Символика числа семь в русских народных сказках


Темиров Санжар Куанышевич

Ученик Средней общеобразовательной школы №82 города Караганды

Руководитель: Мельникова Лариса Вячеславовна

учитель начальных классов

С появлением чисел получили распространение символика и нумерология. Числа как символы всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога. Числа широко употребляются в сказках, как русских, так и зарубежных. Часто встречаются троекратные повторы, семь братьев – герои различных сказок.

Мы попытаемся  проследить использование числа 7 и его символику в русских народных сказках.

« Число 7 – одно из ряда священных чисел (3, 7, 12, 60). «Это число поистине вездесущее, коренное среди чисел предвечных. Оно символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого».

В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях.

Идут семь волков серых, и один белый – и прямо к стогу
«Напуганные медведь и волки».

В одном месте у мужика было семь сынов, семь Симеонов – все молодец молодца лучше, а такие лентяи, неработники – во всём свете поискать«Семь Симеонов».

Число 7 используется в бытовых сказках. Это связано, прежде всего,  с конкретикой сказок, его символика не является каким-либо значимым фактором при раскрытии тайного или явного смысла произведений.
Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей, считалось символом святости у многих народов.

Число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и поэтому 7 –это не только святое число, но и символ разума. В Библии 7 – это символ союза Бога и человека.

Я уверен, что все русские народные сказки имеют тайный смысл!

Одной из самых интересных сказок, на мой взгляд, является сказка «Волк и семеро козлят». Даже в названии её всё неслучайно!

У совсем древних северных людей волк был животным священным. Но потом люди создали или, как бы сказали теперь, скреативили из волка собаку. Собаку полюбили, а волков стали бояться. В детских сказках волк превратился в символ ненасытности и опасности. Значит, уже в первом слове названия сказки – предупреждение о том, что мир может погубить ненасытность.

Семеро козлят… Цифра семь неслучайна! Семь – любимое число Творца. В человеческом теле семь главных энергетических вихрей, которые модно нынче называть чакрами. Семь цветов радуги, семь нот… Создав всё это, Творец на седьмой день решил отдохнуть. Недаром говорят «Семь раз отмерь, один отрежь» и «На седьмом небе от счастья». Наконец, за семью печатями – главная тайна!

Совпадают по звучанию слова «семь» и «семя». «Семя» означало «сё мя» – «то мне»! От слова «семя» – и «семья». Семья в древности тоже понималась несколько по-другому, нежели мы понимаем это слово теперь. Значение его не ограничивалось папой, мамой, дедушкой, бабушкой и детьми…

Наоборот, «семья» означало род, идущий от одного семени. До сих пор осталось выражение «семья народов». Означало оно когда-то те разные народы, которые произошли из одного корня-рода. Так что семеро козлят – символ семьи-рода. Коза всегда ходит по камням, по казам. Поэтому наши далёкие предки считали её мудрейшей из всех животных. Ведунья! Она ведала то, чему учат казы.

Тут надо сразу оговориться, что до поры до времени у праславян коров не было. Может, поэтому сегодня нам не следует пить коровье молоко. Козье для нас до сих пор значительно полезнее. И одежда выделывалась из козьих шкур. Постепенно «козье» перешло в «кожье», а затем и в сегодняшнее «кожа».

А теперь, после этого вступления, вернёмся к сказке…

Собрала она козлятушек – подрастающее поколение – и предупредила их: «Мир полон опасностей. Он наполнился ложью из-за ненасытности. Не открывайте дверь сердца своего никому! Кто бы в эту дверь ни постучался, какие бы красивые слова ни говорил, какое бы славное будущее вам ни обещал, какие бы «песни» ни пел… Не верьте тому, кто обещает немедленное счастье и богатство, – будете съедены!»

Но волк  был  опытным. Реальный политик! Пиариться умел. И так сумел он  перековать свой голосок на нежный-ласковый и  у порога и столько всего посулил козлятам в будущем, что те завет материнский забыли, ему поверили и двери раскрыли. Тут же шестеро были съедены!

И только один сумел спастись – спрятался за печкой. Тяжело ему было там – грязно, душно, неустроенно, жарко, паутинно… Но он молодец! Высидел, выжил, вытерпел… А когда мама пришла, всё ей рассказал о том, что случилось. Тут-то и пригодилась козе накопленная во время прогулок по  мудрость. Пошла она в лес искать волка. Нашла легко. Он  грелся возле костра. Довольный, сытый… Предложила она волку поиграть в такую игру – попрыгать через костёр. Условие следующее: «У меня – сказала коза – есть ещё один козлёнок. Если прыгнешь дальше меня, я тебе его отдам на съедение».

Всё верно поняла коза-ведунья – сколько волка ни корми, а ему всё равно мало. А вот обожравшийся волк  перепрыгнуть не смог. Упал в костёр, брюхо у него лопнуло, и оттуда повыскакивали козлята – все живы-здоровы.

Мудрая сказка, согласитесь? Вернулись шестеро козлят домой, седьмой вылез из-за печки – восстановилась целостность семьи-рода. Мораль этой притчи такова…

Один козлёнок должен остаться живым, чтобы передать нужные сведения о том, что случилось!

Хотелось бы добавить, что в казахской культуре число 7 тоже сакральное. Каждый уважающий себя человек должен знать ЖЕТІ АТА –семь поколений, если ты будешь знать свои жеті ата ты не пропадешь. В казахской степи это было как компас, жеті жарғы-закон и т.д.

Русская народная традиция тяготеет больше к слову, нежели к числу. Тем не менее, она пронизана числовой символикой, проявляющейся в сказках. Присутствие чисел в ней наблюдается повсюду, и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические. Выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

Мы пришли к выводу, что числительные играют в русских народных сказках немаловажную роль и изучение их функций, истории помогает почувствовать красоту текста, его смысловую наполненность.

 

Список использованной литературы:

1.                          Бидерманн Г. «Энциклопедия символов» / Бидерман Г. М., «Просвещение», 2007 – 375с.

2.                          Глейзер Г.И. История математики в школе. / Глейзер Г.И. – М., «Просвещение», 1981 –287с.

3.                          Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. / Кузнецов С.А. – М.: «Наука», 2004. – 1200с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *