Компетентностный подход в начальном образовании
Красавина Светлана Николаевна
учитель начальных классов
КГУ “Средняя школа № 42” г. Петропавловска
Компетентностный подход в образовании является сегодня важнейшим требованием. Это прежде всего связано с изменениями, произошедшими в жизни. Чтобы быть состоявшимся, нужным, грамотным человеком , необходимо уметь учиться в течении всей жизни. Поэтому результативность образования, а, следовательно, и успешность выпускников зависит не от обладания информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в группах на общий результат. Компетентности определяют такое содержание образования, которое было бы ориентировано на развитие практических навыков применения знаний в реальных жизненных ситуациях. Знания не подкреплённые практическими умениями, ничего не стоят и не ценятся на рынке труда.
Основная задача учителей начальной школы – вовлечь в учебную деятельность каждого ученика, дать простор его самостоятельным наблюдениям, суждениям, умозаключениям, не сообщать ему в готовом виде то, к чему он может прийти путём собственных умственных усилий. Например , при изучении предмета « Познание мира», дети становятся первооткрывателями мира. С первого класса они учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной информации ответы на них. На уроках постоянно звучат вопросы: « Что подметили?», « Что можете сказать о ..», « Докажи…», « Сравни…» и т. д.
Очень хорошо сочетать эти методы с использованием компьютерных презентаций, которые позволяют всю палитру педагогического воздействия: свет, звук, анимацию, текст, рисунок, схему и т.д.
Творческий характер заданий, тем исследований, которые учащиеся часто выполняют в группах, делают такую форму образования наиболее востребованной, подтверждая, что такая работа способствует развитию детского творчества, позволяет реализовать ученикам свои природные задатки и способности, позволяет формировать у учащихся информационную и коммуникативную компетенции.
Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий.. В содержание учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность, как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников( индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, методу проблемного изложения, исследовательскому, осуществляется оценивание образовательных достижений ( технология портфолио).
В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т. к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат. С первого класса учителя включают в свои уроки знания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности.
Например, на уроке математики даётся задача: «Второклассники собрались в театр. В одном классе 23 чел, а во втором на 4 чел. меньше. Поместятся ли они в автобус, в котором 40 мест для сидения? Если нет, то сколько человек останутся без места?
Что нужно сделать, чтобы все смогли поехать в театр?»
Анализ задания: задание комплексное, т.к. состоит из двух простых задач, их решение-этомногооперационная деятельность. Задание продуктивное, т.к. создаёт новую ситуацию для учащихся.
Предметные компетенции: а) умение решать текстовые задачи; б)усвоение приёма вычитания и сложения двухзначных чисел с переходом через разряд в) работа со вспомогательной моделью (чертёж или краткая запись) текстовой задачи.
Социальная компетентнось: связь с жизнью.
Ключевые компетентности: а)интеллектуальная ( преобразование текста условияв чертёж (краткую запись), аналитико- синтетические умения, необходимые для поиска решения) ;б) коммуникативная (анализ условий задачи в устной форме, обоснование своего мнения); в) оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения)
Можно предложить выполнить такие задания:
– Продолжи ряд чисел: 220, 440, 660 или 340, 445, 550.
– Попытайся решить уравнение 56- у =70. Если оно не имеет решений, выполни преобразования так, чтобы его можно было решить. Постарайся найти несколько вариантов преобразования.
Комммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла. Она формируется по разному: – Назови…., расскажи…, объясни…, обоснуй…, докажи…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами…( предлагаются опорные слова) и т.д.
Начиная с первого класса у детей формируются задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания, умение оценить работу других детей:
– Сможешь ли ты выполнить…, назвать…, начертить…, нарисовать…?
– Проверь себя.., сравни свой ответ с ответом других ребят…, проверь, правильно ли выполнил работу твой товарищ и т.д.
Можно предложить задание на развитие оценочных умений. Дать листок с верно и неверно решёнными математическими выражениями, равенствами, уравнениями и т.д.,и дать следующие инструкции:
А)Найди и исправь ошибки. Б) В решении выражений допущены 5 (10) ошибок. Найди и исправь их.
В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок.
Современные программы отражают и технологии проектной деятельности: решении жизненных ( компетентностных) задач, информационные проекты, игровые ситуации. На уроке математики можно предложить решить задачи, которые носят практический характер: « На покраску одного квадратного метра пола расходуется 150 г краски. Сколько краски потребуется на покраску пола в комнате площадью 20кв.метров? Хватит ли 5 кг краски, чтобы выкрасить пол в доме площадью 60 кв.метров?
Таким образом учебный материал даёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей у младшего школьника. В процессе выполнения приведённых выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, причём часто не одна, а две или даже три. Кроме того подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умении осуществлять сравнение, анализ, синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерности.
Участие в Международных конкурсах « Русский медвежонок»,
« Кенгуру» и т. д. активизирует познавательную сферу учащихся, развивает трудолюбие, умение рационально использовать время.
В школе постоянно проводим праздники, утренники, классные часы, беседы, экскурсии с посещением Ботанического сада, театров, музеев. Все эти мероприятия развивают творческую активность, познавательный интерес учащихся к истории родного края и своей Родины, способствуют формированию ключевых компетенций учащихся. Воспитательная работа с младшими школьниками является важным направлением педагогической деятельности. Без воспитания невозможно вырастить человека, полезного обществу, умеющего свободно решать проблемы окружающей действительности, самостоятельно реализующего свои планы.
Компетентностный подход позволил развивать и формировать не элементарные знания, умения и навыки, а базовые и ключевые компетенции младшего школьника. Младший школьник, обладая общечеловеческими ценностями,, компетенциями учится быть конкурентоспособным членом современного общества: предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, способным решить проблемы, постоянно учиться новому и применять знания на практике, в быту.