Активные формы обучения на уроках математики


Гува Наталья Николаевна

Учитель математики

Общеобразовательной средней школы № 79 города Караганды

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Поиск новых форм и приемов изучения истории – веление времени.

Современный ученик должен уметь без помощи учителя приобретать знания, которые он будет применять в последующем  на практике;  работать с получаемой информацией;  иметь нестандартное мышление, то есть искать рациональные пути для решения поставленных перед ним задач;  быть коммуникабельным в социальных группах, уметь адаптироваться в жизненных ситуациях. Задача не из легких даже для нас, учителей, но как показала практика решаемая. Многое зависит в первую очередь от нас самих. Если мы хотим помочь ребенку стать в будущем успешным человеком, то должны изменить не только свои убеждения, но и полностью процесс обучения.

Современный учитель должен постоянно повышать квалификацию, идти в ногу со временем. Пришла пора учителю, измениться, поменяться в соответствии с требованиями современности, изменить свои взгляды, подходы, принципы в своей педагогической деятельности.

А результатом этих перемен станет новый ученик – “независимый, самомотивированный, увлеченный, уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях”. А самое главное – ученик научится тому, как учиться.

Моя  задача, как учителя, заключается в том, чтобы вовлечь ученика в  познавательную деятельность по предмету «Математика».  В процессе обучения они будут общаться друг с другом, взаимодействовать, строить диалог,  учиться самостоятельно получать знания. Организовать познавательный процесс так можно, если применять в своей практике   новые подходы образования.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса могут оказать активные формы обучения:

 

Мотивация, целеполагание

«Фантастическая добавка»

Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека…

«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.

«АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:

– если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;

– затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

– оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

«ТЕМА-ВОПРОС»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в “Толковом словаре”.

«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

 

Проверка знаний

ЛОВИ ОШИБКУ!

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Приучайте детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Ученик получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками, в том числе старшими.

 

Актуализация знаний

«Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ»

Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:

-умение объединять объекты по общему значению признака;
-умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
-умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Преподаватель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.

«КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.

 

Объяснение нового материала

Прием «Пометки на полях»

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая ужеизвестна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источникинформации и степень достоверности ее не имеет значения.Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученикставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается спрочитанным заданием, текстом.Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез симеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику итребует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

 

 

Закрепление

Опрос по цепочке

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и предаётся другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

 

Акрослово

Приём “Акрослово” – это характеристика, “зашифрованная” в буквах  слова, связанных по смыслу. Вы сами можете подобрать слова, которые считаете уместными, ваши аасоциации.

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:

В — всесильный

О — олицетворяет справедливость

Л — луна, черный пудель и “чертовщина”

А — антипод Иешуа

Н — не абсолютное зло

Д — дьявол

 

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

 

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ ВОПРОС»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

 

«ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями.

 

Рефлексия

Лесенка успеха.

Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Крайне скверно

 

Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

 

Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

 

Облако “тегов”, которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:

–       сегодня я узнал…

–       было трудно…

–       я понял, что…

–       я научился…

–       я смог…

–       было интересно узнать, что…

–       меня удивило…

–       мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради)

Список использованной литературы:

1.Послание Президента РК народу Казахстана 2016 года

2. Государственной Программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

3.Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике.- Чел.: «Взгляд», 2015г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *