Использование иллюстраций при ознакомлении дошкольников с произведениями изобразительного искусства


Эйнберг Юлия Владимировна

методист мини-центр «Жұлдыз» при

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №60 г.Караганда»

Иллюстрация в книгах – это первая встреча детей с миром изобразительного искусства и книжной графики. И поэтому , выбирая книгу для детей, необходимо оценивать ее не только как литературное произведение, но и как неразрывный комплекс искусств – обращений к детскому сознанию. Всё, что в этом мире бегало, прыгало, художник оставил и заставил замереть в такой позе, чтобы ребенок заметил самые главные , самые отличительные признаки. Заметил, рассмотрел, запомнил. Конечно, рисунки художника не детальное  копирование природы, они условны и образны. Но дети без труда улавливают сходство животного, растения, изображенного на картинке в книге и существующих в жизни, если только в художественном образе не потеряна смысловая и эмоциональная связь. И чем своеобразней подчеркнуто и выявлено в рисунках многообразие мира, тем лучше для малыша. Каждый художник – иллюстратор показывает мир таким, каким он видит его сам.

Иллюстрации к литературным произведениям принадлежат не только авторской кисти. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание , которое конкретно в простых лаконичных формах рассказывает ребенку о красоте и прелести окружающего мира. Иллюстрация в детской книге – одно из средств, воспитывающих у детей любовь к народному искусству. Иллюстрация помогает расширить круг детских представлений о жизни, о быте других народов, о предметах и явлениях, которые далеки от ребёнка. В рассматриваемых иллюстрациях дети находят знакомые элементы, чувствуют колорит росписей.

Иллюстрация помогает углублять восприятие художественного произведения . Пользуясь хорошими книжными иллюстрациями, можно научить детей подмечать характерные особенности персонажей , взаимоотношения между ними , выразительный показ жестов персонажей , красочное костюмное развертывание сюжета. На некоторых иллюстрациях художники изображают животных, похожих на игрушки. Только эти игрушки на страницах книг оживают. К примеру, черные котята с большими пушистыми хвостами – очень симпатичны, их сразу хочется погладить. Но вот они увидели мышь, сначала страшно удивились, а через мгновение бросились за ней. Художники показывают персонажи в смене настроения, в движении. Видна вся правда их описания.

Существуют целые истории, рассказанные в рисунках. Истории для детей дошкольного возраста рассказываются в веселых картинках, они предназначены для самых маленьких, но и дети 5-6 лет рассматривают их с удовольствием.

Детей обязательно нужно знакомить с обложкой книги . Обложка – это лицо книги. Обычно художник выносит на обложку один из наиболее характерных эпизодов рассказа, сказки, стихотворения. Иллюстрация направлена на то, чтобы  сделать обложку яркой, красивой, выразительной.

Велика роль воспитателя при рассмотрении дошкольниками иллюстраций . От характера вопросов во многом зависит восприятие детьми рисунков, развития из воображения, появления желания рассматривать картинки. Книги с яркими картинками помогают развивать эстетическое восприятие детей . Для того, чтобы формировать у ребенка чувство цвета, композиции, воспитателю надо самому развивать наблюдательность и больше внимания уделять знакомству с произведениями искусства. Это поможет ему правильно отбирать иллюстрации для показа детям.

Есть в книжной иллюстрации еще одна, может быть самая восхитительная возможность – показ мира несуществующих фантазий, воображения , сказочного мира. Каждая сказка – это фантазия народа или писателя. Иллюстрация к сказке – это фантазия художника. Но есть у сказки и свои законы, неизменные и неприложные. Каждому герою здесь отводится определенная роль. Хитрый, глупый, добрый, злой – все эти характеристики в сказках принадлежат разным персонажам. И художники языком зрительных образов подтверждают это, выявляя и конкретизируя их.

А вот герои народных сказок- это образы собирательные, но со всеми присущими им чертами характера. Животные чаще всего очеловечены. Так вместе с образом сказочного героя входит в сознание ребенка и наглядное представление о человеческих пороках – злости, хитрости , глупости. Осмысленными становятся слова, которые часто произносят взрослые : «хитрый, как лиса», «трусливый, как заяц».

Но не только человеческий характер определен в сказке. Ярко выражен в ней и характер национальный. Поэтому у лисы, зайца и волка  в сказках разных народов будет и разная национальная одежда или ее элементы. Точно вписывают художники и национальный орнамент, сочетание красок в костюмах, обстановку в доме, детали быта.

Сказка- это чудо. Все , что в ней происходит удивительно и необычно, все поступки , события и краски изображаются в превосходной степени. В своих иллюстрациях художники изображают сказочных героев с полным объемом их преобладающих черт. Так, если герой добрый, то он должен быть полон добра, нежности, теплоты. Дети чувствуют эту совсем не сказочную , а человеческую доброту. Художник таким образом передаёт главную мысль сказки и своими иллюстрациями усиливает её.

В младшем дошкольном возрасте воспитывается желание выбирать и рассматривать иллюстрации, формируется умение эмоционально воспринимать конкретные изображения. Развиваются формирующие движения для передачи образов, предметов, явлений, осваиваются технические навыки в рисовании. Воспитатель должен учить детей узнавать образы персонажей в иллюстрации, рассказывать о них , учить путем сочетания округлых форм с прямыми линиями передавать образы предметов и явлений окружающего мира. Побуждает детей воспитатель  замечать и яркость цветовых образов, называть действия персонажей, замечать цвет, форму.

На занятиях по знакомству с иллюстрацией в среднем дошкольном возрасте у детей воспитывается устойчивый интерес к изобразительному искусству , формируется умение всматриваться в иллюстрации , рассказывать о них , замечать выразительность средств – цвет, форму. Воспитатель должен учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения . При восприятии иллюстрации надо способствовать положительному отношению к персонажу, учить подмечать характерные особенности персонажей, взаимоотношения между ними, замечать выразительность поз, красочность одежды.

У детей старшего дошкольного возраста на занятиях с использованием иллюстраций формируется умение воспринимать содержание и средства выразительности иллюстраций, развивается эстетический вкус, творческое воображение. Воспитатель должен знакомить детей с выразительными средствами. Учить их  замечать выразительность рисунков, выполненных пером, карандашом, акварелью, специфике оформления книги, соответствию иллюстрации тексту. Рассматривая иллюстрации нескольких художников к одной сказке, взрослый должен обратить внимание детей на особенности каждого художника, помочь детям увидеть разнообразие и богатство окружающего мира.

Иллюстрация часто играет решающую роль побуждая воображение, творческое восприятие ребенка, помогая ему проникнуть в суть повествования. Для дошкольников книжка без картинок просто невозможна. Поэтому так важно внимание взрослых к детским книжкам с картинками.

Литература:

1.     Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М., 1993.

2.     Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995

3.     Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М., 1997.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *