Открытый интегрированный  урок по познанию мира “Разнообразие облаков” в 3 классе


Лысенко Вера Павловна,

учитель начальных классов

Шортандинской средней школе №1

Открытый урок по познанию мира по теме «Разнообразие облаков»

Предмет: познание мира, технология

Класс:  3

Тема: Разнообразие облаков

Тип урока: интегрированный

Время: 45 минут

Цель: знакомство с облаками, их строением, образованием и формами.

Задачи:

  • формировать представление об облаках как явлении, наблюдаемом на дневном небе, о разнообразии облаков (о кучевых, слоистых, перистых);
  • развивать интерес к изучению природных явлений;
  • развивать понятийное мышление при описании явлений /уметь объяснять свое мнение/ и обобщении результатов исследования /уметь делать выводы и умозаключения/;
  • продолжить формировать умение моделировать предметы и явления окружающего мира, умение работать в паре, в группе.
  • воспитывать познавательный интерес к изучению природных явлений; культуру сотрудничества и группового взаимодействия.

 

 

 

ХОД УРОКА

 

  1. I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Здравствуйте, ребята. (Приветствуют учителя) (слайд 1)

Садитесь. (Садятся на места)

      Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

  А поможет всё узнать наша любознательность.

 

– Прежде чем начать наше занятие, оцените свое настроение при помощи тучки и солнышка.

– А теперь давайте отметим какая у нас сегодня погода?

– Посмотрите, пожалуйста  в окно, какой день, солнечный или пасмурный? Отметьте.

– Какое направление ветра?

– Какая температура воздуха?

– Какие изменения произошли сегодня в природе?

(Сегодня 20 ноября, четверг.  Температура воздуха составляет 10-13 градусов мороза, ожидается небольшой снег, ветер юго-западный, 7 метров в секунду.)

– А почему мы сегодня так сидим?

Давайте вспомним правила работы в группах:

1.Работать дружно.

  1.   Быть внимательными друг к другу.
  2. Не мешать высказываться товарищу.
  3. Выполнять указания руководителя группы.

 

– У нас сегодня необычный урок, на котором мы будем исследователями. (слайд 2)

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

 

Сейчас, прошу, ваше внимание обратить на экран.

Мы просмотрим фрагмент мультфильма. После чего вы должны будете сказать свои предположения, что же мы сегодня на уроке будем изучать. (Смотрят фрагмент мультфильма (с 00.29 по 02.00)

 

Вы вспомнили этот мультфильм? Как он называется? («По дороге с облаками»)

Почему грустит тигрёнок? (Потому что нет солнца)

Почему радуется обезьяна? (Есть облака)

 

Так чему же мы посвятим сегодня урок? (Изучению облаков)

Совершенно верно.

 

  1. II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

– Тема нашего урока называется «Разнообразие облаков» (слайд3)

Как вы понимаете первое слово? РАЗНООБРАЗИЕ. (Разный, разный образ)

А где можно уточнить значение этого слова или проверить наши догадки? (В толковом словаре)

У вас на столах лежат словари. Найдите это слово и прочитайте значение. (Разнообразный – различный, неодинаковый по каким-либо признакам)

– А что бы вы  хотели узнать на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)

Как вы думаете, что мы сегодня узнаем об облаках? (Какие облака бывают? Чем различаются облака? Как образуются облака?) (слайд 4)

 

III. Изучение нового  (15 мин)

Начнём по порядку, с первого вопроса.

КАКИЕ ОБЛАКА БЫВАЮТ?

Я предлагаю вам узнать о разнообразии облаков из ваших учебников.

 

1 группа будет искать информацию в учебнике.

2 группа – в интернете.

3 группа – в энциклопедиях.

4 группа – научно-познавательный рассказ (Работают в группах. Поиск информации в различных источниках) (6-7 минут)

 

Так какие бывают облака? (Перистые, кучевые, слоистые, грозовые) (слайд 5)

А теперь по группам найдите информацию в учебнике почему им дали такие названия? (Перистые – похожи на перья птиц. Кучевые – напоминают снежные горы, кучки. Грозовые – дождливые, тёмные. Слоистые – расположены слоями) (слайд 6,7)

 

Мы ответили на первый поставленный вопрос?

Мы много читали. Давайте отдохнём и сделаем зарядку для глаз.

 

ФИЗМИНУТКА №1 для глаз (слайд 8) включается песня «Облака – белогривые лошадки»

 

Перейдём ко второму вопросу.

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ОБЛАКА? (Формой, высотой, цветом) (слайд 9)

 

Как вы думаете, почему облака располагаются  на разной высоте? (Разные облака существуют на разных высотах, чем легче облако, тем выше)

Ребята, а что находится внутри кучевых, слоистых, перистых облаков и в грозовой туче. (Капельки воды, воздух, снег, град, кислород)(слайд 10)

Как вы думаете, в каких облаках капли воды больше? (В грозовых, потому что они дождливые)

Можно ли потрогать облако рукой или пройти сквозь него? (Да, летали на самолёте)

 

Конечно, каждый из вас уже много раз и трогал руками, и проходил сквозь его родного братца. Что это за братец, вы узнаете, отгадав загадку:

 

Летним утром спозаранку

Выплывает на полянку,

Расстилает белый пух,

Хоть без ног он и без рук.(ТУМАН) (слайд 11)

 

Как вы думаете, чем отличается облако от тумана? (Туман – это скопление мелких водяных капель в приземном воздухе. Облака – скопление капелек воды в верхних слоях воздуха) (слайд 12)

 

Молодцы.

 

У нас остался последний вопрос. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ОБЛАКА?

Посмотрите внимательно на экран и всё уведите. (слайд 13)

 

Облака образуются из водяного пара. Испаряясь с поверхности суши, вода становится водяным паром, который и поднимается над землей вместе с восходящим теплым потоком воздуха. Но, поднимаясь вверх, водяной пар начинает постепенно охлаждаться. Часть водяного пара превращается в воду. Часть такой воды, замерзает и превращается в мельчайшие кристаллики льда. Эти мельчайшие кристаллики льда, крошечные капельки воды и переохлажденный водяной пар и плавают в воздухе, как плавают в воздухе мельчайшие частички пыли. Эти частички  и образуют облака, которые мы с вами видим на небе почти каждый день.

 

Что-то мы засиделись. Разомнёмся?

ФИЗМИНУТКА №2 динамическая. (слайд 14)

 

  1. IV. Практическая работа (15 мин)

Сегодня на уроке у нас ещё не большая практическая работа. (слайд 15)

Что вы приготовили к уроку, помимо учебника и тетради? (Перечисляет один, проверяют остальные)

Прежде чем вы приступите к работе, давайте повторим ТБ при работе с клеем. (Клей на поверхность детали наносить равномерно. Под деталь обязательно подложить подстилку)

Попробуем при помощи ваты изобразить разные облака.

Предлагаю составить коллективную работу по группам.

Предлагаю вам открыть конверт, собрать из разных букв слово. Это слово и есть ваше задание. Каждая группа должна изобразить определённый вид облаков.

Приступайте к работе. (По окончании работы каждая группа выходит и показывает свою картинку, а остальные группы должны догадаться, какие облака изображены на картинке.)

V. Закрепление нового материала (5 мин)

  • осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

 

А теперь проверим, как вы запомнили материал, пройденный сегодня. (В презентации на слайдах изображены разные виды облаков, ребята определяют их названия.)  (слайд 16, 17, 18)

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

  • соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 

Вернёмся к нашим поставленным вопросам в начале урока. (слайд 19)

 

На все ли вопросы мы нашли ответы?

Всё ли получилось? Понравилось ли на уроке? Почему?

Захотелось узнать об облаках что-то ещё?

 

– А завершим мы наш урок обратной связью.

Спасибо за внимание.

Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *