Урок по химии с применением ИКТ по теме «Реакции ионного обмена»


Федорова Наталья Владимировна
Учитель химии и биологии
г. Караганда. КГУ СОШ №32

Цель  урока:  сформировать у учащихся представления о реакциях протекающих между ионами, условиях протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных, сокращенных ионных уравнениях.

 

Задачи урока:

 

Образовательные:

Актуализировать и углубить знания о ТЭД; вспомнить все типы химических реакций, вспомнить определение реакциям обмена, рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; условиях их необратимого протекания; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов, сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений .

 

Развивающие:

Развивать интелект учащихся, формировать умения систематизировать и анализировать информацию полученную на уроках химии; применять полученные теоретические знания на практике,  развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях,  способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации. Развивать умения и навыки у учащихся при написании формул электролитов и уравнений реакций, при работе с растворами электролитов соблюдать и помнить о правилах по технике безопасности, при работе с кислотами и щелочами. Способствовать формированию у учащихся критического мышления.

 

 

Воспитательные:

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности . Усилить эмоциональное воздействие при изучении химии как школьного предмета, способствовать процессу самообразования; воспитывать культуру химической терминологии, уметь давать грамотные определения, воспитание бережного отношения к реактивам и лабораторному оборудованию.

 

Тип урока: объяснение нового материала

 

Форма проведения: урок с использование ИКТ, включением парных, групповых, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, ноутбуки, презентация к уроку (Приложение №1), презентация с тестовыми вопросами (Приложение №2), презентация «Фронтальный опрос» (Приложение №3), видеоматериалы (Приложение №4, 5, 6).

 

Ход урока.

 

1.     Организационный  момент

Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать сегодня на уроке. Девизом  нашего урока будут следующие слова:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький.

Мы желаем вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня вы должны научиться применять полученные знания по теме «ТЭД». (Слайд №1)

Ознакомление с целями и задачами урока. (Слайд 2-3)

2.     Психологический настрой на урок.

Учащиеся встают в круг улыбаются друг другу и желают друг другу удачного урока.

Деление по группам. Каждый учащийся берет стикер понравившегося цвета. Образование 4 групп: «Электролиты», «Неэлектролиты», «Катионы», «Анионы». (Слайд № 4)

3. Актуализация опорных знаний. (Слайд №5)

 

1)Фронтальный опрос:

 

«ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

1.     Какие типы химических реакций встречались нам в прошлом году?

1)Реакции соединения А + В = АВ

2)Реакции разложения АВ = А+В

3)Реакции замещения А + ВС = АС + В

4)Реакции обмена АВ+СД = АС + ВД

2.Что такое реакция обмена?

3. Какой процесс называют электролитической диссоциацией? (Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией).
4.  Кто является создателем теории электролитической диссоциации? (Создателем теории электролитической диссоциации является С.А. Аррениус).
5. Что такое ионы? (Это заряженные частицы)
6. Чем ионы отличаются от атомов? (Ионы отличаются от атомов как строением, так и свойствами.)
7. Какие ионы называют катионами, какие анионами? (Положительно заряженные ионы называют катионами, а отрицательно заряженные ионы анионами).

8.  Какие ионы называются гидратированными? ( Ионы, соединенные с молекулами воды, называются гидратированными).
9.  Почему цвет растворов солей: сульфата меди(2), сульфата никеля(2), сульфата кобальта(2), сульфата натрия, гидроксида натрия, находящихся на столе разный? (Цвет растворам придают гидратированные ионы металлов)

10. Что такое электролиты?(Вещества проводящие электрический ток в водных растворах и расплавленном состоянии)

11. Примеры электролитов (Растворы и расплавы солей. Кислот, щелочей)

12. Что такое неэлектролиты? (Вещества , которые не проводят электрический ток в водных растворах и расплавленном состоянии)

13. Примеры неэлектролитов (газы, органические вещества)

14. На какие ионы диссоциируют кислоты? ( На катион металла и анион кислотного остатка)

15. На какие ионы диссоциируют основания?( На катион металла и анион гидроксо- группы).

16. На каие ионы диссоциируют средние соли?(На катион металлов и анион кислотного остатка).

17. На какие ионы диссоциируют кислые соли? (На катионы металла и водорода и анион кислотного остатка).

2) Онлайн –тестирование (для учашихся со слабой мотивацией к предмету) -3 человека

3) Тестирование (для учащихся с повышенной мотивацией к предмету) -2человека

Уважаемые учащиеся, мы с вами вспомнили основные понятия по теме «ТЭД», а теперь поработаем в группах. У каждой группе на рабочем столе находится слайд с заданием. Группа «Электролиты» -Химический дождь. (Слайд №6), группа «Неэлектролиты» -Попади в цель (Слайд №7), группа «Катионы» -Химический аквариум (Слайд №8), группа «Анионы» -Химическая атака (Слайд №9) и в завершении для всех групп –«Накорми рыбку» (Слайд  №10). После окончания работы – взаимооценивание внутри группы.

3.     Физминутка.  (ссылка на физминутку) (Слайд №11)

4.      Работа в парах: рассмотрите картинки и подумайте, что мы будем с вами изучать на данном уроке (Слайд №12)

Учащиеся в течении 1 минуты обсуждают увиденное и делают вывод. Своим мнением делится каждая пара.

5.     Изучение нового материала

 

До сих пор рассматривались процессы, происходящие при  растворении одного электролита в воде; давайте проанализируем  ситуацию, когда в растворе присутствуют два электролита. При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет. (Слайд № 13)

Давайте разберем предложенную схему. Все реакции обмена делятся на обратимые и необратимые. Сейчас мы с вами разберем, что значит реакции обратимые.

По каким признакам можно судить о протекании реакций?

Мы  знакомы с реакциями обмена. Ребята нам известно, что данные реакции возможны только в тех случаях, когда в результате реакции, что происходит? Обратите внимание на две ссылки

и

 
Ссылка на (Слайд №21) –разберем признаки обратимых реакций.

После разбора признаков обратимых реакций вернемся к

Учитель: (Слайд № 14)

Если выделится газ-
Это раз;
И получится вода –
Это два;
А еще – нерастворимый
Осаждается продукт…
“Есть осадок”, – говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик “правила обмена”
Не забудет никогда:
В результате – непременно
Будет газ или вода,
Выпадет осадок –
Вот тогда порядок!

Учащиеся:  выделяется осадок, газ или вода

Учитель : как называются реакции которые протекают во взаимообратных направлениях?

Учащиеся: Обратимые

Учитель: Как называются реакции протекающие в одном направлении и до конца?

Учащиеся: Необратимые

Учитель: Как вы думаете реакция обмена обратимая или необратимая?

Учащиеся: Необратимая

Учитель: До изучения ТЭД реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей. Теперь известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а имеются ионы водорода, гидроксид-ионы, ионы металлов и кислотных остатков. Отсюда следует логический вывод. Реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.

Учитель: формулирует определение ионных реакций:

Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.

.(Слайд №15)

СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ

 

Правила:

 

1.     Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

2.     Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

3.     Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.

4.     Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.

 

Учитель: На конкретных примерах мы с вами и разберем как записываются уравнения реакций ионного обмена. (Слайд № 15)
1 признак – образование осадка  -кликнуть на химический стакан, происходит образование осадка. После кликнуть на –УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ- перехода к (Слайду №16) и разбор алгоритма написания уравнений ионного обмена на конкретных примерах. На данном слайде есть две ссылки:

1.     Позволяет использовать таблицу растворимости (Слайд № 19)

 

2.     Просмотр видео.

После просмотра видео опыта в котором проводится реакция между сульфидом натрия и нитратом серебра учащимся предлагается написать уравнения реакции в ионном виде.
2 признак –выделение газа – кликнуть на химический стакан, происходит выделение . После кликнуть на –УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ- перехода к (Слайду №17) и написание уравнения ионного обмена на конкретном примере. На данном слайде есть две ссылки:

1.     Позволяет использовать таблицу растворимости (Слайд №19)

 

2.     Просмотр видео.

После просмотра видео опыта в котором проводится реакция с выделением газа,  учащимся предлагается написать уравнения реакции в ионном виде.
3 признак –выделение слабого электролита  – кликнуть на химический стакан, происходит образование воды. После кликнуть на –УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ- перехода к (Слайду №18) и написание уравнения ионного обмена на конкретном примере. На данном слайде есть две ссылки:

1.     Позволяет использовать таблицу растворимости (Слайд №19)

 

2.     Просмотр видео.

После просмотра видео опыта в котором проводится реакция нейтрализации,  учащимся предлагается написать уравнения реакции в ионном виде.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с основными признаками реакций ионного обмена. Обратите внимание (Слайд №20) какие вещества не расписываются на ионы, это вещества с ковалентной не полярной или слабо полярной связью. Учащиеся записывают формулы соединений в рабочую тетрадь.

А теперь вернемся к схеме (Слайд №13) и разберем задание по ссылке

переход к (Слайду №22).

 

6.Закрепление учебного материала

1. Работа в группах. (Слайды № 23-33)

2. Работа с терминами (Слайд №34)

 

7.Домашнее задание

1.     Параграф 9 учить (Химия: Учебник для 9 кл. общеобразоват. шк./Н.Н. Нурахметов, К.М.Джексембина, Н.А.Заграничная и др.-Алматы:Мектеп, 2013.

Стр.24 упр 1,2,3

2.     e.edu.kz -Цор 3576 http://e.edu.kz/sui/#/lcms/scorm/542736660 -ознакомится

3.     https://www.youtube.com/watch?v=CeHGqar-vtk

4.     https://www.youtube.com/watch?v=pGcmZa400JI

5.     https://www.youtube.com/watch?v=s9iVggylAdA – посмотреть видео, написать уравнения реакций в ионном виде.

8.Подведение итогов и анализ ошибок.  Рефлексия –Лестница успеха

 

 

 

Учитель: Я читаю, а Вы договариваете вслух!

 

И в дороге, и в быту

Без растворов -пропаду!

Буду помнить я всегда,

Мне нужна одна -вода!

Чтоб ее мне получить,

Два раствора нужно слить,

Обмен ионов проведу,

Соль и воду я найду,

И не страшны мне потом,

Ионы Н и гидроксид Ион,

Всех хочу предупредить,

Кислоту не нужно пить,

Щелочь тоже- никогда!

Каждая для нас вредна,

А вот если их сдружить,

Цвет растворов изменить,

Будет здорово тогда,

Мимо обойдет беда,

Язва будет заживать,

Ногу можно не чесать,

Нейтрализовать раствор,

Помнить будем разговор,

Что без химии- все мы,

Будем все огорчены.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *