Эффективное развитие познавательных интересов обучающихся на основе современных педагогических и ИКТ технологий


Халилова Елена Владимировна
Преподаватель специальных дисциплин
Павлодарская область, город Аксу, КГКП «Аксуский колледж черной металлургии»

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, педагогики и информатики. Одним из важных направлений решения проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

Сегодня задача педагогов сформировать у учащегося профессиональные компетенции. По определению информационная компетентность – это уверенное владение обучающимся всеми составляющими ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность познавательных, этических и технических навыков, умственных навыков высокого уровня.

Информационные коммуникационные технологии ИКТ прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себе представить жизнь без интеллектуального помощника – персонального компьютера, без офисных и прикладных программ, Интернета.

Использование ИКТ предоставляет возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модули поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Мультимедийные системы позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как студенты воспринимают информацию на качественно новом уровне, им намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших плакатов.

Компьютерная графика позволяет обучающимся незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной доски. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у обучающихся интерес к предмету повышен.

Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль обучающихся, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым способам табличных расчетов и т.д.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Более слабые учащиеся, имея, в качестве партнёра компьютер, могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для учащихся. С помощью обучающих программ учащийся может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока по любой профессии. На уроках  спецпредметов мы используем ИКТ и отмечаю эффективность их применения:

 

Эффективность использования ИКТ в преподавании специальных дисциплин – это:

1. индивидуализация обучения;

2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;

3.  рост объема выполненных на уроке заданий;

4. расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешься ближе к цели, даже отстающие учащиеся охотно работают с компьютером.

6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран).

7.  Преподавателям помогает  лучше оценить способности и знания учащегося, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8.  Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного учащегося.

9.  Для  обучающегося важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

10.  Освоение учащимися современных информационных технологий.  Обучающиеся овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, находят справочный материал. Это – возможность для учащихся проявить свои творческие способности; научиться работать самостоятельно.

Таким образом, использования ИКТ делает процесс обучения эффективным и развивает познавательный интерес обучающихся.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *