Программа “Проблемное обучение как средство развития мотивов познавательной деятельности при обучении математики”


 Степанова Татьяна Васильевна
 учитель начальных классов
КГУ «Общеобразовательная школа №12» акимата города Усть-Каменогорска

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Стр.

Обоснование проблемы ………………………………………………………………….

 

Гипотеза, объект, предмет поисковой деятельности …………………………………

 

Цель и задачи поисковой деятельности ……………………………………………………………..

 

Методы исследования …………………………………………………………………….

 

Этапы работы ……………………………………………………………………………………

 

Ожидаемые результаты и критерии их оценки ……………………………………….

 

Формы представления результатов ……………………………………………………

 

Приложения

 

Теоретическая база поисковой деятельности…………………………………………..

 

Содержание и формы работы ……………………………………………………….…

 

Психолого-педагогическая диагностика учащихся, диагностика профессиональ-

ной компетентности и личностных качеств учителя …………………………………

 

Список рекомендуемой литературы …………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование проблемы:

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность, как педагога, так и ученика. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Хочется, чтобы каждый урок был особенным, запоминающимся. Поддерживанию и развитию познавательного интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.

Актуальность заявленной темы заключается в том, что современный ученик – это активная, творчески мыслящая, умеющая быстро адаптироваться в окружающей действительности и соответствовать ей в своей деятельности, личность. Цель активизации учащихся посредством проблемно-развивающего обучения – поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его в системе умственных действий, что характерно для решения нестереотипных задач, требующих применения творческой мыслительной деятельности.

Совершенствование методов и средств обучения необходимо строить на научной основе, рассматривая процесс обучения как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся, призванный вооружить их научным мировоззрением, знаниями и умениями. Основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием многих социальных факторов.

Активизация познавательной деятельности – это целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает активизирующим потенциалом, реализация которого зависит от умения учителя создать проблемную ситуацию на уроке.

Проблемное обучение – это один из видов развивающего обучении. Его содержание представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация.

В процессе проблемного обучения я использую методы различных уровней сложности, что позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению различных тем курса информатики, а с другой – работать с группами учащихся, которые имеют разный уровень подготовленности. Одной из форм проблемного обучения является проблемное изложение. Перед учащимися ставится проблемная ситуация, определяются противоречия и пути решения.

 

Объект: проблемное обучение.

Предмет: методы проблемного обучения, активизирующие познавательную деятельность.

Цель: выявить и внедрить в практику работы школы принципы технологического подхода к организации образовательного процесса и систему педагогических приемов, обеспечивающих развитие субъектности педагога и ученика. Рассмотреть активизацию познавательной деятельности по средствам проблемного метода обучения у учащихся младшего школьного возраста.

 

Задачи исследования:

I. Организация УВП:

1. Обеспечить качественное усвоение учащимися государственного стандарта образования,  саморазвитие и самореализацию, формирование ключевых компетенций: коммуникативной, предметной, математической школьников через:

– организацию образовательного процесса на основе открытие нового: новых объектов, знаний, проблем, методов их решения.

–  реализацию принципа преемственности содержания, приемов, форм и средств

обучения по развитию познавательной активности на уроках математики

2. Осуществлять оценку используемых методов, приемов, форм и средств обучения по активизации познавательной деятельности проблемного метода обучения у учащихся младшего школьного возраста.

3. Изучить литературу по данной проблеме;

4. Рассмотреть особенности познавательной деятельности младших школьников;

5. Проанализировать суть проблемного обучения и раскрыть его методы.

 

II. Психолого-педагогическое и методическое обеспечение процесса обучения:

1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике, в практике работы учителя.

2. Отобрать, систематизировать, освоить систему педагогических приемов, направленных на  развитие субъектности учащихся, формирование у них ключевых компетенций, необходимых для саморазвития и самореализации личности через развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого мышления;

3. Разработать систему контроля за усвоением  материала, развитием индивидуальных способностей; на основе поэлем. анализа, учета инд. возможностей школьников и темпов их продвижения.

4. Осуществить отбор, систематизацию и освоение необходимых, применительно к условиям школы и решаемой проблеме, диагностик по выявлению мотивов развития познавательной активности учащихся.

 

 

Гипотеза: предположим, что внедрение проективных методик на уроках математики, как одного из методов проблемного обучения, будет способствовать активизации познавательной активности младшего школьника.

Методы исследования:

1.  Теоретические – изучение нормативных документов, анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по заявленной проблеме, анализ учебных программ

2. Эмпирические – анкетирование, тестирование, наблюдение, анализ продукции учащихся и учителей,  целевое посещение и анализ уроков, анализ процессов и педагогической информации на основе мониторинга, беседы, метод математической обработки данных, самостоятельная исследовательская деятельность;

 

Этапы работы

I. Поисковый этап (2015-16 уч.г.)

Задачи:

1). Изучение теоретических аспектов проблемы, анализ накопленного опыта.

2). Анализ состояния учебного процесса по проблеме, выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в ликвидации, определение стартовых показателей, формирующих эксперимент

3). Корреляция общешкольной поисковой темы с инд. поисковой темой, разработка программы

поисковой деятельности.

4). Отбор, разработка первичных методических, диагностических материалов, критериев оценки поисковой деятельности и форм обобщения результатов, организация мониторинга.

7). Определение адекватных методов, приемов, форм, средств, технологий обучения, способствующих развитию мотивов познавательной деятельности.

8). Построение индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.

 

II.Формирующий (экспериментальный) этап (2016-2019 г.г.)

Задачи:

1). Внедрение в УВП системы приемов, форм, средств обучения обеспечивающих развитие познавательных навыков младших школьников.

2). Апробация системы психолого-педагогических диагностик по выявлению индивидуальных способностей  для организации мониторинга и проблемного анализа результативности УВП с целью определения динамики и темпов продвижения в развитии уч-ся и коррекционных мер в контексте заявленной проблемы.

3). Обобщение промежуточных результатов через  анализ процессов и

педагогической информации на основе мониторинга,

III. Заключительный этап (2019-20 уч.г.)

Задачи:

1). Изучение, анализ, оценка различных систем, подходов, содержания, методов, форм, средств обучения, обеспечивающих  развитие познавательных навыков  в контексте формирования  ключевых компетенций.

2). Диагностика деятельности по решению задач, требующих применения творческой мыслительной деятельности.Самоанализ своей исследовательской культуры, профессионализма деятельности по проблеме, обобщение положительного опыта.

3). Анализ результатов работы по проблеме, соотнесение полученных данных с заявленными целями и задачами  на основе мониторинга и данных диагностики.

4). Формулировка обобщающих выводов и рекомендаций по организационному, психологическому, методическому обеспечению решаемой проблемы, представление положительного опыта на КЭС, НПК и т.п.

 

Ожидаемые результаты и критерии их оценки

 

1).Уровень организации учебного процесса по предмету для удовлетворения потребностей уч-ся (мнение учащихся и родителей); совместность целей педагогов и родителей, определенный  (достаточно высокий) уровень образовательных притязаний.

2).Уровень усвоения учащимися базовых знаний в соответствии с требованиями ГОСО, сформированности ключевых компетенций, уровень готовности к непрерывному образованию, понимание значимости образования современного человека, уровень социализации.

3).Развитие учащихся, уровень сформированности интеллектуальной, мотивационно-познавательной, нравственной, волевой, физической и др. сфер личности.

4).Состояние психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.

6).  Мой профессионализм и личностные качества, их уровень,  динамика совершенствования; степень владения умениями технологического уровня.

7). Количественная и качественная характеристика продукции (меня как учителя).

8).Соответствие (адекватность) используемых содержания, методов, приемов, форм и средств обучения поставленным задачам, взаимосогласованность и преемственность методов обучения.

 

 

 

 

Формы (виды) и содержание работы

 

Вид работы
Содержание работы
1 этап
2 этап
3 этап
Самообразование, изучение теории вопроса
Посещение совещаний, коучингов.

Изучение теории вопроса через семинары, ШМО и т.п.
Выступление на ШМО

Взаимопосещ. уроков с учетом проблемы
Посещение уроков у коллег

Апробация методов, приемов, средств, технологий
Разработка уроков математики с применением различных приемов по данной теме

Разработка средств обучения
Разработка по темам схем, презентаций, карточек, тестов для контроля знаний и умений учащихся.

Контроль и диагностика по проблеме.

Анализ результатов
В виде анализа и мониторинга

Самообобщение опыта работы через:


Творческий отчет на ШМО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *