Дидактическая игра – стратегия воспитания и обучения детей дошкольного возраста.


Баева Наталья Анатольевна – воспитатель,

Эйнберг Юлия Владимировна – методист

мини-центра «Жұлдыз» при КГУ СОШ №60 г.Караганды

Дидактическая игра обширно применяется в  работе с детьми дошкольного возраста  как средство воспитания и обучения. Она содействует расширению представлений, закреплению и использованию  знаний, приобретенных на занятиях и  в повседневном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс получения знаний более простым и занятным. Любая  интеллектуальная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и интеллектуального становления. И чем больше  она сохраняет признаки игры,  тем   больше  она доставляет детям радость.

Содержание любой дидактической игры основывается   программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста  , согласно возрастным особенностям детей.  Дидактические игры можно разделить на следующие группы : о предметах, их назначении и качествах; о разных видах труда и его роли в жизни людей; о природных предметах и явлениях, временах года; пространственных ориентировках.

Значимой стороной дидактической игры считается игровой замысел. Он вызывает актуализацию внимания, возбуждает  активность, желание играть. Игровой замысел нередко выражен в самом заглавии игры и составляет ее начало. К примеру  , в игре «Узнай, что в мешочке» замысел игры заключается в том, чтобы, ощупав рукою предметы, оказавшиеся в цветном мешочке, играющий  назвал их.

Любая дидактическая игра содержит некие критерии, которые обоснованы содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют огромную роль  определения характера и способа действий, организации и ориентирования поведения, взаимоотношения детей в игре. Правила, применяемые в дидактической игре, считаются аспектом корректности игровых поступков, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отображает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.

Усвоение детьми правил игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, способности самоконтроля и взаимооценивания  в игре.

Игровые действия – это действия , которые производят дети в игре. Чем они многообразнее и богаче, тем большая численность детей принимает участие в игре и тем увлекательнее   становится сама игра. Игровые действия , производимые педагогом, дают возможность управлять игрой через «пробный ход», иногда через определенную роль и ориентировать игру непосредственно по ее ходу. Игровые действия многообразны: в играх маленьких детей они заключаются в перестановке, перекладывании, собирании предметов, их ,сопоставлении подборе по цвету, величине, в раскладывании карточек, в подражательных движениях детей и т.д.; игровые действия старших детей сложнее: они требуют обоюдной связи действий одних детей с другими, их очередности,  последовательности.

Дидактическая игра содержит конкретный итог, который является окончанием игры. Например, отгадывание загадок , выполнение поручений, игровых заданий , проявление находчивости является итогом игры и воспринимается детьми как значимое достижение.

Для педагога результат игры всякий раз является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. В дидактических играх, используемых в дошкольном обучении и воспитании , результатом игры не должен быть «выигрыш», приобретенный в результате успеха, лжи, присвоения прав другого играющего и т.д.

Итог дидактической игры выражается в решении  игровой задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

Содержание игры, игровой план, игровые действия и критерии взаимосвязаны    , и отсутствие хотя бы одного из них делает игру неосуществимой.

Оригинальность дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой носят именно игровой характер. Педагог является  равным участником игры и ее зачинщиком. Дети нередко выполняют  роль, которая определена содержанием игры и обусловлена игровыми действиями. Например, в игре «Магазин» познавательное содержание заключается в том, что дети-покупатели должны предоставить описание предмета, который они желают приобрести, а дети-продавцы – уметь по описанию определить требуемую вещь. Игра служит для упражнения в наблюдательности, в пользовании связной речью. Игровые действия заключаются в наблюдении, рассматривании предмета, в описании, сопоставлении его с другими. Игровые правила заключаются в том, что покупатель обязан выбрать вещь, корректно обратиться к торговцу, обрисовать вещь, показать его свойства, заплатить деньги; продавцы должны внимательно выслушать, не перебивать клиента, выбрать требуемый предмет, даже упаковать его.

Дидактическая игра считается практической деятельностью, в которой дети используют  знания   приобретенные на занятиях. В данном отношении роль дидактической игры заключается в том, что она собственно создает актуальные жизненные условия для различного использования знаний, для активизации интеллектуальной деятельности. При этом обнаруживаются промахи и затруднения, испытываемые детьми. Педагог может помочь их выправить и преодолеть.

Во множестве дидактических игр очень отчетливо выступает упражнение , но дидактическая игра не имеет возможность быть отождествлена с упражнением, так как базу ее составляют игровые отношения детей, игровые правила, игровые действия.

Почти все дидактические игры не вносят ничего свежего в знания детей, но  учат  использовать знания в новых условиях или содержат интеллектуальную задачу, решение которой требует проявления всевозможных форм умственной деятельности.

К примеру, в игре «Чудесный мешочек» дети имеют дело со знакомыми игрушками, но игра обязует предоставить описание игрушки,  для этого ребенок должен внимательно ее разглядеть. Или такой пример: детям уже известны признаки разных времен года, но в дидактической игре «Времена года» от них потребуется систематизировать те или же другие явления природы по времени года, т.е. обобщить определенные явления и определить обобщающим понятием весна, лето, осень, зима.

В процессе дидактической игры различные интеллектуальные процессы активируются и принимают случайный характер. Чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и критерии, нужно активно выслушать и осмыслить предложение педагога, его комментарии. Задачи, установленные игрой, требуют концентрации внимания, активной  работы анализаторов, процессов различения, сопоставления, синтеза.

Дидактическая игра считается непременным средством в преодолении всевозможных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей в инклюзивной работе.

Организуя персональную дидактическую игру , педагог создает благоприятные условия  индивидуального общения, узнает причины отставания , неоднократно упражняет детей, старается поднимать уровень их развития.

Дидактическая игра содержит основательное воспитательное воздействие. Можно сказать, что  невозможно расценивать ее со стороны только  дидактической цели  . Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности.  Они организуют и повышают самостоятельность и саморегуляцию. Конечно, важным и здесь становится роль опыта педагога.

Дидактические игры содействуют формированию верных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать собственные  интересы с интересами коллектива, помогать друг другу и радоваться общему успеху. Игры создают возможность формирования положительных черт личности: честности, правдивости; упражняют детей в нравственных действиях, могут помочь формированию морального навыка.

Дидактическая игра содействует  развитию инициативы. Почти все игры типа лото, домино и другие по мере усвоения детьми применяются самостоятельно и оказывают благотворное воздействие на развитие лидерских качеств.

Литература:

1.Жуковская Р.И.”Игра и её педагогическое значение” – М., 1975г.

2.Сорокина А.И. “Дидактические игры в детском саду” – М.,1982г.

3.Швайко Г.С. “Игры и игровые упражнения для развития речи”- М.,1988г.

4.Бондаренко. А.К. “Дидактические игры в детском саду” – М., 1991г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *