Открытый урок по познанию мира «Органы пищеварения и их работа»
Артёмова Галина Владимировна
г. Павлодар ГУ «Средняя общеобразовательная профильная школа №36
экологической направленности города Павлодара»
учитель начальных классов
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися понятия «пищеварительная система», её значение в жизни человека и особенностей строения»
Задачи:
Образовательные:
1.Обеспечение усвоение следующих знаний:
а) органы пищеварения, здоровое питание;
б ) функции органов пищеварения.
2 Формирование специальных знаний по предмету.
3 Формирование общеучебных навыков:
а) работа с текстом;
б) планирование учебных действий;
в) формирование навыков взаимоконтроля и самоконтроля.
Развивающие:
1 В целях развития у школьников умения выделять главное , существенное в изучаемом материале обеспечить в ходе урока:
а) формирование умения сравнивать;
б) формирование умения обобщать.
2.В целях развития речи обеспечить работу в группах, парах.
Воспитательные:
1 Понимание важности приобретаемых знаний.
2 В целях профилактики утомляемости обеспечить чередование устных и письменных заданий.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: учебник по ПМ 3 класс «Алматы китап», интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки по КОЗ, тест , памятка о правилах питания, карточки- схемы.
Ход урока
1 Организационный момент.( зафиксировать время)
Весёлый прозвенел звонок!
Мы начинаем наш урок. Давайте поприветствуем гостей.
Мотивация
– Девиз нашего урока- «Хочу всё знать!» слайд1
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Сл.учителя: Сегодня у нас необычный урок , вы будете в роли исследователей, работа трудная, но интересная, поэтому пожмите друг другу руки и пожелайте успехов. Мы открываем научно-творческую лабораторию.
Мы с вами будем придерживаться этапов нашей творческой лаборатории.
Этапы лаборатории:
- Постановка задач.
- Наблюдение.
- Теория.
- Исследование.
- Составление памятки.
Оценивать свою работу вам надо самостоятельно в оценочных листах.
2 Актуализация опорных знаний.
Проверка изученного, тест « Органы дыхания и кровообращения».
Пред вами лежат тесты. Вам надо прочитать, обвести букву рядом с правильным ответом. Выписать буквы правильных ответов в одну строчку под тестом.
Тест по теме « Органы дыхания и кровообращения»
- Где находится сердце?
П) В левой части грудной клетки
К) В правой части грудной клетки
С) В мышцах
- Какой величины сердце?
Е) С тетрадную страницу
И) С кулак
Ю) С воздушный шар
- Как работает сердце?
Ф) Как трактор
Т) Как насос
Ш) Как автобус
- Без чего человек не может прожить более 2-х минут?
О) Без еды
А) Без воздуха
У) Без воды
- Куда поступает воздух во время дыхания?
Н) В легкие
Л) В сердце
М) В голову
- Где расположены легкие?
Е) В сердце
И) В грудной клетке
Ю) В спинном мозге
- В каком помещении человек легко дышит?
Ю) В красивом
Е) В проветренном
Я) В большом
Ключевое слово «Питание»
Какое слово получилось?
Давайте проверим. Пожалуйста,….., подойди к доске, ты- эксперт по этому вопросу.(надеваю шляпу эксперта)
Ученик выстраивает слово ПИТАНИЕ.
Поднимите руку те дети, которые получили это слово. Взяли в руки оценочные листы. Оцените свою работу, за каждую правильную букву 1 балл
Это одно из ключевых слов нашего урока.
Как вы думаете «Питание» важная функция в жизни человека? (Да)
Что в организме человека отвечает за питание? ( ответы уч-ся)
Всё верно, а как это называется одним словом?
3 Знакомство с новой темой.
Выход на слово Пищеварение.
Тема :«Органы пищеварения и их работа»
Сл уч. Откройте тетради и запишите тему нашего урока. Далее мы работаем по карточкам.
Раз у нас творческая лаборатория, то исходя из темы сформулируйте задачи урока. (ответы фронт)
Если всё обобщить, то давайте выделим две задачи.
Задачи:
1Получить представление об органах пищеварения;
2 Узнать правила правильного питания.
С первым этапом работы творческой лаборатории, постановкой задач , мы справились.
Продолжаем. Древним мудрецам принадлежат слова : «Мы едим для того, чтобы жить, а не для того, чтобы есть»
А как вы думаете, зачем человек ест? Без пищи человек не может жить,
Наблюдение.
Приступаем к наблюдениям. Знакомство с пищеварительной системой.
Где же происходит процесс пищеварения? Оказывается, он начинается ещё до того, как пища попадает в рот.
Кто любит лимон? …. Будете есть лимон, а вы понаблюдайте за своими ощущениями. ( ответы уч-ся)
Вы все заметили, что во рту началось выделение слюны. Это и есть начало процесса пищеварения. Ваш организм настроился на приём пищи.
Что же будет дальше с пищей в нашем организме?
И какие органы принимают участие в процессе переработки пищи в нашем организме? Об этом вы узнаете сами из теории.
Перейдём к теоретическому материалу. Возьмите голубые карточка, на которых я распечатала необходимый вам для работы материал по вариантам 1 и 2 вариант.
Возьмите в руки карандаш, прочитайте текст и выделите в нём ключевые – главные слова.
Работа в паре с применением методики КСО ВПТ.
Проверяем по ключу.
1 вариант ваши ключевые слова какие?
( ответы детей)
Давайте проверим по ключу на доске: (проговариваем все)
1 Ротовая полость
2 Глотка
3 Пищевод
4 Желудок
5 Печень
6 Кишечник
7 Прямая кишка.
Учитель: Обобщите, назовите это одним словосочетанием.
Пожалуйста, к доске эксперт. ( ребёнок выводит словосочетание «органы пищеварения»
Учит: 2 вариант, а ваши какие опорные слова? ( ответы детей).
- органы пищеварения извлекают из продуктов питательные вещества;
- Способствуют росту и правильному развитию организма .
Пожалуйста, эксперт со 2-го варианта подойди к доске и обобщи, как называются эти действия органов пищеварения?
( ребёнок выводит «функции пищеварения»). Так же дети второго варианта могут обратить внимание на понятие « разнообразная пища». Об этом мы будем говорить чуть позже.
Возьмите оценочные листы. Если понятия, которые вы выделили, совпадают с ключом, то ставьте 8 баллов. За каждый правильный ответ 1 балл.
Работа в паре. Проговорите друг другу, полученную и прочитанную вами информацию.( КСО ВТП)
Первый вариант : ротовая полость- глотка- пищевод- желудок- печень- тонкая кишка- толстая кишка- это органы пищеварения.
Второй вариант: питательные вещества – рост и правильное развитие организма- разнообразная пища- усвоение питательных веществ- это функции пищеварительной системы.
4 Физ. Минутка
А теперь самое время для весёлой физ.минутки.
Быть здоровым, смелым, сильным
Нам помогут витамины.
В руки яблоко берём и жуём,
жуём, жуём.
А потом грызём морковку,
Чтоб быть быстрым,
Бодрым ловким.
5 Отработка темы.
Работа в группе. Рассмотрите карточки- схемы и посоветуйтесь в группах. Обозначьте органы пищеварения на картинках, расставьте в правильном порядке числа.
Работа с интерактивной доской . Пожалуйста, следующим экспертом по данному вопросу будут по 1 представителю от группы. ( ответы детей)
Эксперты расставляют «органы пищеварения» и рассказывают «путешествие пищи».
- Ротовая полость
- Глотка
- Пищевод
- Желудок
- печень
- кишечник
- прямая кишка.
Сл. уч. Как вы думаете с первой задачей нашей лаборатории мы справились? (Да)
Теперь переходим ко второй задаче «Узнать правила правильного питания»
И поможет нам в этом Врач- диетолог. Давайте поприветствуем его
Врач- диетолог: Я специалист, занимающийся организацией правильного питания. Ко мне на приём приходят люди, которым надо помочь правильно составить диету полезную для здоровья. Все мы питаемся правильно или неправильно . От этого много зависит. Мудрецы прошлого предупреждали: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье , только тогда, когда его уже нет». Прислушайтесь к этим словам и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можем позаботиться только мы сами. Я дарю вам памятки правильного питания. Мне надо уходить. Желаю вам здоровья!
Учитель: Дорогой, доктор …, предложи эти памятки здорового питания нашим гостям. Пусть они будут здоровы и счастливы.
Врач- диетолог: Здоровья вам, уважаемое жюри! Мне надо уходить. Желаю всем здоровья!
Учитель: Спасибо уважаемый доктор, а мы сами попытаемся составить правила правильного питания. Для этого вы самостоятельно поработаете с заданием.
КОЗ.
Ключевая компетентность: регулятивная.
Аспект: умение составлять правила питания.
Стимул: здоровый образ жизни.
Карточка.
Стимул: Представь, что ты врач-диетолог. Ты решил(а) составить правила правильного питания для школьников.
Задачная формулировка: Прочитай правила питания. Вычеркни лишнее. Это тебе поможет в составлении памятки по правильному питанию для первоклассников.
Источник информации:
1 Нужно есть разнообразную пищу.
2 Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц.
3 В твоём рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.
4 Мучного и сладкого надо есть поменьше.
5 Не надо есть много жареного, копчёного, солёного, острого.
6 Нужно стараться есть в одно и то же время.
7 Жареная, копчёная, солёная, острая пища может быть вкусной. Ешь её побольше.
8 Утром перед школой надо обязательно завтракать.
9 Перед школой утром поспи подольше, можно инее завтракать.
10 Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
11 Перед сном покушай плотно.
Бланк .
Инструмент проверки: ключ . 1-1
2-4
3- 5
4- 6
5- 8
6- 10
За каждый правильный ответ 1 балл. Оцените свою работу в оценочном листе.
А вот эти правила вам предложил врач-диетолог. Прочитаем ещё раз эти правила.
Учитель: Вернёмся к нашей второй задаче. Справились с заданием? (Да)
6 Итог.
Учитель: Работа нашей лаборатории подходит к концу. Давайте оценим свою работу. Возьмите оценочные листы и поставьте себе оценку за урок по количеству баллов. (оценивание)
Подведём итоги:
1Из каких органов состоит пищеварительная система?
2 Важно ли правильно питаться?
7 Рефлексия.
Хорошо, тогда поиграем. Игра «Вредные и полезные продукты».
Если полезный продукт- хлопаем в ладоши, вредный – топаем ногами.
«Апельсины, гамбургеры, сыр, шоколад, рыба, чипсы, яйца, жевательная резинка, соки, энергетические напитки, каши…» Спасибо!
8 Домашнее задание:
Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник стр. 34-35., найди пословицы о питании, составь кроссворд «Овощи и фрукты», «Витамины»
Учитель: Помните ребята, здоровье и ваше хорошее настроение во многом зависит от правильного питания.
Желаю всем здоровья и хорошего настроения!
Метки: Открытый урок по познанию мира «Органы пищеварения и их работа»