Инклюзивное образование  в условиях общеобразовательной школы


 Клишина Лидия  Александровна
учитель начальных классов
г. Караганда,  «КГУ СОШ №83 им.Г.Мустафина»
 

В настоящее время в средствах массовой информации всё чаще можно услышать о детях с ограниченными возможностями. Идёт постепенное изменение отношения к людям с нарушениями физического и умственного развития. Сегодня стратегическим направлением становится включение детей с особыми нуждами в общий поток, инклюзия. И нам кажется, что детям с особенностями развития вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.

Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное.

Развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений   Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.

Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями. Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,  «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах».

Включение каждого ребенка с ограниченными возможностями или особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели инклюзивного образования.

Задача инклюзивного образования – придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися, возможно, их друзьями и соседями.

Инклюзивное образование основано на следующих приоритетах:

  • социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;
  • природосообразность образовательных задач, методов и методик как возможностям ребенка, так и общей логике развития;
  • развитие информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;
  • создание безбарьерной образовательной среды.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование дает:

  • детям с ограниченными возможностями – свободу развития личности;
  • родителям – возможность использовать свой родительский потенциал в воспитании ребенка с нарушением в развитии;
  • школе – возможность расширить индивидуальные образовательные услуги с целью подготовки выпускника к самостоятельной жизни, воспитания гражданина, активного участника в экономическом развитии страны;
  • обществу – возможность совершенствования общественных отношений в духе гуманизма и толерантности;
  • государству – возможность реализации конституционных гарантий, соблюдения международных положений.

Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения  детей-инвалидов в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов, отсутствием необходимых условий для адаптации, социализации, обучения, воспитания и развития детей (отсутствие пандусов, специального оборудования, оборудованной туалетной комнаты со специальными поручнями, многофункционального опорного ортопедического комплекса со специальными регулируемыми креплениями и т. д.)

Хочется отметить и положительные моменты такого совместного обучения. Дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах  лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность. Опыт взаимодействия нормально развивающихся детей и детей, имеющих отклонения в развитии, способствует формированию гуманности. Дети становятся более терпимыми по отношению друг к другу.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. А мы, учителя, должны показать ребёнку его возможности, помочь ему добиться результатов в деятельности, которая его интересует, помочь ему жить в этом большом увлечённом мире, уверенно идти по жизни применяя все навыки, которые были привиты в школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *