Методическая разработка по русскому языку «Виды глаголов»
Ермолаева Оксана Николаевна, учитель русского языка и литературы. Северо – Казахстанская область, р-он им. Г. Мусрепова, КГУ “Урожайная средняя школа”
Тип урока по цели: сообщение новых знаний.
Тип урока по содержанию: морфология.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи;
- познакомить учащихся с понятиями «совершенный» и «несовершенный» вид;
- научить различать глаголы совершенного и несовершенного вида;
- образовывать видовые пары глаголов;
- развивать связную речь, орфографическую зоркость;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, находить главное, делать выводы, умение выполнять самооценку и самоконтроль;
- воспитывать любовь и уважение к своей Родине.
Ход урока:
Ι. Организационный момент. Психологический настрой. (2 мин)
– Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте своему соседу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
– Ребята все Вы знаете, что в этом году в нашей стране проходит Международная выставка ЭКСПО-2017 «Энергия будущего». 10 июня 2017 года она откроет свои двери. А мы с Вами, прямо сегодня с помощью ваших знаний, отправимся в виртуальное путешествие и посетим уже построенные павильоны в центре нашей столицы. Но для того, чтобы попасть в эти здание, вы должны показать свои приобретенные умения и навыки.
– Для дальнейшей работы, попрошу Вас поделиться на 2 (3) команды. Для этого Вам необходимо каждому выбрать жетон того цвета, который Вам нравится. (каждый выбирает жетон).
– Теперь я вас попрошу объединиться в 2 команды по цвету жетонов.
Первая команда – «Энергия будущего», «Келешектің энергиясы»
Вторая команда – «Созидатели», «Құрлышылар»
ΙΙ. Сообщение темы и цели урока. (5 мин)
– Сегодня, наш урок я хочу начать со стихотворения:
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех!
– О чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
(О глаголе, етістіктен)
– Что такое глагол?
(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что будет делать?)
– Етістік қандай сұрақтарғаи жауап береді? (не істеді, не істейді)
– Почему глагол в этом четверостишие называется весенняя часть речи?
(Весной все пробуждается, цветет, растет. Весной природа изменяется. Глагол тоже изменяется по временам, числам, лицам, в прошедшем времени по родам, спрягается)
– Какую синтаксическую функцию выполняет глагол? (в предложении является сказуемым и согласуется с существительным – подлежащим)
– Назовите, пожалуйста морфологические признаки глагола? (постоянные – глагол имеет спряжение и вид; непостоянные – изменяется по временам, лицам и числам (в наст.и буд.времни), родам и числам (в прош.времени.)
III. Подготовка к восприятию нового материала. (3 мин)
Перед вами глаголы. Давайте поставим вопросы к глаголам.
Пробудиться – что сделать?
Запевает – что делает?
Пробуждаться – что делать?
Запеть – что сделать?
– Чем отличаются эти вопросы? (Приставка «С»)
– Послушайте одну историю.
Жил-был на свете дядюшка Глагол, который все время что-то делал и никак не мог доделать. И все время он работал: рубил, красил, копал, убирал, учил и все у него не получалось. И уж было отчаялся, но тут его друг Вопрос прислал ему на помощь от себя приставку С.
Итак у них дела пошли: накопали, нарубили, убрали, выучили.
И с тех пор, как глаголу стала помогать приставка «С», у него все дела стали доделываться.
- Объяснение нового материала. (3 мин)
Глагол имеет 2 вида: совершенный и несовершенный.
Если глагол отвечает на вопрос что сделать?, то он совершенного вида.
Если на вопрос что сделать, то несовершенного.
Глаголы совершенного вида обозначают законченное, завершенное действие (прыгнул, прочитал), а глаголы несовершенного вида обозначают постоянное или длительное действие.
- Закрепление нового материала. (10 мин)
– Ребята, для каждой команды приготовлены задания. У каждого на столе лежат «человечки», после того как вы правильно выполните задание, Ваша команда должна прикрепить его к павильону. Таким образом, правильно ответив, Вы посещаете один из павильонов выставки.
Пропуск в павильон №1.
Распределите глаголы на две группы. Задайте вопросы.
Развивается, примут, оказывает, составит, приезжают, ожидается, завершится, откроется, представляют.
Пропуск в павильон №2.
В данных предложениях найдите глагол, определите каким членом предложения он является. Укажите вид глагола.
- 10 июня 2017 года откроет свои двери Международная специализированная Выставка «Астана ЭКСПО-2017».
- Ожидается, что Выставку посетят 2 миллиона посетителей,.
- Планируется, что 85% от общего числа посетителей составят казахстанцы.
- Выставка представляет собой огромный экономический потенциал для страны.
Пропуск в павильон №3.
Образуйте из глаголов несовершенного вида, глаголы совершенно вида.
Принимают – _________________
Открывать – ___________________
Планируется – _________________
Представляет – ________________
Строить – _____________________
- Итог урока.
– Ребята, вы большие молодцы, посмотрите на карту, Вам удалось посетить павильоны выставки! Думаю Вам очень понравилось, и вы узнали много нового!
– Рахмет, сендерге!
VII. Домашнее задание.
Эссе на тему «Моё удивительное путешествие»
VIII. Рефлексия.
У каждого на столе листок с рисунком, на котором изображены – чемодан, мясорубка и корзина. Попрошу Вас письменно ответить на вопросы которые представлены.
Выставление и комментирование оценок.