Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
Жинская Оксана Павловна
воспитатель
д/сада №3«Иван-Царевич»
г. Степногорск
Цель: развивать познавательную активность ребенка средствами математики.
Образовательные задачи:
Учить детей понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно; совершенствовать навыки счета в пределах 20;
закрепить знания о составе числа 7 из двух меньших чисел;
умение решать задачи, составлять по ним примеры;
умение ориентироваться в пространстве;
закреплять название дней недели на русском и казахском языках.
Развивающие задачи:
Развивать логическое мышление, внимание, сосредоточенность, память, мелкую моторику рук.
Коммуникабельность в непосредственной образовательной деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к математическим знаниям.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Предварительная работа с детьми: игра «Живая неделя», игра «Считай обратно», чтение сказок «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная» и др., просмотр мультфильмов «Гуси-лебеди», «Царевна лягушка» и др.
Билингвальный компонент: Дүйсенбі, сейсенбі, сәрсенбі, бейсенбі, жұма, сенбі, жексенбі.
1-бір, 2-екі, 3-үш, 4-төрт, 5-бес, 6-алты, 7-жеті, 8-сегіз, 9-тоғыз, 10-он.
Оборудование.
мультимедийный проектор с экраном, презентация к занятию, мяч, указка,
корзинка с сюрпризом.
Методы и приемы:
- Постановка ситуации.
- Логические задачи.
- Использование художественного слова.
- Творческие задания.
- Игровые приемы, уточнения, опросы.
- Сюрпризный момент.
Ход занятия:
Воспитатель: Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
А играть мы будем с мячом. Я буду бросать мяч и задавать вопросы, а вы, чтобы ответить правильно, должны подумать.
Игра с мячом:
- Сколько носов у трех котов? (3)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
- Сколько лап у двух зайчат? (8)
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько всего дней недели?
- Назови все дни недели на русском и казахском языке.
А теперь давайте посчитаем от 1 до 20 и обратно.
Садимся за столы.
Воспитатель:
– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир сказки.
В мир волшебный мы войдем,
Чудеса мы там найдем!
Тише, тише! Не шумите!
Чудеса вы не спугните.
Если в сказке очутиться,
В сказке может все случиться!
А в какую сказку мы попадем – вы узнаете, если отгадаете загадку:
У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси – лебеди). Слайд.
Воспитатель: Ребята, а что случилось в сказке? (Гуси – лебеди налетели, подхватили мальчика и унесли его на крыльях).
А хотите узнать, сколько было гусей? Послушайте загадку и узнайте:
Два гуся летят над нами,
Пять спустились на ручей,
Сколько будет всех гусей? (7)
-А как вы узнали? Что вы сделали для того, чтобы узнать, сколько было гусей? (Сложили) Дети выкладывают пример цифрами. Слайд с примером.
Послушайте и посмотрите следующую задачу:
7 гусей спустились на ручей.
Ветерок вспугнул гусей,
3 гуся взлетели в небо…
Сколько гусей осталось на воде?
Как вы узнали?
Составьте пример по этой задаче. (7-3=4)
Слайд с примером
А теперь слушайте внимательно, решите задачу:
7 гусей служили у Бабы Яги. Одного гуся она оставила сторожить избушку на курьих ножках. Сколько гусей Баба Яга отправила за Иванушкой?
Как вы узнали? Составьте пример. 7-1=6
Воспитатель:
И вот девочка побежала искать братца.
Поможем Аленушке, ребята
Братца ей вернуть обратно?
Нам нужно Иванушку срочно найти,
Но ждут преграды на нашем пути.
Долго бегала по полям и лесам. Видит, у нас печка стоит на пути. Слайд
-Печка, голубушка, скажи–ка нам ты,
Куда Гуси улетели?
Куда Ваню унести посмели?
А печка в ответ:
-Cъешь, моего ржаного пирожка, потом скажу.
-А пирожки то, у печки необычные разной геометрической формы. Давайте назовем геометрические фигуры.
( квадрат, овал, прямоугольник, трапеция, треугольник, круг, многоугольник.)
– Алёнушка не стала, одна есть пирожок, а решила поделиться с братцем, мамой и папой.
Воспитатель: На сколько частей нужно разделить пирожок?
Дети: на 4 части.
Помогли мы Аленушке выполнить задание печки, печка и указала путь, куда гуси полетели.
Воспитатель:
Дальше с Аленой побежим,
К речке быстрой поспешим. (Слайд)
Добежала девочка до речки, говорит: – Речка, речка, Помоги, скажи, куда гуси-лебеди полетели, куда Ваню унести посмели?
А речка отвечает:
-Я, конечно, помогу,
Путь-дорожку укажу,
Но сначала, выполните мое задание!
Упражнение «Расставь знаки» (выполняют в тетради.)
3…5 9…7 2…5 10…9
Указала речка путь девочке, куда гуси – лебеди улетели. Побежала Аленушка дальше. На пути встретилась ей яблонька.
Яблонька – душенька,
Будь нам подруженькой,
Скажи, куда гуси полетели?
Куда Ваню унести посмели?
А яблонька в ответ: – Я скажу, если поможете мне.
Напишите соседей числа…Работа в тетрадях. (Слайд)
…9… …6… …7… …10…
Воспитатель: молодцы ребята! Справились с заданием. И яблонька указала путь.
А за яблонькой и лес дремучий виднеется. Что же увидела Аленушка там? (слайд)
Избушку на курьих ножках! А возле домика Баба Яга. (Спросить индивидуально)
Физминутка
В темном лесу есть избушка,
Стоит задом – наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят…
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят.
-С какой стороны от домика находится Иванушка?
-Где находится мышка?
-Где находятся Гуси – лебеди?
-С какой стороны от домика находится Баба-Яга?
Как вы думаете, почему она сердитая? А давайте мы ей подарим новый домик, а то старый совсем плохой стал. Я буду вам диктовать, а вы выполнять в тетради.
Итак, всем необходимо от поставленной точки подняться на 3 клетки вверх (провести линию, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 7 клеток влево.
Слайд
Ребята, вы такие красивые домики нарисовали, даже Баба Яга развеселилась, подобрела и согласилась вернуть девочке братца. Слайд
Итог занятия:
Ребята, какое задание было самым интересным?
А какое было самым легким?
Какое задание вам показалось самым сложным?
А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Потому что вы очень дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать загадки, помогаете друг другу.
Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.
Метки: Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»