Методическая разработка по русскому языку «Виды глаголов»


Ермолаева Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы. Северо – Казахстанская область, р-он им. Г. Мусрепова, КГУ “Урожайная средняя школа”

Тип урока по цели: сообщение новых знаний.

Тип урока по содержанию: морфология.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи;
  • познакомить учащихся с понятиями «совершенный» и «несовершенный» вид;
  • научить различать глаголы совершенного и несовершенного вида;
  • образовывать видовые пары глаголов;
  • развивать связную речь, орфографическую зоркость;
  • развивать умение анализировать, сопоставлять, находить главное, делать выводы, умение выполнять самооценку и самоконтроль;
  • воспитывать любовь  и уважение к своей Родине.

 

Ход урока:

 

Ι. Организационный момент.  Психологический настрой. (2 мин)

– Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте своему соседу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

– Ребята все Вы знаете, что в этом году в нашей стране проходит Международная выставка ЭКСПО-2017 «Энергия будущего». 10 июня 2017 года она откроет свои двери. А мы с Вами, прямо сегодня с помощью ваших знаний, отправимся в виртуальное путешествие и посетим уже построенные павильоны  в центре нашей столицы. Но для того, чтобы попасть в эти здание, вы должны показать свои приобретенные умения и навыки.

– Для дальнейшей работы, попрошу Вас поделиться на 2 (3) команды. Для этого Вам необходимо каждому выбрать жетон того цвета, который Вам нравится. (каждый выбирает жетон).

– Теперь я вас попрошу объединиться в 2 команды по цвету жетонов.

Первая команда – «Энергия будущего», «Келешектің энергиясы»

Вторая команда – «Созидатели», «Құрлышылар»

 

ΙΙ.  Сообщение темы и цели урока. (5 мин)

– Сегодня, наш урок я хочу  начать со стихотворения:

Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!

– О чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

(О глаголе, етістіктен)

– Что такое глагол?

(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что будет делать?)

Етістік қандай сұрақтарғаи жауап береді? (не істеді, не істейді)

– Почему глагол в этом четверостишие называется весенняя часть речи?

(Весной все пробуждается, цветет, растет. Весной природа изменяется. Глагол тоже изменяется по временам, числам, лицам, в прошедшем времени по родам, спрягается)

– Какую синтаксическую функцию выполняет глагол? (в предложении является сказуемым и согласуется с существительным – подлежащим)

–  Назовите, пожалуйста морфологические признаки глагола? (постоянные – глагол имеет спряжение и вид; непостоянные – изменяется по временам, лицам и числам (в наст.и буд.времни), родам и числам (в прош.времени.)

 

III. Подготовка к восприятию нового материала. (3 мин)

Перед вами глаголы. Давайте поставим вопросы к глаголам.

Пробудиться – что сделать?

Запевает – что делает?

Пробуждаться – что делать?

Запеть – что сделать?

– Чем отличаются эти вопросы? (Приставка «С»)

– Послушайте одну историю.

Жил-был на свете дядюшка Глагол, который все время что-то делал и никак не мог доделать. И все время он работал: рубил, красил, копал, убирал, учил и все у него не получалось. И уж было отчаялся, но тут его друг Вопрос прислал ему на помощь от себя приставку С.

Итак у них дела пошли: накопали, нарубили, убрали, выучили.

И с тех пор, как глаголу стала помогать приставка «С», у него все дела стали доделываться.

 

  1. Объяснение нового материала. (3 мин)

Глагол имеет 2 вида: совершенный и несовершенный.

Если глагол отвечает на вопрос что сделать?, то он совершенного вида.

Если на вопрос что сделать, то несовершенного.  

Глаголы совершенного вида обозначают  законченное, завершенное действие (прыгнул, прочитал), а глаголы несовершенного вида обозначают постоянное или длительное действие.

 

  1. Закрепление нового материала. (10 мин)

– Ребята, для каждой команды приготовлены задания. У каждого на столе лежат «человечки», после того как вы правильно выполните задание, Ваша команда должна прикрепить его к павильону. Таким образом, правильно ответив, Вы посещаете один из павильонов выставки.

 

Пропуск в павильон №1.

Распределите глаголы на две группы. Задайте вопросы.

Развивается, примут, оказывает, составит, приезжают, ожидается, завершится, откроется, представляют.

 

 

Пропуск в павильон №2.

В данных предложениях найдите глагол, определите каким членом предложения он является. Укажите вид глагола.

  1. 10 июня 2017 года откроет свои двери Международная специализированная Выставка «Астана ЭКСПО-2017».
  2. Ожидается, что Выставку посетят 2 миллиона посетителей,.
  3. Планируется, что 85% от общего числа посетителей составят казахстанцы.
  4. Выставка представляет собой огромный экономический потенциал для страны.

 

Пропуск в павильон №3.

Образуйте из глаголов несовершенного вида, глаголы совершенно вида.

Принимают –   _________________

Открывать – ___________________

Планируется – _________________

Представляет –  ________________

Строить – _____________________

 

  1. Итог урока.

– Ребята, вы большие молодцы, посмотрите на карту, Вам удалось посетить павильоны выставки! Думаю Вам очень понравилось, и вы узнали много нового!

– Рахмет, сендерге!

 

VII. Домашнее задание.

Эссе на тему «Моё удивительное путешествие»

 

VIII. Рефлексия.

У каждого на столе листок с рисунком, на котором изображены – чемодан, мясорубка и корзина. Попрошу Вас письменно ответить на вопросы которые представлены.

 

Выставление и комментирование оценок.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *