Влияние компьютера на человеческое здоровье


 Омаржанова Гульмира Кенесовна
Учитель основы проектной деятельности
 КГУ «Школа-лицей №101» города Караганда

Содержание:

 

1.       Введение ……………………………………………………………………………….3

2.       Обзор литературы………………………………..………………………………..…4

2.1   Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг

и помощник?………………………………………………………………………………………4

2.2       Основные негативные факторы при работе за компьютером……………5

2.3  Беречь здоровье, работая за компьютером………………………………..6

3.       Результаты исследования……………………………………………..…………….8

4.       Выводы……………………………………………………………………………….10

5.       Литература……………………………………………………………………………12

6.       Приложения……………………………………………………………………..…..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

 

Цель работы.  Изучение влияния компьютерного излучения на нервную систему школьника, а именно на процессы памяти, влияние компьютера на наблюдательность, на концентрацию внимания, на избирательность внимания.

Задачи исследования.

1.          Изучение литературных источников по выбранной теме

2.          Отбор материала для исследования (тесты)

3.          Проведение  эксперимента и оценка результатов

4.          Формулирование выводов исходя из результатов эксперимента

Актуальность данной темы заключается в том, что в связи с процессом глобаль­ной компьютеризации жизни че­ловека возникают вопросы о вли­янии компьютера на его организм и в первую очередь на его физи­ческое и психическое здоровье. Особое внимание должно быть уделено изучению влияния ком­пьютера на здоровье школьни­ков. Такое исследование необходимо для выявления круга возможных профессиональных заболеваний пользователей компьютеров, раз­работки методов их профилакти­ки, диагностики и лечения.

Гипотеза. По данным научных исследований электромагнитное излучение отрицательно сказывается на жизнедеятельности живых существ. Следовательно можно спрогнозировать в результате эксперимента мы будем наблюдать ухудшение памяти школьников, концентрации внимания, наблюдательности.

Методы исследования.  Анализ литературных источников,  эксперимент (тестирование), статистическая обработка результатов тестирования, графическая обработка результатов тестирования.

В работе использовались методы наблюдения за учениками во время компьютерных занятий,  анкетирование, диагностика внимания, утомляемости и психики с помощью тестов, анализ результатов. Исследования проводились до и после работы на компьютере на уроках информатики и на уроках без применения компьютеров.

 

 

2 Обзор литературы

2.1 Компьютер. Что это: новая угроза для здоровья или современный друг и помощник?

 

Влияние компьютера на здоровье человека – одна из спорных тем, горячо обсуждаемых современными врачами. До сих пор не доказано его прямое вредное воздействие на человеческий организм. Существуют лишь определенные факторы, располагающие к возникновению проблем со здоровьем у людей, являющихся активными пользователями компьютеров.
Впрочем, при соблюдении правильного режима работы их вредоносное воздействие можно свести к минимуму.

Все зависит от того, как подойти к организации работы на компьютере. При неправильной организации рабочего места и времени работы могут стать реальностью все те страшилки, которыми он окружен.

Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете.

Компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от работоспособности этих дорогостоящих кусков цветного металла.

При работе на компьютере мы забываем о том, что получаем от него не только пользу в виде знаний, но и вред для нашего здоровья.

Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ребенок ожидал, поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – достаточно следить, чтобы чадо выполняло те правила, которых придерживаетесь вы сами, сидя за компьютером.

Плюсы:

– быстрые поиск и обработка информации (рефератов, курсовых, презентаций и т.д.)

– удобнее изучать предметы (интерактивные курсы на дисках);

– в компьютерной сети есть масса учебных материалов и пособий;

– возможность слушать любимую музыку во время работы;

– чтобы написать письмо родителям или другу, не надо куда-то бежать;

– множество чатов, где можно познакомиться с новыми друзьями и отдохнуть;

– огромное количество юмора в сети Интернет;

Минусы:

– наличие компьютера в своей комнате дает кучу соблазнов (игры, чаты), что негативно сказывается на учебе;

– компьютер дома – это всегда толпа гостей в комнате в виде друзей и родственников, жаждущих Интернет и чая с плюшками. Это ОЧЕНЬ отвлекает и мешает учебе;

– очень часто компьютер становится причиной конфликтов между его пользователями;

– компьютер требует финансовых затрат на ремонт, модернизацию, оплату доступа к сети и т.д.

– в Интернет есть готовые домашние задания, которые не заставляют работать головой!

 

2.2 Основные негативные факторы при работе за компьютером

 

1.       Сидячее положение в течение длительного времени; Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.

Это действительно один из наиболее вредных аспектов работы за компьютером. Застой крови в области малого таза, нагрузка на опорно-двигательный аппарат, отложение солей, сколиоз и остеохондроз, варикозное расширение вен, ожирение – вот неполный список того, к чему может привести работа в сидячем положении. С другой стороны, работа за компьютером – далеко не единственная в этом плане, ведь не секрет, что термин «сидячая работа» возник еще задолго до появления чудо-машины.

2.       Негативное воздействие на зрение.  Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

3.       Воздействие электромагнитного излучения. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля, от монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское  излучение…

Исключение могут составить лишь обладатели старых мониторов – но таких становится все меньше.

4.       Нагрузка на суставы кистей рук во время работы на компьютере может привести к онемению и слабости подушечек пальцев, как следствие – к нарушению работы суставов кисти.

5.       Воздействие пыли и грязи, накопленных в компьютере, на клавиатуре и мышке. Ученые утверждают, что на клавиатуре микробов в сотни раз больше, чем на крышке унитаза – отсюда так называемая «болезнь грязных рук». А пыль в системном блоке может привести к различным аллергическим реакциям (что все равно не сравнимо, скажем, с обилием пыли на книжных полках, с которым ежедневно приходится сталкиваться работникам библиотек).

6.       Стресс при потере информации. Если компьютер “зависает”, в результате действия вирусов, поломки носителей, сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.

7.       Зависимость психического характера. При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми ребенок ищет то что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере.

Особенно чревата компьютерная зависимость для неустойчивой психики подростков. Аналогичной может быть разве что зависимость от азартных игр (игровые автоматы, казино). Игромания, Интернет-зависимость могут привести к нарушениям аппетита, сна, раздражительности, нарушению внимания, памяти, повышенной усталости, депрессивности, стрессу. Это, в свою очередь, приводит к возникновению более серьезных заболеваний нервной и сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, гастрита, язвенной болезни, импотенции.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей.

Компьютерные игры – один из способов «аддиктивной реализации», т.е. ухода от реальности.

Кибераддикты – это люди, предпочитающие скрываться от реальных проблем в виртуальном мире. Основной критерий, отделяющий обычное увлечение компьютерными играми от зависимости, – отсутствие или наличие вреда физическому и психическому здоровью, социальной жизни.

Избыточное пользование компьютером – проведение большей части досугового времени, в том числе и ночного, за ним, использование карманных компьютеров для развлечений в пути следования по городу, в метро. Время тратится на пользование компьютером, просмотр DVD-дисков и телепередач в ущерб учебной, производственной деятельности и состоянию здоровья.

В настоящее время интенсивно обсуждается феномен наркозависимости от Интернета, или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD).

Если для формирования традиционных видов зависимостей требуются годы, то для Интернет – зависимости этот срок резко сокращается.
2.3 Беречь здоровья, работая за компьютером

 

Чтобы защитить от вредного воздействия глаза, нужно периодически (раз в 15-20 минут) отводить взгляд от экрана: посмотреть в окно, например. Хороша гимнастика для глаз: вращение глазными яблоками, частое моргание, сосредоточенность на одной точке и т.д.

Раз в час нужно отрываться от работы в сидячем положении: просто походить по комнате, сделать несколько упражнений для разминки суставов, предотвращения застоя крови (очень хороши приседания, наклоны туловища).

Не стоит забывать о соблюдении режима питания и сна. Если питаться «подножным» кормом и засиживаться за компьютером до двух часов ночи, организм немедленно объявит «забастовку». Прогулки на свежем воздухе, отказ от вредных привычек также не повредят.

Чтобы избежать усталости позвоночника, нужно соблюдать правильную осанку. Не секрет, что правильно подобранные стул и высота стола – залог комфорта во время работы за компьютером.

Компьютеру также необходим надлежащий уход. Хотя бы изредка следует снимать крышку системного блока и аккуратно пылесосить детали, на которых скопилась пыль. Особого ухода требует клавиатура – не реже, чем раз в месяц, ее нужно разбирать и обрабатывать детали, предотвращая накопление грязи (а значит, всевозможных микробов, грибков, вирусов).

В итоге, чтобы защитить себя от непоправимых последствий в будущем необходимо соблюдать правила работы на компьютере:

1.       Расстояние от лица человека до монитора должно быть не менее 60-70 см.

2.       Помещение во время работы с компьютером должно быть хорошо освещено. Причем освещение в помещениях с ПК должно быть смешанным: естественным, – за счет солнечного света, – и искусственным.

3.       Следует избегать большого контраста между яркостью экрана и окружающим пространством.

4.       Запрещается работа с компьютером в темном или полутемном помещении.

5.       Необходимо периодически во время работы проводить гимнастику для глаз.

6.       Во время работы за компьютером также необходимо соблюдать правильную осанку.

Элементарное соблюдение этих «правил безопасности» позволит свести к минимуму вредное воздействие компьютера на организм человека.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методики исследования

 

В исследовании принимало участие 120 ученика КГУ «Школа-лицей №101»  в разном возрасте (5, 6, 7 и 8 класс)

Основными методами исследования в данном эксперименте использованы:

1.  письменное тестирование

2.  статистический анализ

 

Исследование проводилось в два этапа

I этап. Опыт. На уроке информатики.  Работа с компьютером

II этап. Контроль. Отсутствие на  уроке работы с компьютером

 

В работе использованы:

·   тесты для определения качества запоминания. (см. Приложение 1 );

 

3.1. Исследование влияние компьютера на качество запоминания

 

Для определения изменения объёма запоминания использовался статистический подсчёт данных и построение диаграмм.

Проводилось два теста на слуховую и зрительную память

 

Тест на слуховую память

Протестировано 120 учащихся 5-8 класс

 

После 30 мин. работы за компьютером:

Высокий уровень запоминания                0%

Нормальный уровень запоминания       67%

Низкий уровень запоминания                33%

 

После  работы на уроке без компьютера:

Высокий уровень запоминания              30%

Нормальный уровень запоминания       58%

Низкий уровень запоминания                12%

 

В контрольном опыте, когда в течении урока не использовалась работа с компьютером и прочей электронной техникой, изменение памяти очень невелико.

 

Тест на зрительную  память

Протестировано 62 ученика 7-8 классов

После  работы на уроке без компьютера:

Высокий уровень запоминания                0%

Нормальный уровень запоминания     73,9%

Низкий уровень запоминания               26,1%

 

После 30 мин. работы за компьютером:

Высокий уровень запоминания             0%

Нормальный уровень запоминания      65%

Низкий уровень запоминания               35%

 

После обработки результатов тестирования и построения диаграмм хорошо заметно, что после работы за компьютером память учащихся ухудшилась.

 

3.2. Исследование влияние компьютера на наблюдательность

 

Цель исследования: установить уровень наблюдательности учеников до и после работы за компьютером.

Процедура исследования:  В исследовании наблюдательности принимали участие 36 учеников 5-х классов. С помощью проектора испытуемым были предложены для рассмотрения две картинки с 10-ю отличиями, в течение 2 минут, респонденты на листочках указывали найденные в картинках отличия. После выполнения практической работы на компьютере учащимся был предложен данный тест исследования, но с другими картинками.

Исследовав результаты учащихся я выяснил, что заметное снижение наблюдательности произошло у 6 учащихся из 36, что составило 15% от общего числа учащихся. У 37% учащихся результаты не изменились, а у 52% даже улучшились результаты на 1-2 пункта.

Выводы: по результатам проведенного теста выявлено, что компьютер существенно не снижает наблюдательность подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры  вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.

Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера как одного из средств современных информационных технологий на организм пользователя.

Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.

Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий сильно влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой регламентации рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических мероприятий по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и все своё свободное время. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии.

Я считаю, не так страшно во что они играют, как сколько времени проводят за компьютером. Ребенка необходимо научить контролировать свое время (и прежде всего время, проведенное за компьютером), свои эмоции и чувства. Детям рекомендуется проводить за компьютером не более 2-3 часов в день и поменьше играть, лучше что-либо изучать или обучаться в игровой форме .Санитарные правила определяют, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя ПК не должна превышать 2 часов, ребенка — от 10 до 20 минут в зависимости от возраста. Минимальный перерыв – 15 минут. Важно, что в случаях появления у работающих дискомфорта или неприятных ощущений, администрация обязана ввести индивидуальный график работы (или перевести на работу, не связанную с ПК).

Развитие новых технологий обучения в школе, требует  хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше  сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.

Компьютер – это наше будущее. Работа на нем обучает детей новому способу, более простому и быстрому, получения и обработки информации. А умение получить     необходимый для работы материал и быстро его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи. С другой стороны – нельзя уповать только на компьютер. В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Обойтись без них человечество уже не может. Однако, следуя в ногу со временем важно помнить о том, что здоровье – важная составляющая нашей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.                     Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых. – СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003.

2.                     www.mednovosti.ru;  www.inopressa.ru;  www.coder.kiev.ua.

3.                     Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. –  М.:АСТ, Мн.: Харвест, 2002. – 576 с.:ил. – с.164, 217

4.                     Разумова Т. Компьютерный яд. //Наука и жизнь. – №6 – 2002

5.                     Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2. – С.145-151.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *