Развитие мышления и речи при изучении математики


Сударикова Татьяна Петровна
учитель математики
КГУ «СОШ №60» г. Караганда

Способность четко мыслить, полноценно логи­чески рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. В них нуждается ученый и руководитель предприятия, врач и преподаватель, агроном и рабочий, политический деятель и бизнесмен. Вот те при­чины, в силу которых развитие речи и мышле­ния является основной задачей начиная с дет­ского сада. Совершенствовать эти два дара необходимо всю жизнь.  От того, насколько успешно удастся решить эти задачи, зависит многое, и прежде всего прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процве­тание. Общество, которое не заботится о наращивании своего интеллектуального потенциала, обречено на деградацию, на потерю ранее завоеванных позиций. Вот почему все члены педагогического коллектива — математики и физики, биологи и лингвисты, историки и гео­графы — обязаны не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно настойчиво развивать мышле­ние и приучать учащихся к правильной, ясной,  убедительной, четкой и краткой, но одновременно насыщенной смыслом речи. Математика, имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой логически совершенной речи. Чтобы успешно  ответить на вопрос учителя, провести доказательство теоремы или самостоятельно ре­шить задачу, нужно не просто заучить материал, а самостоятельно размышлять.

Учитель математики должен обращать внимание на речь ученика, на ее точ­ность, краткость, логическую полноту и обосно­ванность рассуждений. В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки. Впрочем, к этому следует стремить­ся и в обычной речи, поскольку лишние сло­ва затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачиваются внимание, время и мысль слушателя. Все такие слова и фразы следует безжалостно выкинуть за ненадобностью. Лиш­ние слова и даже предложения могут быть сказаны для оказания эмоционального воздей­ствия на собеседника или на группу учеников, для выяснения связей с практическими задача­ми или с другими научными дисциплинами. Но такие слова нельзя считать лишними, они педагогически и логически оправданны, поскольку ведут к лучшему пониманию, к проникновению в суть предмета, к выяс­нению связей с другими проблемами.

К сожалению, на практике нередко матема­тики не обращают должного внимания на то, как отвечает ученик, на небрежность его речи, а ограничиваются лишь содержанием ответа, его математической правильностью. Математик не может проявлять безразличие не только к содержанию, но и к форме ответа. Действительно, именно на уроках матема­тики школьник должен привыкать к краткой, предельно четкой и логически отточенной речи. Именно на уроках математики следует приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами, которые лишены смысло­вой и эмоциональной нагрузки.

Каждому человеку приходится выражать сло­вами свои мысли, впечатления, желания, пред­положения, и во всех случаях нужно добивать­ся, чтобы требуемое передавалось точно, без искажений и возможности превратного толко­вания. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны способствовать восприятию уча­щимися предмета изложения, процессу запоми­нания, содействовать развитию мышления уча­щихся. Речь учителя должна быть не только грамматически и литературно правильной, но и эмоцио­нальной, чтобы владеть вниманием учащихся, направлять их сознание к достижению опреде­ленной цели.

Учитель не должен забывать, что четкая мысль и речь доступнее для восприятия, чем расплывчатая, неправильная. В математике же достаточно  потерять в одном месте нить рассуждения, чтобы все дальнейшее стало неясным. Если же  преподаватель рассказывает так, что все понятно и его не приходится переспрашивать,  то экономится время за счет излишних вопросов и ответов, а также сохраняется цельность представления о том, что излагает учитель.

Человеческая речь может быть бесцветной навевающей скуку. Для педагога она противопоказана.

Обучение может приносить радость каждому обучающемуся, и этого следует добиваться; при этом возникает полезный и  для учителя интеллектуальный контакт, позволяющий избежать насильственного про­цесса передачи знаний, когда учащийся сопро­тивляется, а учитель пытается заставить его получить очередную порцию новых сведений.

Для того чтобы познание математики достав­ляло учащемуся удовлетворение, нужно, чтобы он проник в суть идей этой науки и про­чувствовал внутреннюю связь всех звеньев рас­суждений, что только и позволяет понять глубокую и одновременно прозрачную логику ма­тематических доказательств. Если хотя бы ученик достигнет ясности в понимании сущности дела, проникнет во внутреннюю связь понятий и рассуждений, логических выводов, то ему бу­дет трудно удовлетвориться впоследствии сур­рогатом знаний, который дает заучивание без понимания, зубрежка без вдохновения.

Для того чтобы приучить учащихся мыслить самостоятельно, привить им твердую привычку надеяться в разрешении возникающих затруд­нений на собственные силы и разум, а также воспитать уверенность в практической неогра­ниченности своих возможностей, необходимо за­ставить их пройти через определенные трудно­сти, а не подавать им все в готовом и до кон­ца «разжеванном» виде, К сожалению, ряд десятилетий наша школа требовала очень мно­гого от учителя и практически ничего — от учащихся. В результате некоторая часть учащихся была убеждена в том, что школа обя­зана им обеспечить с первого до последнего дня их школьной жизни беззаботное суще­ствование, не требующее от них ни долговре­менного умственного напряжения, ни самостоя­тельного преодоления трудностей, встречаю­щихся при решении задач или осмысливании содержания теорем и их доказательств.

Трудности перекладывались на плечи пре­подавателей, которые всегда должны были на­ходиться в состоянии полной готовности к бесчисленным консультациям. Они полезны, если предварительно школьники тщательно и настойчиво изучали необходимый им материал, самостоятельно раз­бирались, что им понятно и что требует допол­нительных разъяснений. Но дело-то в том, что консультации, как правило, давались тем, кто ничего сам не продумывал и предварительно даже не просматривал учебника. Это уже не консультация, а натаскивание, что я считаю ненужным и вредным, поскольку такой стиль ра­боты полностью убивает ответственность уча­щегося и его самостоятельность. А без этих двух качеств не может быть ни работника, ни руководителя.

Несомненно, что учащийся, не приученный к самостоятельному преодолению трудностей, к поиску выхода из затруднений, будет вынуж­ден всю жизнь нести груз интеллектуальной неполноценности, постоянно испытывать нужду в том, кто выполнит за него умственную рабо­ту, даже очень примитивную. Для общества такой человек является балластом. Поскольку он ничего не может сам, ему нужна помощь, и он требует ее, так как приучен со школы, что за него всю тяжесть его работы несет другой — преподаватель, одноклассник или еще кто-либо.

Отсутствие формализма в приобретенных математических знаниях является лишь необходимым, но далеко не достаточным условием развития мышления. Последнее требует еще и привычки к полноценной логической аргументации выдвигаемых положений, а также отсутствия логических скачков в рассуждениях, последовательного приведения всех доводов необходимых для получения окончательного заключения.

Преподаватель, особенно в начале должен так излагать предмет, чтобы заинтересовать учащихся, быть доступным для понимания. Ни в коем случае не должно быть места скуке, она — нежелательная гостья в любую пору обучения. Лучшие ученые и педагоги давно заметили это.

«Преподавание математики бывает только тогда успешным, когда уче­ники вполне понимают учителя, а потому дол­жен он приспособиться к понятию слушателей, присоединять занимательность к своему препо­даванию и не спешить вперед идти, покуда ученики не будут в состоянии за ним следовать. Занимательность учения заключается в удовольствии понимать предмет и преподанное применять к решению вопросов. Учитель дол­жен за решениями следить, руководствовать и каждого ученика в его хороших понятиях одобрять» – говорил Н. Лобачевский.

Учебный материал необходи­мо связывать с тем, что уже известно учащимся, с прикладными задачами, сообщать факты из истории науки. Очень важно доби­ваться того, чтобы у учащихся возникали прочные ассоциации новых понятий, результа­тов и методов с тем, что им уже известно. Впоследствии это может оказать им неоценимую помощь в поисках нового, а также помочь замечать в математических понятиях и фактах возможность их практического использования, а в практических задачах — возможность для дальнейшего развития самой математики.

Развитию творческого мышления и речи как спо­соба передачи информации  необходимо учиться всю сознатель­ную жизнь и постоянно анализировать свои неудачи и успехи и использовать успехи дру­гих.

 

 

Литература

 

1. «О формализме в преподавании матема­тики» статья А. Я. Хинчина

 

2. Развитие  творческой   активности   школьников   /   Под     ред.   А.   М.   Матюшкина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *