Возможности ребенка и роль родителей к их разумному подходу
Аятова Наталья Николаевна психолог,
Эйнберг Юлия Владимировна -методист
мини-центра «Жұлдыз» при КГУ “СОШ №60 г.Караганда”
Бессознательное руководство
личностью ребенка никогда не
проходит без серьезных
последствий и отзывается иногда на
всей его последующей жизни.
П.Г.Лесгафт
В эпоху 21 века , глобализации и стремительного развития научно-технического прогресса особое значение приобретает роль нового человека – крепкого и здорового, широкообразованного , всесторонне развитого , обладающего высокими нравственными качествами , готового применять все полученные знания на практике.
Как бы ни важна была роль педагогов в формировании личности , решающая роль в решении этой первостепенной задачи принадлежит всё-таки семье. Родителям, взращивающим своего ребенка, надо постараться правильно взвесить возможности ребенка и разумно использовать их в целях его всестороннего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Исследования, проводимые в ряде стран с детьми дошкольного возраста свидетельствуют о том, что путем специальнго обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения , которые ранее считались доступными лишь детям старшего возраста.
Знания о больших возможностях дошкольников дают основание искать новые пути их использования , знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимоотношениями между ними, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось в более поздний возрастной период .
Но проблема заключается в том, как следует идти по пути дошкольного воспитания, каковы пределы разумного использования детских возможностей.
Исходя из данных о больших потенциальных возможностях маленьких детей , можно сделать вывод, что прогресс в педагогике будет достигнут в результате сверхстороннего ,максимально форсированного обучения, обеспечивающего ускорение и акселерацию детского развития. С этой точки зрения возможности маленького ребенка безграничны. По выражению известного психолога Д.Бруннера , ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям , если использовать для этого соответствующие методы. Известны факты, когда при специальной интенсивной тренировке полуторагодовалые малыши усваивают навыки чтения и работы за компьютером, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т.д.
Идея ускорения и акселерации вызывает своеобразный интерес у родителей, которые пытаются в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «человека-индиго» , не считаясь с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста.
Конечно , время не стоит на месте и с каждым десятилетием уровень умственного развития детей меняется. Глобализация наносит свой отпечаток и на принципы семейного воспитания. Но основа убеждения в том, что преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям и умениям, перегруз его сложными учебными заданиями , остается неизменной. Подход должен быть индивидуальным в любом случае.
Речь идет не только о зоне ближайшего развития воспитательных воздействий. Значительно важнее те отдаленные последствия, которые не всегда поддаются точному прогнозированию. Вот почему приходится решительно предостерегать против такого родительского экспериментирования.
В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания и обучения в свете перемен, происходящих в сфере образовательной системы надо иметь ввиду следующее. Первое – нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них требует. Всякая перегрузка и переутомление грозит отрицательным влиянием на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие.
Для того чтобы избежать перегрузок, надо рационально организовывать режим дня ребенка, ставя во главу угла важность чередования сна и бодрствования, учебные занятия по продолжительности, согласно возрастным особенностям , все мероприятия, проводимые в закрытом помещении, и физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.
Второе – надо учитывать не только то, что может ребенок заучить автоматически, но и то, в какой мере он способен осознать усвоенное и на сколько это полезно для его развития в данном возрасте.
И третье – преждевременное , обучение дошкольника грозит нарушить нормальный ход гармонического развития человеческой личности. На каждой ступени возрастного развития формируются в определенной последовательности ценнейшие человеческие качества и способности. И конечно , опять не следует забывать об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Так при разумном подходе к воспитанию в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Такие качества имеют первостепенное значение не только для маленького ребенка, но и для зрелого , взрослого человека. Причем, замечено, что если в дошкольном возрасте эти качества не будут правильно сформированы, то восполнить возникший недостаток позднее будет трудно и невозможно.
Зная о том, что особое значение дошкольного воспитания в процессе формирования человеческой личности имеет важное место, не рекомендуется родителям пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям, формировать у него сложные формально-логические операции, стремясь поскорее превратить его во взрослого человека.
Главная задача воспитания ребенка родителями заключается в том, чтобы учитывая возрастные особенности и возможности малыша, воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества , как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять эту действительность в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости. Для воспитания этих качеств у дошкольников имеются благоприятные условия, и , будучи сформированы надлежащим образом в первые годы жизни ребенка, они войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.
Литература:
1.Аванесова В.Н. Дошкольник, М., изд. Педагогика, 1978
2.Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987
3.Эльконин Э.Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996