Компетентностный  подход в начальном образовании


Красавина  Светлана Николаевна

 учитель начальных классов

 КГУ “Средняя школа № 42” г. Петропавловска

Компетентностный подход в образовании является  сегодня  важнейшим требованием. Это прежде  всего  связано с  изменениями, произошедшими в  жизни. Чтобы быть  состоявшимся, нужным, грамотным  человеком , необходимо уметь  учиться в течении всей  жизни. Поэтому результативность образования, а, следовательно, и успешность выпускников зависит не от обладания информацией, а от умения  ориентироваться в информационных  потоках, от инициативности, умения справляться с  проблемами, искать и использовать недостающие  знания, принимать решения в  нестандартных ситуациях, работать в группах на  общий результат. Компетентности определяют такое  содержание образования, которое было бы ориентировано на развитие практических навыков применения  знаний в реальных жизненных ситуациях. Знания не подкреплённые практическими умениями, ничего не стоят и не ценятся на рынке труда.
Основная   задача учителей начальной    школы – вовлечь в учебную деятельность каждого ученика, дать простор его самостоятельным наблюдениям, суждениям, умозаключениям, не сообщать ему в готовом виде то, к чему он может прийти путём собственных умственных усилий. Например , при изучении предмета « Познание мира», дети становятся первооткрывателями мира. С первого класса они учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной информации ответы на них. На уроках постоянно звучат вопросы: « Что подметили?», « Что можете сказать о ..», « Докажи…», « Сравни…» и т. д.
Очень хорошо сочетать эти методы с использованием компьютерных  презентаций, которые позволяют всю палитру педагогического воздействия: свет, звук, анимацию, текст, рисунок, схему и т.д.
Творческий характер заданий, тем исследований, которые учащиеся часто выполняют в группах, делают такую форму образования наиболее востребованной, подтверждая, что такая работа способствует развитию детского творчества, позволяет реализовать ученикам свои природные задатки и способности, позволяет формировать у  учащихся информационную и коммуникативную  компетенции.
Образовательные программы начальной  школы   уже  сейчас  позволяют формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий.. В содержание учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность, как технологии компетентностного  подхода. Учителя используют  компетентностные формы обучения младших школьников( индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных  сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, методу проблемного изложения, исследовательскому, осуществляется оценивание образовательных достижений ( технология портфолио).
В компетентностном обучении учебным  заданиям  отводится важная  роль, т. к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат. С первого класса  учителя  включают в свои уроки  знания компетентностного характера:  задания, предполагающие  от ученика   способности к творческой деятельности, требующие применения  знаний в  незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности.
Например, на уроке  математики даётся задача:  «Второклассники собрались в  театр. В одном классе  23 чел, а во втором на 4 чел. меньше. Поместятся ли они в автобус, в котором 40 мест для сидения? Если нет, то сколько человек останутся без места?
Что нужно сделать, чтобы все смогли поехать в театр?»
Анализ  задания: задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение-этомногооперационная деятельность. Задание продуктивное, т.к. создаёт новую ситуацию для учащихся.
  Предметные компетенции: а) умение решать текстовые задачи; б)усвоение приёма вычитания и  сложения двухзначных чисел с переходом через разряд  в) работа со вспомогательной моделью (чертёж или краткая запись) текстовой задачи.
Социальная компетентнось: связь с жизнью.
Ключевые компетентности: а)интеллектуальная ( преобразование текста условияв чертёж (краткую запись), аналитико- синтетические умения, необходимые для поиска решения) ;б) коммуникативная (анализ условий задачи в устной форме, обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке  решения)
Можно предложить выполнить такие задания:
– Продолжи ряд  чисел: 220, 440, 660   или  340, 445, 550.
–  Попытайся решить уравнение      56- у =70. Если оно не имеет решений, выполни преобразования так, чтобы его можно было решить. Постарайся найти несколько вариантов преобразования.
Комммуникативная  компетентность в большей мере формируется в процессе  изучения предметов гуманитарного цикла. Она формируется по разному:  – Назови…., расскажи…, объясни…, обоснуй…, докажи…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся  словами…( предлагаются опорные   слова) и т.д.
Начиная с первого класса у  детей  формируются задатки  компетентности, которая  носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания, умение  оценить работу  других детей:
– Сможешь ли ты  выполнить…,  назвать…, начертить…, нарисовать…?
–   Проверь себя.., сравни свой ответ с ответом других ребят…, проверь, правильно ли выполнил работу твой товарищ и т.д.
Можно предложить задание на развитие оценочных умений. Дать листок с верно и неверно решёнными математическими выражениями, равенствами, уравнениями и т.д.,и дать следующие инструкции:
А)Найди и исправь ошибки.  Б) В решении выражений допущены 5 (10)  ошибок. Найди и  исправь их.
В данном  задании  проявляется  формирование   контролирующих и оценочных умений в  выявлении и исправлении ошибок.
Современные программы отражают и технологии  проектной деятельности: решении  жизненных ( компетентностных) задач, информационные  проекты, игровые ситуации.  На уроке математики можно предложить решить задачи, которые носят практический характер:  « На покраску одного квадратного метра пола расходуется 150 г краски. Сколько краски потребуется на покраску пола в комнате площадью   20кв.метров?  Хватит ли  5 кг краски, чтобы выкрасить пол в доме площадью  60  кв.метров?
Таким образом учебный материал даёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей у младшего школьника.  В  процессе выполнения  приведённых  выше   заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, причём часто не одна, а две или даже три. Кроме того подобные задания направлены  на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умении осуществлять сравнение, анализ, синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерности.
Участие  в Международных  конкурсах  « Русский медвежонок»,
« Кенгуру» и т. д. активизирует  познавательную сферу учащихся, развивает трудолюбие, умение рационально использовать время.
В  школе постоянно проводим праздники, утренники,  классные часы, беседы, экскурсии с  посещением Ботанического  сада, театров, музеев. Все эти мероприятия развивают творческую активность, познавательный интерес учащихся к истории родного края и своей Родины, способствуют формированию ключевых компетенций  учащихся. Воспитательная работа с младшими школьниками является важным направлением педагогической деятельности. Без воспитания невозможно вырастить человека, полезного обществу, умеющего свободно решать проблемы окружающей действительности, самостоятельно реализующего свои планы.
Компетентностный подход позволил развивать и формировать не элементарные знания, умения и навыки, а базовые и ключевые компетенции младшего школьника. Младший школьник, обладая  общечеловеческими  ценностями,, компетенциями учится быть конкурентоспособным членом современного общества: предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, способным решить проблемы, постоянно учиться новому и применять знания на практике, в быту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *