Современный урок – как основа эффективного и качественного образования


 Акатьева Наталия Николаевна
 Учитель  русского языка и литературы
 КГУ “Средняя общеобразовательная школа № 60”

«Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель  его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Урок – это главная форма обучения, на котором встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между учителем и учеником – неизведанный мир знаний, противоречия  между познанным и ещё не  освоенным. Любой урок – имеет  потенциал для решения новых задач, но не всегда  они могут привести к ожидаемому результату. Урок интересен  как для учеников, так и для учителя только тогда, когда он современен в самом широком смысле слова. Какой он современный урок? Прежде всего,  актуальный, действенный, который закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся мире.

Современный урок – это урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности учащегося, её активного умственного  роста, для формирования  нравственных основ,

На современном уроке царит атмосфера сотрудничества и доверия, нет места для скуки и страха, есть место каждому учащемуся, потому что каждого ждёт успех.

Планируя современный урок, мы должны учитывать: чему учить, как учить,    ради чего учить.

В основе новой технологии урока заложено 3 постулата:

– урок есть открытие истины, поиск и осмысление её  в совместной деятельности  учителя и ученика;

– урок  есть часть жизни ребёнка;

– человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.

Замысел современного урока  – это создание условий для развития индивидуальности ребёнка. И, конечно,  на современном уроке  должно быть единство обучения, воспитания и развития – это исходная идея урока. Главной фигурой  на уроке всегда будет учитель.

Мы все понимаем, что урок на сегодняшний день  не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет ряд факторов:

– появились обновлённые программы и учебники;

– переход на предпрофильное  обучение в 9 классе;

– внедряются информационные технологии;

– организация Единого государственного экзамена и его апробация также стали важным событием для всей системы образования. Они предъявляют  свои требования к содержанию  урока, оценке  образовательных достижений школьников.

Общие подходы  к организации современного урока:

– развитие коммуникативной среды;

– практическая ориентированность образования;

– направленность на развитие мышления, практических навыков;

– расширение коллективных работ, связь изучаемого материала  с повседневной жизни;

– увеличение доли  самостоятельной работы школьников (рефераты, проекты, исследовательская деятельность)

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций.

Традиционный урок – основа для последующих типов  уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и  отработана до мелочей. Но на традиционном уроке очень высокая утомляемость учителя, так как большую часть урока учитель проводит сам.  При  традиционном обучении  учащимся, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. «Троечник» умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего урока с точки зрения учёных. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, всё дальше отходя от классических путей познания?

Традиционный урок – как родной человек, в нём всё близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – всё знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.

Так может и не стоит ничего менять? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним известную мудрость:  очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак  не учится ни на чьих.

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится всё больше. Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.

Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и многое изменить в своей деятельности, потому что прекрасно видят все её недочёты.

Критерии эффективности современного урока:

–  обучение через открытие;

– развитие личности;

– демократичность, открытость;

– наличие дискуссий;

– позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию:

– ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения:

– управление проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Роль учителя на современном уроке – учитель «помощник», «организатор», «защитник».

Современный  урок  должен иметь чёткую целевую установку, творческий подход к знаниям, смену видов деятельности, контроль  над      деятельностью  учащихся  на уроке, нестандартный подход  к уже изученному.

Можно долго спорить о том, каким должен  быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *