Движение в жизни ребёнка – главный аспект в системе дошкольного воспитания и обучения
Петрова Ольга Васильевна воспитатель
мини-центра «Жұлдыз» при КГУ СОШ №60 г.Караганды
Каждый родитель хочет , чтобы его ребёнок рос здоровым , закалённым и весёлым. Поэтому на ряду с заботой о чистоте его тела и потребности в пищи ребёнка нужно обеспечить потребность в движении.
Как только ребёнок рождается , он стремится двигаться , на начальном этапе движения ребёнка беспорядочны , но через определённое время движения начинают приобретать целенаправленный и координированный характер, он пытается достать игрушку , либо дотянуться рукой до своей ноги. Движения оказывают на организм ребёнка всестороннее развитие и это неизмеримо выше для растущего организма . Формирование движений является важной для жизнедеятельности ребёнка потребностью и в значительной степени зависит от условий создаваемых взрослыми ,которые способствуют освоению доступных движений его возраста . Движения оказывают огромное всестороннее влияние на организм растущего и развивающегося детского организма. При движении улучшается сердечно – сосудистая система , а так же и дыхательная , укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и других физиологических процессов. При активных движениях улучшается лёгочная вентиляция. Активная деятельность ребёнка способствует устойчивость к заболеваниям , мобилизует защитные силы организма , повышает деятельность лейкоцитов. Недостаток движений ( гиподинамия) может привести к изменениям в центральной нервной системе а так же в эндокринной системе это может вызвать эмоциональное напряжение и неустойчивость , а так же нарушению функциональных возможностей сердечно – сосудистой , дыхательной системе , к снижению работоспособности организма.
Движения , физические упражнения способствуют развитию у детей умственных особенностей , мышления, внимания и временных представлений. Ребёнок должен усвоить движение показанное взрослым и суметь выполнить его технически правильно. При выполнении движений детьми взрослый формирует у них нравственно- волевые качества , целеустремлённость , смелость, выдержку, настойчивость . Важно подчеркнуть , что необходимо поддерживать в детях желания и умения преодолевать препятствия , самостоятельно действовать в конкретных условиях , которые сложились в данный момент.
При выполнении движений обогащается и эмоциональное состояние детей.
Ребёнок испытывает чувство радости , от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, и от свободы их выполнения.. Дети с радостью воспринимают совместные дружные движения . Богатая разнообразными движениями деятельность детей делает пребывание на воздухе интересным и длительными. Для развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных видов движений , использование их детьми. Упражнения в ходьбе и беге , при определённых условиях формируют важное качество , как выносливость Прыжки и метание , совершенствуют координацию движений , в то же время относительно мало влияют на развитие выносливости. Применения свободных навыков в разных ситуациях создаёт большие возможности для активности детей , инициативы и творчества .
Научными исследователями доказано , что разнообразные физические упражнения оказывают влияния на становление и развитие речи ребёнка в период формирования у него второй сигнальной системы. Но чрезмерное увлечение физическими упражнениями и беспрерывными активными движениями так же и неблагоприятно воздействует на ребёнка. Все функциональные системы перенапрягаются если деятельность превышает возможности детского организма. Но у детей происходит саморегуляционно – активные действия переходят к более спокойным . Например, ребёнок быстро пробежал к мячу , остановился , взял мяч и остановился , продолжая выполнять более спокойные действия с мячом. Чередования движений с участием различных групп мышц даёт передышку и тем самым увеличивает длительность двигательной деятельности , не создавая перегрузки для организма. Такое чередование способствует развитию двигательных качеств , необходимых в жизненных ситуациях, игре и трудовых процессах.
В силу подражательности ребёнка велика роль постоянного примера взрослого и окружающих- отца, старшего брата, сестры –для поддержания стремления заниматься физическими упражнениями , зарядкой и закаливанием.
Детей интересует сам процесс движения . действия в игре , поэтому младшие дети , например, не убегают а от ловишки , а бегут навстречу. Пример взрослого воспринимается ребёнком лучше в совместной деятельности , например при бросании мяча старшему. Пролезание в обруч.
Старшие же дети интересуются результатами своих действий ;как он научился отбивать мяч, подпрыгнул и достал до воздушного шара. В этом случаи важен и наглядный результат- подпрыгнул и достал. Опираясь на первоначальные возникшие интересы детей взрослые должны закрепить их. Своим положительным отношение , и справедливой оценкой возбудить у ребёнка желание физического совершенствования. Поддерживаемый взрослым интерес , и их внимание к достижениям ребёнка , стимулирует дальнейшее стремление к активной деятельности и желанию попробовать свои силы в новых достижениях. Двигательный опыт , неоднократное повторение упражнений прибавляют ребёнку уверенность . смелость , решительность. Увеличивается умение ребёнка организовывать игры. Упражнения и находить себе занятия по душе .Большое значение имеет отношение родителей к физическим упражнениям . их пример влияет на формирование у ребёнка стремления заниматься физической культурой в свободное время и всей семьёй. В это случаи формы могут быть разнообразными -походы в лес, горы, катание на лыжах и коньках. Участие в соревнованиях. У некоторых детей проявляются определённые способности к координации движений ,умение быстро овладевать новыми движениями, чувства ритма, прыгучесть. У ребёнка возникает желание только любимым упражнением. В этом случаи роль взрослого – не дать ребёнку ограничиться только каким-то одним движением например ездой на велосипеде или прыжками через скакалку.
Особое внимание нужно уделить малоактивным детям , стимулировать их двигательную деятельность. . предлагать им интересные упражнения , чаще привлекать их в игры, помочь ребёнку проявит имеющиеся у него способности .
Особого подхода требуют дети . двигательная деятельность ограничивается после перенесённых заболеваний. Таких детей нельзя исключать из игр и весёлых упражнений, не следует их сажать на стул , запрещать всякие движения, это может привести к снижению у них в активной деятельности. Необходимо посоветоваться с врачом и найти доступную форму участия , выполнять упражнения в невысоком темпе . Постепенно включать таких детей в те движения , которые не вызывают большой перегрузки : Ходьба, передача мяча. Родители , принимающие участие в воспитании ребёнка , должны знать примерный объём умений и особенностей их выполнения , которыми должен владеть ребёнок.
Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться и выполнять физические упражнения с раннего возраста , можно заложить основы хорошего здоровья и гармоничного развития.
Литература:
- Щебеко В. Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.
2.Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: учебное пособие/отв. Ред. Р. А. Шабунин; Свердловский гос. пед. ин-т. — Свердловск: [б. и.], 1981. — 80 с.
3.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.