«Школа технического творчества» как особая сфера современного дополнительного образования


 Хамзина Мадина Куатовна
 Педагог дополнительного образования
 КГКП «Школа технического творчества» отдел образования акимата г.Экибастуза

Аннотация:  в данной статье рассмотрены основные положения организации дополнительного образования школьников в городе Экибастуз, приведены результаты творческой деятельности педагогов школы

Annotation:  in this article the substantive provisions of organization of additional education of schoolchildren are considered in city Ekibastuz, results over of creative activity of teachers of school are brought

Ключевые слова: дополнительное образование, направления работы технической школы, творческие способности.

Key words: additional education, areas of work of the technical school, creative abilities.

 

Система дополнительного образования детей в современных условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. История становления и анализ современного состояния дополнительного образования в Казахстане на протяжении многих лет его существования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов: образовательных программ различного уровня и направленности; организаций дополнительного образования детей; органов управления образованием; детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы.

Разработка проекта Стратегических подходов вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества дополнительного образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой дополнительного образования в новых экономических и социокультурных условиях. Данный проект является документом, определяющим основные направления и задачи государственной политики в области образования, механизмы их реализации, как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны [1].

Интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление становятся главными ценностями нового Казахстана. Они должны быть синхронизированы со стратегическим курсом Главы государства Н.А.Назарбаева, обозначенным в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»[1].  Стратегические подходы к развитию дополнительного образования направлены на решение ключевых задач социализации и саморазвития подрастающих поколений через расширение возможностей дополнительного образования в стране и развивают основные принципы воспитательной политики Казахстана, определенные Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» [2], Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы [3].

«Школа технического творчества» отдела образования акимата г.Экибастуза является учреждением дополнительного образования детей, которое выполняет вместе со школой и семьей единую цель – создание условий для разностороннего развития личности, способной к самореализации и саморазвитию в современном обществе. Школа ведет свою историю с 2013 года. Имеют свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная  из них – создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности. В школе ребята получают дополнительные знания по основным школьным предметам (математика, физика, черчение), которые помогают им строить и испытывать свои первые модели, мечтать о больших настоящих самолетах и кораблях.

«Школа технического творчества» строится на следующих приоритетных идеях:  реализует свободный выбор учащимся вида занятий; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность его свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.

В 2017 году в системе образования функционируют филиалы в 8 учреждений общеобразовательной школы (3 сельских школы и 5 городских школ), в структуре которых действуют 17 объединений, где занимается 183 детей.

Кроме того,  42 объединения функционируют на базе школ, которые посещают 468 обучающихся, в том числе дети с ограниченными возможностями, дети с приюта для несовершеннолетних детей и подросков  и дети с детского дома «Үміт».

На сегодняшний день в школе работает 15 кружков по  двум направлениям, из них в техническое направление входит 10 кружков, а в художественно – эстетическое направление 5 кружков.

Следует заметить, что кружки технического направления посещают  и девочки.  Помимо  дополнительных услуг для мальчиков, так же реализует дополнительные услуги  для девочек по запросу населения.

Для девочек школа предлагает  следующие направления работы в творческой деятельности: организация разновозрастных групп воспитанников в технике работы с: бумагой, картоном; работа с бисером; работа с кожей, шерстью; вышивка в разной технике; работы с атласными лентами; лепка из пластилина и т.д.

Бесплатным обучением сегодня в школе охвачен 650  ребенок в возрасте от 6 до 17 лет. Занятия проходят в две смены в десяти учебных и трех лабораторных кабинетах. Кабинеты технического направления оснащены оборудованием – верстаки слесарные; рубанки;  столярка; шлифовальный станок; станок заточный; тиски; фрезер; дрель; шуруповерт; набор ручного инструмента; лобзиков;  штангенциркуль;  рулетка; распылители для краски и т.д. Кабинеты для декоративно-прикладного искусства  не требуют стационарного оборудования. Необходимые материалы дети приносят с собой, поскольку каждый выполняет творческую работу для себя лично. Конечно, приспособленное помещение не отвечает всем запросам для обеспечения стабильного учебного заведения, но и в этих условиях дети создают  шедевры.

Педагогический состав школы составляет 25 педагогов дополнительного образования, 18 квалифицированных педагогов и мастеров своего дела. В настоящее время 72% состава педагогических работников имеют высшую и первую квалификационные категории в совокупности с данной моделью методического сопровождения педагогической деятельности.

Школа является инструктивно-методическим центром технического творчества в нашем городе. Учреждение ежегодно проводит для учителей технологии городские семинары-практикумы по начальному техническому моделированию, городские конкурсы, мастер-классы, выставки и соревнование по простейшим летательным моделям, по судомоделированию, по автомоделированию  среди школьников и готовит победителей для участия в международных, республиканских и областных конкурсных мероприятиях.

По итогам мониторинга, проведенного КГКП «Школа технического творчества»  за последние четыре года, воспитанники приняли участие в  более 40 конкурсах различного уровня, в том числе участие 225 учащихся, из которых 86 заняли призовые места и 9 гран-при.

Таким образом, «Школа технического творчества» является особой сферой современного общего образования. Есть основания полагать, что для ряда учащихся дополнительное образование на отдельных этапах  процесса общего образования является не только необходимым, но и ведущим его компонентом. Благодаря работе объединений дополнительного образования ученики получают дополнительные возможности социализации через деятельность творческих коллективах, приобретают опыт коллективного участия в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях, опыт демонстрации своих образовательных и творческих достижений.

 

Список литературы:

1.                Стратегические подходы к развитию дополнительного образования детей в Республике Казахстан- Астана. –  2015.

2.                Закона Республики Казахстан (с изменением от 6 апреля 2016 г.)

3.                Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы – Указа Президента Республики Казахстан от 1 марта 2016 года № 205.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *