Использование современных информационных и коммуникативных технологий в  начальной школе


Завьялова Оксана Александровна

учитель начальных классов

КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 83

им. Г.Мустафина г. Караганда»

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. [1, 29].

В школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Наиболее характерными из них, являются  информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). [2, 145].

В нашем случае  актуальным является вопрос использования ИКТ в учебном процессе  начальной школы.

О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности,  как:

  • наглядно-образное мышление развито лучше, чем вербально-логическое,
  • неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки (если информация не воспринята, то она не может быть полностью усвоена).

Уроки с использованием ИКТ помогают решить следующие дидактические задачи:

  • Усвоить базовые знания по предмету;
  • Систематизировать усвоенные знания;
  • Сформировать навыки самоконтроля;
  • Сформировать мотивацию к учению в целом;
  • Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы предоставляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

Уроки познания мира с использованием мультимедийной энциклопедии оставляют у детей глубокий след. Так с помощью диска «Природные зоны Казахстана» мы совершили путешествие по природным зонам на территории Казахстана. На экране перед детьми открылась карта природных зон нашей страны. Дети увидели, где располагается та или иная зона, познакомились с представителями животного и растительного мира. Урок прошел очень эмоционально, во время путешествия ученики слушали музыку, которая ассоциируется с данным уголком нашей страны. Интересны отзывы детей о подобных уроках.

  • Огнева Виктория. « Мне этот урок запомнился тем, что я посмотрела на реальную жизнь природы во всех уголках нашей страны»
  • Издепский Виктор. «Мне понравилось то, что можно разглядеть все хорошенько и узнать много нового».
  • Спирина Наталья. «Мне очень понравилось, когда показывали животных и природу вблизи. Я смотрела на эту природу и чувствовала, что это живая природа, и я перемещаюсь из одного места в другое моментально. Мне бы очень хотелось почувствовать еще раз эту красоту и взглянуть на нее».

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать обучающихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, народные костюмы, шедевры национального искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, познания мира, литературного чтения и трудового обучения.  [3]

Опыт работы по использованию информационно – коммуникативных технологий показывает, что их применение:

  • расширяет возможность самостоятельной работы;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • способствует повышению качества образования.

Результаты использования ИКТ на уроках показали, что создаются благоприятные условия для восприятия учебного материала, внесения большого разнообразия в учебную деятельность школьников на уроке, более рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.  Учащиеся стали проявлять желание глубже разобраться в материале, понять изучаемое явление, повысилась их активность на уроке. Применение ИКТ в начальных классах, ориентированное на поддержку традиционных курсов обучения, не только не отвлекает детей от школьных предметов, но и создает условия для повышения уровня их изучения. Внедрение ИКТ предполагает развитие привычных методических приемов, совмещения компьютера с книгой и традиционными наглядными пособиями.

В заключении хочется сказать, что ИКТ можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объем выполняемой работы на уроке почти в 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. . Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3. – с. 28. .

2.Селевко, Г. Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой/ Г.Я.Селевко// Народное образование. – 2005. – № 1. – с.181.

3.сообщества «Интерактивная доска для начинающих и не только…» (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com), действующего на федеральном педагогическом портале «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/).

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *