Современные информационные технологии в образовательной деятельности


 Агафонова Елена Викторовна
 учитель физики и информатики
 КГУ “Средняя общеобразовательная школа №60 г.Караганда”

Слово технология в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение делать вещи, а это значит действование или процесс, то есть совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Поскольку основным видом деятельности человека становится производство информации, то и появился термин «информационные технологии», под которыми понимают процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, явления или процесса (информационного продукта). Современные информационные технологии обеспечения разных видов деятельности основаны на комплексном использовании различных видов информационных процессов в рамках единого технического комплекса на базе компьютерной техники. В настоящее время в определенном контексте слова современный и компьютерный являются синонимами.

Современный этап развития человеческого общества характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации, появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования.

В современных условиях модернизации образования, когда основной задачей выдвигается обеспечение устойчивости его развития, одним из главных ресурсов такого развития становится педагог, способный быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен. Статус педагога меняется, также меняются его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной компетентности, к уровню его профессионализма. Компетентный педагог является основной отправной точкой для учащегося, так как только он может научить, осведомить ребенка в определенной сфере, а также заинтересовать.

Благодаря этому актуализируется содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией извне, процесс обучения принимает динамический характер. При этом учитель не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых информационных и коммуникационных технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея информационных и коммуникационных технологий, внедряя их в учебный процесс, учитель повышает качество образования умножая при этом и свое профессиональное мастерство.

Развитие информационной культуры учителя, повышение его квалификации в области информационные технологии, развитие информационно-образовательной среды являются приоритетными в деятельности современной школы.

На современном этапе, когда в образовании происходят существенные преобразования, очень важно формирование у педагогов именно информационной компетентности, так как она предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера в учебной деятельности.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды учитель должен соответствовать следующим требованиям:

·        владеть основами работы на компьютере, в том числе уметь использовать информационно-образовательную среду;

·        владеть мультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением;

·        владеть основами работы в Интернет.

Формирование информационной  компетентности – это знакомство не только с новыми информационными технологиями, но также умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности.

П.В. Беспалов определяет информационную компетентность как «…интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.» [3.с.45-46]

Данная компетентность позволяет учителю проявлять умения технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности специальных знаний и умений. Термин «информационная компетентность подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а если дать более точное определение, то информационная компетентность это и есть «компьютерная информационная компетентность»

При изучении компьютера, применении информационных технологий в своей педагогической деятельности как средств обучения, и формируется информационная компетентность учителя.

Применение компьютера позволяет организовать активную работу учащихся, так как занятия становятся более наглядными и интересными. При использовании компьютера в учебном процессе у учителя накапливается разнообразный дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборка задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями. Уроки с икт делают общения учитель – ученик более продуктивными, содержательными, индивидуальными.

В современном мире, где количество информации стремительно увеличивается, необходимо быстро находить нужную информацию. Неоценимую помощь в этом оказывает Интернет. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование, увеличивается число информационных ресурсов. Велико значение интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Для учащихся интернет позволяет систематизировать информацию, выделять главное, предоставляет возможность дистанционного обучения, принять участие в дистанционных олимпиадах, конкурсных мероприятиях, углубить знания по предмету.

Использование информационные технологии в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки и объединить все лучшее классической педагогики с инновациями, отчего, в конечном счете, только выиграет ученик. Применение информационных технологий позволяет перейти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.

Таким образом, активное внедрение информационные технологии в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества образования, повышению профессионального мастерства учителя,  позволит педагогу любой предметной области получить возможность:

а) доступа к большому объему учебной и научной информации;

б) осуществления компьютеризации процесса обучения;

в) систематизации и обобщения различного вида информации;

г) создания новой информации и использования ее в своей профессиональной деятельности;

д) разработки новых учебных программ или обновления;

е) создание сетевых сообществ учителей

 

Список использованных источников и литературы:

 

1.                      Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика.– 1998. – №1. – С. 72-75.

2.                      Руководство учителя второй (основной) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»,2012-С.170.

3.                      Ильина Т.С., Шилова О.Н. Опыт развития информационной культуры учителей средствами образовательных технологий // Развитие региональной образовательной информационной среды “РОИС-2006”: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (http://rois.loiro.ru) – Санкт-Петербург, 2006, с. 120-123

4.                      Беспалов П.В. «Компьютерная компетентность в контексте  личностно-ориентированного обучения»//Педагогика -2003,№4-С45-46

5.                      Насырова Н. Технология развития информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов//Материалы конференции «информационные технологии в гуманитарных науках».  http://www.kcn/ru/tat_-ru/universitet/gum_konf/ot1.htm( май 2000)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *