Статья «Самостоятельная работа учащихся на уроках математики, как способ развития познавательной активности через применение интерактивных технологий»

 Верховская Елена Анатольевна
 учитель математики КГУ «Журавлевская средняя школа» Буландынский район Акмолинская область

Обновление школы в условиях перехода к обществу, использующему информационные технологии, включает в себя использование таких качеств как способность самостоятельно решать познавательные, гражданские, общественные и другие проблемы. Задачей школы является учебная, проектная и созидательная деятельность и достижение в ней успеха.

Основную задачу своей педагогической деятельности вижу в создании на уроках математики такой образовательной среды, которая способствует самореализации учеников, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности, развитие самостоятельных навыков.

Для достижения своей цели и поставленных мною задач выбрана тема самообразования «Самостоятельная работа учащихся на уроках математики и внеклассных мероприятиях». Применение интерактивных технологий способствует выработке самостоятельности, заинтересованности учащихся в конечном результате, обеспечивает положительную мотивацию к изучению математики, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, повышает качество знаний.

Поэтому главной задачей для меня, как учителя является научить учащихся работать самостоятельно.

Учебный процесс я строю так, чтобы учащиеся были активными участниками процесса познания, а учитель выступал в роли организатора- технолога, дающего возможность детям проявить себя, быть творцами.

Взаимоотношения строю по принципу сотрудничества, соучастия, сопереживания, взаимопонимания и взаимовыручки.

Я как учитель, использующий интерактивные технологии, выступаю в нескольких основных ролях.

В роли информатора-эксперта- я излагаю текстовый материал, демонстрирую числовой предметный ряд, отвечаю на вопросы учащихся, отслеживаю результаты процесса и т.д.

В роли организатора- я налаживаю взаимодействие учащихся (разбиваю на подгруппы, побуждаю их самостоятельно собирать данные, координирую выполнение заданий, подготовку мини- презентаций и т.д.).

В роли консультанта- я обращаюсь к опыту учеников, помогаю искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые.

В рамках урока внедряю интерактивную модель обучения через следующие моменты: работа в малых группах, в парах, четверках самостоятельные работы в 6 классе математические диктанты (самопроверка и взаимопроверка); индивидуальная самостоятельная работа по карточкам дифференцированного характера 6 класс «Координатная плоскость». Работа в парах Урок 9 класс «Арифметическая прогрессия»; самостоятельная работа по группам по 4 человека- решение проблемной ситуации решение задач по уровням урок в 6 классе «Длина окружности, защита органов дыхания»; самостоятельные работы по тренажерам развитие самостоятельных навыков работы по формулам 9 класс урок «Сумма н-первых членов арифметической прогрессии»;  индивидуальная работа, где каждому учащемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала, к более сложному. Обычно такие задания предлагаю самостоятельные работы обучающего характера такие работы даются в ходе изучения нового материала как в 6 классе так и 9 классе; деловые игры урок 7 классе «Начальные сведения геометрии» — решение индивидуальной самостоятельной работы по карточкам «озвучь рисунок»;  технология сотрудничества- самостоятельная работа по тренировочным заданиям на применение формул н-го члена арифметической прогрессии  урок 9 класс «Арифметическая прогрессия вокруг нас».

С целью повышения эффективности образовательного процесса, в своей работе применяю новые педагогические технологии, интерактивные формы уроков.

Мои уроки составлены опираясь на опыт ведущих учителей такие как:

-урок-редакция, деловая игра 7 класс «Начальные сведения геометрии»;

-урок-ярмарка 5 класс;

-урок-путешествие 6 класс «Путешествие вокруг системы координат» ;

-урок-сказка 6 класс тема «Решение уравнений»;

-урок-лабиринт 7 класс «Рациональные числа» ;

-урок круговая тренировка 7 класс «Действия с рациональными числами»;

Урок-«улей» 7 класс «Разложение на множители»

-урок «Брейн — ринг» 6 класс «Десятичные дроби»;

-урок «Русское лото» 5 класс.

Дидактические игры использую на разных этапах урока: это работа с перфокартами, лото, домино, кроссворды, лабиринты, «закрой окно».

Феномен игры заключается в том, что являясь развлечением, она перерастает в обучение и творчество, развивает самостоятельность.

Применение игры «Лото» 6 класс на уроках обобщения, игра «домино» в рамках закрепления и отработки навыков применения формул сокращенного умножения 7 класс; самостоятельная работа по кроссвордам в группах при обобщении материала в 6 классе ,9 классе.

Результатом интерактивного метода обучения является создание дидактических условий переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности.

Использую виды самостоятельных работ:

Самостоятельная работа проявляется при выполнении обучающих, лабораторных работ, дающих возможность на практике применять основные знания и умения.

Например: при изучении темы по геометрии в 7 классе «Сумма углов треугольника» доказательство теоремы иллюстрирую на модели шаблона треугольника, в котором отрываются 3 угла и составляются они на одной прямой, образуя угол в 1800   .

Самостоятельные работы по формированию знаний провожу на этапе подготовки к введению нового материала, а также при первичном закреплении знаний. То есть сразу после объяснения нового материала, когда знания учащихся еще не прочные.

При объяснении нового материала провожу самостоятельные обучающие работы, сразу после объяснения, а их немедленная проверка дает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала на самом раннем этапе его изучения.

Провожу тренировочные задания самостоятельного характера на распознавание объектов и их свойств. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся еще необходима помощь учителя.

Разрешаю пользоваться учебниками, записями в тетрадях, таблицами, схемами и т.д.  Все это создает благоприятный климат для слабоуспевающих учащихся

Провожу самостоятельные   работы для закрепления знаний, которые    способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил, теорем.

По результатам проверки можно определить, нужно ли еще заниматься по данной теме, такие самостоятельные работы есть в дидактических материалах

Очень важны повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы я должна знать, подготовлены ли учащиеся, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.

Использование ИКТ на уроках математики позволяет сделать деятельность учителя и школьника наиболее интенсивной, повысить качество обучения по предмету.

Учащиеся на уроках готовят мини-проекты по различным темам в слайдовых презентаций, используя интернет–ресурсы, собственные фантазии, творчество и самостоятельность.

Примеры мини-проектов презентаций по геометрии на тему: «Треугольники», «Математика в жизни человека» в 7 классе, «Терема Пифагора» 8 класс, «Пирамида» 11 класс, «Цилиндр», «Конус».

В своей работе использую самостоятельные работы развивающего характера: составление рефератов, на определенные темы, проведение в школе дней математики, сочинение стихов, сказок, спектаклей.

Провожу контрольные работы дифференцированного характера, по уровням ученикам даю свободу выбора любых заданий, любого уровня.

Очень важна задача для учителя- научить учащихся самостоятельно приобретать знания в процессе усвоения нового материала, особую роль играет работа с учебником, навыки такой работы прививаю с 5 класса.

Изучая раздел стереометрии «Многогранники», «Тела вращения» в старших классах даю самостоятельную домашнюю творческую работу по изготовлению моделей многогранников и тел вращения из различного материала.

Применение различных форм самостоятельных работ дает ученикам:

• развитие личностной рефлексии;

• осознание включенности в общую работу;

• становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

• развитие навыков общения;

• принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

• повышение познавательной активности.

Классному коллективу:

• формирование класса как групповой общности;

• повышение познавательного интереса;

• развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

Мне, как учителю:

• нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

• формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Использование интерактивных технологий позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.

Школа должна закладывать фундамент для дальнейшего продолжения образования. Используемая система работы позволяет реализовать данную задачу. Учащиеся умеют применять свои знания в новых ситуациях, умеют их использовать на практике и самостоятельно добывать их, умеют общаться, дружить, быть милосердными, внимательными друг к другу – это тоже результат учебного сотрудничества. Показателем данной работы является продолжение обучения выпускниками в высших учебных заведениях

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.