Занятие по развитию речи «Зимующие птицы»
Оспанова Дина Рустамовна
Воспитатель ГККП «Детский сад «Шанырак»
при ГУ «Отдел образования» Жаркаинского района
Цель: расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании
Задачи:
Словарь: Активизировать и обогащать словарь
ЗКР:совершенствовать слуховое восприятие,внимание,выразительность речи
ГСР:продолжать учить детей согласовывать слова в роде,числе,падеже.
СР:формировать умение поддерживать разговор,отвечать на вопросы,описывать увиденное на картинке
Познавательная: уточнить представления детей о жизни птиц в зимнее время. Нацелить детей на помощь им.
Воспитательная: воспитывать в детях заботливое отношение к птицам.
ХОД
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй,маленький дубок!
Здравствуй,утро,здравствуй,день!
Нам здороваться не лень!
-Ребята, какое сейчас время года? – правильно, Зима ,прошло уже два зимних месяца – декабрь и январь. А какой сейчас месяц идет? Зима уже приближается к концу, давайте вспомним, какая она – зима. (холодная, снежная, морозная, веселая, скользкая, белая)
Предлагаю детям рассказать о зиме, используя опорные картинки. (мнемотаблица)
Рассказ детей: Вся земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, без листьев. На улице холодно. Все люди надели тёплую одежду. Зимнее солнце светит, но не греет. Птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель: Почему многие птицы улетают в тёплые края?
Дети: Потому, что они боятся холодов и они не могут добывать себе достаточно корма.
Воспитатель: Как одним словом называются птицы, которые улетают?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Ребята, а все ли птицы улетают?
Дети: Нет не все, некоторые остаются.
Давайте заглянем в зимний лес. Кого вы здесь видите?(волк,лиса,заяц,белка)-Как назвать одним словом их?
Почему не видно медведя и ежа? (спят)
А где же птицы? В зимнее время птицам очень холодно и очень трудно добывать себе пищу в таком глубоком снегу. Поэтому птицы стремятся приблизиться к человеческому жилью, в надежде, что здесь им будет легче отыскать себе корм, что люди помогут им пережить холодную зиму
Какие же птицы остались зимовать? Давайте вспомним
Послушайте загадки и,отгадав их, на экране появится птичка
- Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей) -Выставляю картинку воробья.
— Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета).
- Верещунья — белобока, А зовут ее? (Сорока)
— Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
- Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
— Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
- Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)
(Появляется картинка с изображением синички) — Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые) – У синичек грудки желтые, а головки и крылья черно—синие или серые
- Окраской – сероватая, повадкой — вороватая.
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
(появляется картинка с изображением вороны)
— Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
— Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, ворона, синица).
— Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)
– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.. Ребята, скажите, как называется наш поселок,где мы с вами живем?
— А как вы думаете, а у нас в Затобольске эти птицы есть? ( да)
Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна.
- Работа по описанию и сравнению птиц.
Воспитатель — Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
Воспитатель – Для чего птицам крылья? (летать)
Воспитатель – Для чего птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки,гребет)
Воспитатель — Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»
Воспитатель — Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
Воспитатель — Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест — на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
Воспитатель — Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Незаметно убираю воробья- Какой птички не стало?
Давайте отдохнем и превратимся в веселых и шустрых воробьев
Физминутка :
Воробьи-воробушки,серенькие перышки
Клюйте.клюйте крошки у меня с ладошки
Нет, с ладошки не клюют, и погладить не дают
Как же нам поладить, чтоб могли погладитЬ?
— Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?
Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц: пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют: Чем можно угостить птиц?
Игра: «Птичья столовая»
Воробей – хлебные крошки,
Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек,
Синичка – любит сало,
Ворона и Сорока – всеядные. Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки.
Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц, наше угощение положим им в кормушку (дети называют для кого корм и ложат в кормушку)
ПГ «Птички к дому прилетели..»
Воспитатель: А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса
Игра «Кто как голос подает?»
Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!
Ворона — каркает — кар – кар!
Сорока — стрекочет — ча – ча- ча!
Синица — щебечет — синь- синь- синь!
Снегирь — посвистывает- фью-фью-фью!
Воспитатель: Вы слышите, это птички у кормушки щебечут, радуются, благодарят вас за угощение?(включаю аудиозапись)
Итог: О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.