Движение в жизни ребёнка – главный аспект в системе дошкольного воспитания и обучения


Петрова Ольга Васильевна воспитатель

мини-центра «Жұлдыз» при КГУ СОШ №60 г.Караганды

Каждый родитель хочет , чтобы его ребёнок рос здоровым , закалённым  и весёлым.   Поэтому на ряду с заботой о чистоте его тела и потребности в пищи ребёнка нужно  обеспечить  потребность в движении.

Как только ребёнок рождается , он  стремится двигаться , на начальном этапе движения  ребёнка беспорядочны , но через определённое время  движения начинают   приобретать  целенаправленный и координированный  характер, он пытается достать игрушку , либо дотянуться рукой до своей ноги. Движения  оказывают на организм ребёнка всестороннее развитие  и это неизмеримо выше для растущего организма . Формирование  движений является важной для жизнедеятельности  ребёнка   потребностью и в значительной степени зависит от условий  создаваемых  взрослыми ,которые способствуют освоению доступных движений его возраста . Движения оказывают  огромное  всестороннее влияние на организм растущего и развивающегося детского организма. При движении  улучшается  сердечно – сосудистая  система , а так же  и дыхательная , укрепляется  опорно – двигательный аппарат, регулируется  деятельность  нервной системы и других физиологических  процессов.  При активных движениях улучшается лёгочная вентиляция.  Активная деятельность  ребёнка способствует устойчивость к заболеваниям , мобилизует защитные силы организма , повышает деятельность лейкоцитов.   Недостаток  движений ( гиподинамия)  может привести к изменениям в центральной нервной  системе   а так же в эндокринной системе    это может вызвать эмоциональное напряжение и неустойчивость , а так же  нарушению  функциональных  возможностей  сердечно – сосудистой , дыхательной  системе , к снижению работоспособности организма.

Движения , физические упражнения  способствуют  развитию у детей умственных  особенностей , мышления, внимания и временных представлений. Ребёнок должен усвоить движение показанное взрослым и суметь выполнить его технически правильно.   При выполнении движений      детьми  взрослый  формирует   у   них нравственно- волевые качества , целеустремлённость , смелость, выдержку, настойчивость .  Важно подчеркнуть , что необходимо поддерживать  в  детях желания и умения преодолевать препятствия , самостоятельно действовать в конкретных условиях , которые сложились  в данный момент.

При выполнении движений  обогащается и эмоциональное  состояние детей.

Ребёнок испытывает  чувство радости , от проявленной при овладении  двигательными действиями энергии, и от свободы их выполнения.. Дети с радостью воспринимают  совместные  дружные движения .  Богатая  разнообразными  движениями деятельность  детей  делает  пребывание на воздухе интересным и длительными. Для  развития функций организма  особую ценность приобретает  сочетание  разнообразных видов движений , использование их детьми.  Упражнения  в ходьбе и беге , при определённых  условиях формируют  важное качество , как выносливость  Прыжки и метание  , совершенствуют координацию движений , в то же время  относительно  мало влияют на развитие выносливости.  Применения свободных навыков  в разных ситуациях создаёт большие возможности для активности детей , инициативы и творчества .

Научными исследователями  доказано , что  разнообразные физические  упражнения  оказывают влияния на становление  и развитие речи  ребёнка  в период формирования   у него второй сигнальной системы.  Но  чрезмерное  увлечение физическими упражнениями   и беспрерывными активными  движениями  так же и неблагоприятно воздействует на ребёнка. Все функциональные системы  перенапрягаются   если деятельность  превышает возможности детского организма.  Но у детей происходит  саморегуляционно – активные действия  переходят  к более спокойным . Например,  ребёнок быстро  пробежал  к мячу , остановился , взял мяч   и остановился , продолжая выполнять более спокойные действия с мячом. Чередования  движений  с участием  различных групп мышц даёт передышку   и тем самым  увеличивает длительность двигательной  деятельности  , не создавая перегрузки для организма.   Такое чередование   способствует  развитию  двигательных качеств , необходимых в жизненных ситуациях, игре  и трудовых процессах.

В силу  подражательности  ребёнка   велика роль  постоянного примера  взрослого и окружающих- отца, старшего брата, сестры –для поддержания стремления  заниматься физическими упражнениями  , зарядкой и закаливанием.

Детей интересует сам процесс движения . действия в игре , поэтому младшие дети , например, не убегают а  от ловишки , а бегут навстречу. Пример взрослого  воспринимается  ребёнком лучше в совместной деятельности , например при бросании мяча  старшему. Пролезание в обруч.

Старшие же дети интересуются результатами своих действий ;как он научился отбивать мяч, подпрыгнул и достал до   воздушного шара. В этом случаи важен  и наглядный   результат- подпрыгнул и достал. Опираясь  на первоначальные  возникшие интересы детей  взрослые должны  закрепить их. Своим   положительным  отношение  , и справедливой оценкой   возбудить у ребёнка желание физического  совершенствования. Поддерживаемый  взрослым  интерес , и их внимание  к достижениям  ребёнка  , стимулирует дальнейшее стремление  к активной  деятельности  и желанию  попробовать свои  силы в новых достижениях. Двигательный опыт , неоднократное  повторение упражнений   прибавляют  ребёнку уверенность . смелость , решительность. Увеличивается умение ребёнка организовывать игры. Упражнения и находить себе занятия по душе .Большое значение  имеет  отношение родителей к физическим упражнениям . их пример влияет на формирование  у ребёнка стремления  заниматься физической культурой  в свободное время  и всей семьёй.  В это случаи формы могут быть разнообразными -походы в лес, горы, катание на лыжах и коньках. Участие в соревнованиях. У некоторых детей  проявляются  определённые  способности к координации движений ,умение быстро  овладевать  новыми движениями, чувства ритма, прыгучесть. У ребёнка возникает желание  только любимым упражнением. В этом случаи роль взрослого – не дать ребёнку  ограничиться  только каким-то одним движением  например ездой на велосипеде или прыжками через скакалку.

Особое внимание  нужно уделить малоактивным детям , стимулировать  их двигательную деятельность. . предлагать им интересные упражнения ,  чаще привлекать их в игры, помочь  ребёнку  проявит  имеющиеся у него способности .

Особого  подхода требуют дети . двигательная деятельность  ограничивается после перенесённых заболеваний. Таких детей  нельзя исключать  из игр и  весёлых упражнений, не следует их сажать на стул , запрещать всякие движения, это может привести  к снижению  у них  в активной деятельности. Необходимо посоветоваться с врачом  и найти  доступную форму  участия , выполнять упражнения в невысоком темпе . Постепенно включать  таких детей в те движения , которые не вызывают  большой перегрузки : Ходьба, передача мяча. Родители  , принимающие  участие в воспитании ребёнка , должны знать примерный объём  умений и особенностей их выполнения , которыми должен владеть ребёнок.

Воспитывая у детей потребность  ежедневно двигаться и выполнять  физические упражнения  с раннего возраста , можно заложить основы хорошего здоровья и гармоничного  развития.

 

Литература:

 

  1. Щебеко В. Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.
    2.Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: учебное пособие/отв. Ред. Р. А. Шабунин; Свердловский гос. пед. ин-т. — Свердловск: [б. и.], 1981. — 80 с.
    3.Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *