Условия формирования функциональной грамотности школьников


Привалова Елена Николаевна
Заместитель директора по инновационной деятельности
Школы-лицей № 101 г. Караганда

Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня знаний, умений и навыков, соотносимых с изучением учебного предмета. Образовательные результаты являются конечным продуктом процесса обучения учащихся в школе и свидетельствуют о качественных изменениях в личности обучающегося и проявляются в его поведении, взаимодействии с социальной средой.

Одним их уровней представления результатов образования является функциональная грамотность, определяемая как способность личности на основе знаний, умений и навыков успешно функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Исходя из такого понимания результата современного образования, мы логично подходим к осознанию необходимости изменения содержания обучения и направленности процесса обучения на развитие функциональной грамотности и в конечном итоге – компетентности учащихся, а не на формирование только ЗУН.

Результаты участия казахстанских школьников в международном исследовании ПИЗА в 2009, 2012 и 2015 годах демонстрируют  прогресс по всем направлениям исследования: рост по математике составил 28 баллов и естествознанию – 31 балл, по читательской грамотности 34 балла.
Это стало возможным благодаря мероприятиям по реализации «Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников».

О том, как важно вести целенаправленную и систематическую работу в этом направлении, свидетельствует опыт участия в подобных исследованиях учеников школы-лицея № 101. В 2004 году сотрудники Института повышения квалификации по Карагандинской области провели диагностику сформированности функциональной грамотности 220 учащихся 9-х классов города, в том числе 46 девятиклассников школы-лицея № 101. Результаты получились следующие:

2% школьников – показали высокий уровень функциональной грамотности;
12% – хороший уровень функциональной грамотности;
46% – удовлетворительный уровень;
40% – неудовлетворительный уровень.
Результатом  функциональной безграмотности девятиклассников на тот момент явились следующие причины:

1. Недостаточная практическая ориентированность содержания образования, ее  оторванность от реальной жизни, окружающей учащихся.

2. Информационная перегруженность программ и учебников.

3. Отсутствие в арсенале педагогов образовательных технологий, направленных на развитие общеучебных умений.

4. Неготовность педагогов развивать функциональную грамотность школьников.

В школе-лицее был сделан анализ результатов исследования. Оказалось, что ученики школы-лицея по математической и естественно-научной грамотности показали результаты хуже, чем их сверстники из других школ города. А хороший и удовлетворительный уровни грамотности чтения у наших учеников выше.  Это факт объяснялся тем, что все ученики школы-лицея разрабатывали проекты – творческие, технологические, процесс создания которых предполагал сбор и обработку большого количества информации, написание собственного произведения. Исходя из этого, учителям математики и естественно-научных дисциплин было предложено изучить  опыт зарубежных педагогов, воспитывающих функционально грамотных учеников, и всем педагогам продолжить применять проектную деятельность в работе с учениками.  В течение следующих лет школа работала над созданием педагогических условий для формирования функциональной грамотности учащихся.

Под педагогическими мы понимаем следующие условия:

·         содержательные, нацеленные на освоение учениками ГОСО, учебных программ с учётом ориентации на самопознание, саморазвитие личности ребенка на основе системно-деятельностного  и компетентностного подходов;

·         технологические, направленные на обеспечение технологического компонента формирования функциональной грамотности, предполагающих применение в данном процессе преподавателями образовательных педагогических технологий;

·         организационные, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития функциональной грамотности школьников.

Для качественного освоения содержания учебных программ учителя начальной школы работают с учениками над освоением техник чтения и осмыслением прочитанного.

Грамотность чтения складывается из умения быстро прочитать текст и понять содержание прочитанного. Для развития скорости чтения применяются следующие упражнения:

– «Числовая пирамида», «Зеленая точка»(способствует расширению периферического зрения, развитию внимания);

– «Полиэтиленовая пленка» (развивает операционное внимание);

– «Палец, «Пожар», «Карандаш», «Язык вверх»(для устранения регрессии и проговаривания слов при чтении) и другие техники().

– «Таблицы Шульте»(обеспечивают выработку навыков использования периферического зрения, навыков опережающего логического поиска и системности восприятия).

Приведу результаты учеников 4-х классов по работе с таблицами Шульте:

 

Вертикальная числовая прямая указывает на время, за которое ученики справились с заданием. Горизонтальная числовая прямая – порядковый номер учеников, принимавших участие в эксперименте. Ученики под номером 5, 6, 8, 11 благодаря тренингу научились считывать информацию в 2 и более раз быстрее.

Для анализа текста вопросы составляются в соответствии с таксономией Блума. Например, для анализа рассказа Ы. Алтынсарина «Чистый родник» ученикам были предложены следующие вопросы и задания:

·         Где происходит событие? Что было написано на камне? Кто прочитал эту надпись? (уровень «Знание»)

·         Объясни своими словами значение надписи на камне (уровень «Понимание»)

·         Выбери из перечисленных слов те, которые характеризуют хорошего человека (уровень «Применение»)

·         Объясните, зачем сделали надпись у родника? («Анализ»)

·         Что вы можете сказать о человеке, который написал это произведение? («Синтез»)

·         Чему тебя научил рассказ Алтынсарина «Чистый родник»? «»Оценка»).

Для отработки  навыка понимания и осмысления содержания письменного текста учителями применяется тренинг «Рамочная цепочка», состоящий из 5-ти этапов анализа текста. Ученики  записывают по одному предложению в каждую рамку.

«Изначальная ситуация» – три путника встретились у родника.

«Проблема» – нашли камень с надписью;

«События» – путники читают надпись на камне.

«Действия» – путники размышляют над содержанием надписи на камне.

«Конечная ситуация» – путники остаются при своих мнениях.

Благодаря системной работе учителей над освоением содержания учебных программ

– количество учеников, читающих выше нормы, увеличилось на 13%;

– количество учеников, допускающих замену или пропуски букв, уменьшилось на 7%;

– количество учеников, допускающих ошибки в окончаниях, – уменьшилось на 18%;

– количество учеников, допускающих повтор слов и слогов, уменьшилось на 16%;

– количество учеников, которые смогли дать характеристику героям, определить главную мысль произведения, повысилось на 14%.

Таким образом, применяемые техники чтения в начальной школе, помогают ученикам быстрее прочитать предлагаемый в учебнике текст. А это важно, если учитывать возрастающий объем учебного материала, который должен освоить ученик.

Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников предлагаем использовать такие образовательные технологии, как:

– проектная, обеспечивающая развитие организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, миниисследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

– развитие критического мышления через чтение и письмо, основанной на  построении проблемной ситуации;

– информационные и коммуникационные технологии, использование

которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ, и синтез.

На примере опыта учителей начального обучения школы-лицея № 101 раскроем значимость проектной технологии в развитии функциональной грамотности младших школьников.

В 3-4 класса ведется факультатив «Основы исследования» по программе, разработанной д.п.н. Жексенбаевой У.Б. «Я учусь исследовать». На занятиях ученики учатся видеть проблему, задавать вопросы, отвечать на них, выдвигать гипотезы, наблюдать, экспериментировать, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи. Результатом освоения младшими школьниками основ исследовательской деятельности становится проект, который ученики публично защищают на итоговых занятиях факультатива, а лучшие – на школьной ученической конференции, которая традиционно проходит в конце учебного года. Идея этого общешкольного мероприятия – «Не для школы, а для жизни мы учимся» – соответствует основным принципам функциональной грамотности. Ежегодно участниками школьной конференции становятся более 60 учеников начальной школы. Лучшие проекты выдвигаются на областные и республиканские конкурсы. Неоднократно ученики школы-лицея становились победителями и дипломантами конкурсов проектов различных уровней. Тематика проектов различна – экологическое состояние города и региона, свойства воды, альтернативные источники энергии, условия произрастания растений, правила здорового питания и другие.

В целях реализации  «Государственной программы развития функциональной грамотности до 2016 года»  в школе-лицее в январе 2014 года был осуществлен запуск образовательного проекта «Профессионально-личностная готовность педагогов к развитию функциональной грамотности младших школьников», руководителями которого выступили  преподаватели кафедры дошкольного воспитания и начального обучения филиала Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации«Өрлеу» по Карагандинской области. За 3 года сотрудничества педагоги освоили методы и приемы формирования  грамотности чтения, математической и естественно-научной грамотности. В течение 3-х лет неоднократно делились своим опытом с коллегами через семинары, конференции, республиканские педагогические чтения.

 

Литература

1.      Андреев О.А. Техника быстрого чтения: Феникс, 2013.

2.      Кусаинов А.К.Качество образования в мире и в Казахстане. – Алматы, 2013.

3.      Кудайбердиев Т.К.. Результаты пробной диагностики функциональной грамотности  учащихся г. Караганды //  Перемена, 2004, № 3.Логвинова И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения: Книга для учителя, 2012.

4.      Национальный план действий по формированию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг // www.edu.aov.kz/fileadmin/user upload/news/prezentacija k vvstupleniiu ministra.pptx

5.      Рудик Г.А., Шакирова Д.М., Белошниченко Е.В. Инжениринг процесса обучения в координатах таксономии Блюма и европейских компетенций. Микрогид в схемах и примерах. – Костанай, 2011.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *