Активизация познавательной деятельности учащихся через использование ТРКМ

Виляда Вера Григорьевна
Учитель истории
КГУ ОШ (РЦ) №12 г.Абай, Карагандинская область

Одним из главных направлений модернизации современного образования Республики Казахстан является компетентностный подход, который предполагает создание учителем условий для самостоятельного добывания знаний учащимися и развития у них способности применять эти знания в незнакомых ситуациях. Однако современного ученика достаточно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Это связано с тем, что современные дети испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и главная причина этого в плохом уровне развития критического мышления.

Критическое мышление – это оценочное, рефлексивное мышление. Ученик, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения. Также он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов. Критическое мышление – это не просто отдельный навык или умение, а сочетание многих умений.   Поэтому перед современным учителем возникает множество вопросов: как улучшить качество и эффективность образования, как повысить мотивацию учащихся, как сделать урок интересным и понятным, как развивать способности учащихся и активизировать познавательную деятельность. В связи с этим учителю необходимо знать разнообразные стратегии и педагогические подходы обучения и, в первую очередь, необходимо владеть технологией по развитию критического мышления (ТРКМ).

ТРКМ – это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать учащихся, предоставить им условия для обобщения информации, способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии. Целью данной образовательной технологии является развитие мыслительных навыков у учащихся, необходимых не только в учебном процессе, но и в обычной жизни. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

На стадии «вызова», присутствие которой обязательно на каждом уроке, деятельность учителя направлена на актуализацию у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Полученная информация записывается и обсуждается. Работа может осуществляться как в группах, так и индивидуально.

На стадии «осмысления» изучается новый материал, новая информация связывается с уже имеющимися знаниями. На этом этапе учащиеся читают, слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

На стадии «рефлексии» учащиеся используют полученные навыки, анализируют информацию, задают вопросы, выносят оценочные суждения. То есть, учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. Здесь работа может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.

Три описанные стадии занятия с точки зрения традиционного урока не представляют какой-то новизны для учителя. Они всегда присутствуют, только называются по иному, где «вызов» — это актуализация имеющихся знаний или введение в проблему, «осмысление» — изучение нового материала, а «рефлексия» — это закрепление материала, проверка усвоения. Однако существуют определённые правила проведения уроков по развитию критического мышления. Во-первых, абсолютно все учащиеся должны быть вовлечены в работу. Для этого можно использовать короткие выступления при обсуждении темы, метод «Мозаика», «Корзина идей» и т.д. Во-вторых, необходимо позаботиться о психологической подготовке учащихся. Очень важно поощрять каждого ребёнка за активное участие в работе, предоставлять возможность каждому для самореализации. Необходимо принимать во внимание все мнения, даже неправильные. В-третьих, количество учащихся в классе не должно превышать 30 человек, так как при делении на группы количество участников каждой из них максимально может составлять 5-6 человек. Только при таком условии возможно продуктивная работа в группах. При этом необходимо, чтобы группы были примерно равны по силам.

Роль учителя в ТРКМ заключается в том, чтобы направлять усилия учащихся в определённое русло; создавать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дать учащимся возможность самостоятельно делать выводы.

ТРКМ очень много, но есть такие, которые можно применять абсолютно на всех предметах и на всех стадиях урока. Это такие приёмы как:

§  «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

§  «Верите ли вы, что …».

§  «Толстые и тонкие вопросы».

§  «Кластер».

§  «Фишбоун».

§  «Концептуальная таблица».

§  «Чтение с пометками INSERT».

§  «Написание эссе».

§  «Синквейн».

§  «Мозговой штурм».

Однако, необходимо отметить, что первым шагом на пути к критическому мышления является знакомство участников, прежде всего, с «правилами игры». Это умение рефлексировать по поводу своих занятий, своей деятельности. Также одним из синонимов критического мышления является мышление свободное, независимое. Чем больше наблюдение, тем меньше свободы у того, за кем наблюдают. Ситуация выбора, диалог, работа в группе, дискуссия – учебные ситуации «ненаблюдения». И ещё одним главным «китом» критического мышления является мотивация. Ситуации, возникающие на уроках, могут высветить собственные недоработки учащихся в обучении. Рефлексия после занятия приводит к возникновению мотивации иного уровня – внутренней мотивации, которая сильнее внешней. Ведь внутренняя мотивация – это осознанное стремление к успеху, желание исправить ошибки, поиск адекватных методов и приёмов. Уровень рефлексии влияет на уровень мотивации.

Использование ТРКМ и групповой формы работы однозначно влияет на мотивацию учащихся к обучению. Повышение учебной мотивации, в свою очередь, приводит к высоким результатам качества знаний учащихся. Необходимо отказываться от занятий традиционного типа и использовать ТРКМ, но это должно быть не случайное использование. Использование этих технологий постоянно и в системе приведёт к высоким результатам обучения, так как учащиеся будут приобщаться к самостоятельному добыванию знаний посредством широкого использования базовых программ, составляющих определенную систему информационного пространства, самостоятельной деятельности по закреплению и углублению знаний и навыков, получаемых на занятиях, что и способствует в будущем формированию специалистов высокой  квалификации.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.