Роль информационных технологий в современном обществе


Тенизбаева Менслу Мендигалиевна
учитель математики
КГУ «СОШ №60» г. Караганда

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
К наиболее значимым компетентностям личности, необходимым для продолжения образования, специалисты относят коммуникативную компетентность, информационную компетентность.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны  “информационная грамотность” и “информационная культура”. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Инновации в современной школе есть не что иное, как актуальная потребность воспитания человека, способного оперативно реагировать на меняющиеся условия жизни без ущерба для личностного мировосприятия.

Для реализации этих целей возникла необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
При внедрении информационных технологий на уроке следует придерживаться следующих методических правил:

1.     информационные технологии в образовании  являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;

2.     в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования ИКТ выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования; направленность не только на получение глубоких и фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности, но и, в первую очередь, на проявление его самостоятельности – на саморазвитие и самореализацию личности;
3.     ИКТ не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимся. Использование современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1.      Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников.
2.      Достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе.
3.      Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения.

4.      Снижению дидактических затруднений у учащихся. Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции.

Самым простым вариантом является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках для демонстрации при объяснении нового материала, закрепления пройденного, обобщении и систематизации знаний. Использование мультимедийных компакт дисков в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации обеспечивает эффективность обучения детей с разными типами восприятия. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс и повышают мотивацию обучения.  Чтобы оптимизировать процесс зрительного восприятия и увеличить демонстрационный эффект урока важно использовать мультимедийный проектор.

Наиболее важной тенденцией современного этапа информатизации образования является стремление к интеграции различных электронных средств, задействованных в учебном процессе, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы.

Внедрение интерактивных досок – прекрасная стратегия для убеждения учителей в том, что использование ИКТ на уроках вполне доступно и просто для всех. Что уж говорить о возможности сделать процесс обучения более увлекательным. Доступность компьютеров для детей и перспективы, когда каждый школьник скоро будет иметь свой собственный компьютер, – требует определения новых стратегий их использования в будущем. Производители интерактивных досок, понимая это, включают в программное обеспечение, поставляемое с доской, программы-менеджеры управления классами, появляется все больше цифровых образовательных ресурсов по различным предметам.
Станут ли в будущем интерактивные доски «белыми воронами»? Скорее нет… Потому что есть некоторые роли, которые они могут исполнять достаточно хорошо на уровне школы. Например, использование в большой аудитории при демонстрации работ детей для родителей и сообщества. В некоторых средних школах ее используют как интерактивное средство вещания, на ней еженедельно транслируется подборка новостей и сообщений. Возможна организация взаимодействия с мобильными технологиями, когда у большинства детей имеются мобильные телефоны с камерами. Организация мгновенных мобильных опросов с использованием доски дает каждому ученику ощущение участия в общественной жизни школы. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Литература.

1.Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. –  №7.

2.  Колесникова Ю. А. Первое место  – компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №7.

3.  Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №7.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *