологии эффективно работают для тех, кто хочет, чтобы им помогли. Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованными.

На уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие формы подачи материала учителем:

·    в форме мультимедийной презентации,

·    электронные учебники,

·    тесты, тренинги, on-line тесты.

·    видиоуроки,

·    виртуальные практические и лабораторные работы.

Варианты применения ИКТ:

1.  Презентации

К более эффективным формам предоставления материала на уроках, нужно отнести мультимедийные презентации. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, свою индивидуальность, отойти от формального подхода к проведению уроков.

Презентация дает возможность представить учебный материал как систему опорных образов, которые наполнены объемной структурированной информацией в четком порядке. Таким образом, задействуется множество каналов восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде в память учащихся.

Презентация – самая удобная и простая форма подачи материала для учителя при проведении урока. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья учащихся.

Отличительной особенностью презентации – является ее тезисность для преподавателя и наглядность для ученика. В презентации можно показать самые важные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, схемы, таблицы, цитаты, графики, портреты ученых т.д. Можно использовать компьютерное изображение, что выглядит эстетичней удобнее, аккуратнее и нагляднее, чем что-то работа на доске мелом.

Для создания презентаций используется программа Power Point. Это компьютерное средство интересно тем, что его может создать любой учитель, который имеет доступ к персональному компьютеру, с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно использовать на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Варианты применения презентаций в работе с учащимися:

– Применение презентаций на уроке при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т.д. Презентация дает возможность любую информацию представить наглядно.

– Применение презентаций на обобщающих уроках при закреплении нескольких тем.

– При проведении уроков в форме игры.

– Презентация по результатам выполнения индивидуальных или групповых проектов (отчеты по экскурсиям в природу, сообщения – защиты по отдельным темам для дискуссии на уроке и т.д.).

Исследовательские проекты.

2.  Электронные учебники

Наибольшее распространение в обучении получили электронные учебники. Достоинствами этих учебников являются: их мобильность, доступность и адекватность уровню развития современных научных знаний. Создание электронных учебников способствует решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них таких учебниках может содержаться огромное количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться различные виды информации [31]. Кроме этого, при помощи электронных учебников можно проводить – компьютерное тестирование после которого дети могут увидеть свой результат. Тут решается вопрос оценивания. Учитель в данном случае выступает как тьютор. Ребенок сам видит результат своего тестирования.

Использование электронного учебника на уроках, помогает заинтересовать учащихся, проконтролировать их деятельность, увеличить темп работы, а так же решить сразу несколько задач: изучение нового материала, закрепление, выполнение практической работы, которая включает различные виды упражнения провести контроль. Очень важно, что учащиеся увлечены на всех этапах урока, что поддерживает интерес к предмету.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *