Занятие по развитию речи «Зимующие птицы»


Оспанова Дина Рустамовна

Воспитатель  ГККП «Детский сад «Шанырак»

при ГУ «Отдел образования» Жаркаинского района

 

Цель: расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании

Задачи:

Словарь: Активизировать и обогащать словарь

ЗКР:совершенствовать слуховое восприятие,внимание,выразительность речи

ГСР:продолжать учить детей согласовывать слова в роде,числе,падеже.

СР:формировать умение поддерживать разговор,отвечать на вопросы,описывать увиденное на картинке

Познавательная: уточнить представления детей о жизни птиц в зимнее время. Нацелить детей на помощь им.

Воспитательная: воспитывать в детях заботливое отношение к птицам.

 

ХОД

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно

Здравствуй,солнце золотое!

Здравствуй,небо голубое!

Здравствуй,вольный ветерок!

Здравствуй,маленький дубок!

Здравствуй,утро,здравствуй,день!

Нам здороваться не лень!

-Ребята, какое сейчас время года? – правильно, Зима ,прошло уже два зимних месяца – декабрь и январь. А какой сейчас месяц идет?  Зима уже приближается к концу, давайте вспомним, какая она – зима. (холодная, снежная, морозная, веселая, скользкая, белая)

Предлагаю детям рассказать о зиме, используя опорные картинки.          (мнемотаблица)

Рассказ детей: Вся земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, без листьев. На улице холодно. Все люди надели тёплую одежду. Зимнее солнце светит, но не греет. Птицы улетели в тёплые края.

Воспитатель: Почему многие птицы улетают в тёплые края?

Дети: Потому, что они боятся холодов и они не могут добывать себе достаточно корма.

Воспитатель: Как одним словом называются птицы, которые улетают?

Дети: Перелётные.

Воспитатель: Ребята, а все ли птицы улетают?

Дети: Нет не все, некоторые остаются.

Давайте заглянем в зимний лес. Кого вы здесь видите?(волк,лиса,заяц,белка)-Как назвать одним словом  их?

Почему не видно медведя и ежа? (спят)

 

А где же птицы? В зимнее время птицам очень холодно и очень трудно добывать себе пищу в таком глубоком снегу. Поэтому птицы стремятся приблизиться к человеческому жилью, в надежде, что здесь им будет легче отыскать себе корм, что люди помогут им пережить холодную зиму

Какие же птицы остались зимовать? Давайте вспомним

Послушайте загадки и,отгадав их, на экране появится птичка

 

  1. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей) -Выставляю картинку воробья.

 

— Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета).

  1. Верещунья — белобока, А зовут ее? (Сорока)

— Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)

  1. Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

— Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)

  1. Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка)

(Появляется картинка с изображением синички) — Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые) – У синичек грудки желтые, а головки и крылья черно—синие или серые

 

  1. Окраской – сероватая, повадкой — вороватая.

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

(появляется картинка с изображением вороны)

— Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)

 

— Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, ворона, синица).

— Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас)

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом..                                                                                                          Ребята, скажите, как называется наш поселок,где мы с вами живем?

— А как вы думаете, а у нас в Затобольске эти птицы есть? ( да)

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Я с вами согласна.

  1. Работа по описанию и сравнению птиц.
    Воспитатель — Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).
    Воспитатель – Для чего птицам крылья? (летать)
    Воспитатель – Для чего птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки,гребет)
    Воспитатель — Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»
    Воспитатель — Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?
    Воспитатель — Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест — на еловых ветках, снегири на веточках рябины.
    Воспитатель — Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Незаметно убираю воробья- Какой птички не стало?

Давайте отдохнем и превратимся в  веселых и шустрых воробьев

Физминутка :

Воробьи-воробушки,серенькие перышки

Клюйте.клюйте крошки у меня с ладошки

Нет, с ладошки не клюют, и погладить не дают

Как же нам поладить, чтоб могли погладитЬ?

 

— Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?

Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц: пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют: Чем можно угостить птиц?

Игра: «Птичья столовая»

Воробей – хлебные крошки,

Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек,

Синичка – любит сало,

Ворона и   Сорока  – всеядные. Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки.

Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц, наше угощение положим им в кормушку (дети называют для кого корм и ложат в кормушку)

ПГ «Птички к дому прилетели..»

Воспитатель: А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса

Игра «Кто как голос подает?»

Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!

Ворона — каркает — кар – кар!

Сорока — стрекочет — ча – ча- ча!

Синица — щебечет — синь- синь- синь!

Снегирь — посвистывает- фью-фью-фью!

 

Воспитатель: Вы слышите, это птички у кормушки щебечут, радуются, благодарят вас за угощение?(включаю аудиозапись)

 

Итог: О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *