Статья «Проблема  личности   и  общества  на  уроках  обществознания» (Из  опыта  работы)


Преподаватель:

КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский медицинский  колледж»

                           по истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин

А.А. Абильхаятова

         Взаимоотношения  личности  и  общества,  их  противостояние  и  взаимодействие,  притяжение  и  отталкивание  –  это  комплексные  проблемы  оказывается  в  центре  внимания  студентов,  изучающих  обществознание,  педагога  преподающего  этот  курс.  Конечно,  возможны  альтернативные  пути  проникновения  в  суть  этой  проблемы,  разные  пути  её  решения.  Но  в  любом  случае  представляется  необходимым  ответить  на  вопросы  как  и  когда  человек  осознает  себя   личностью  и  членом  общества? Какие условия  становления  и  развития  личности  создает  то  или  иное   исторически  конкретное  общество?  В  какой  мере  деятельность  личности  сказывается  на  обществе?  Как  увязываются  интересы  человека  и  социума?

Чтобы  облегчить  студентам  поиск  ответов,  я  выделяю  следующие  проблемные  блоки:

  1. Человек – частица природы,  результат  взаимодействия  природы  и общества
  2. Человеком рождаются,  личностью  становятся
  3. Человеческая жизнь  –  величайшая  ценность
  4. Мир как  богатство  отношений

В своей  лекции  я  объясняю,  как  зарождаются  представления  людей  о  социальном  и  духовном  мире  индивида.  С  этой  целью  знакомлю  студентов  с  особенностями мифологического  мышления,  с  воззрениями  людей  родового  общества,  которые  не  видели  большой  разницы   между  живыми  и  неживыми  предметами,  не  выделяли  себя  из  природы, т.е.  используя  меж предметную  связь  обществознания  с  историей  Казахстана.

Особо подчеркиваю,  что  на  ранних  стадиях  своего  развития  человек  последовательно  соблюдал  своеобразную  «этику  природы»,  предполагающую  уважительное  отношение  не  только  к  своим  соплеменникам,  но  и  к  соседям  по  экосистеме.  В  ходе  изучения  мифологического  сознания  предлагаю  проанализировать  отрывки  из  книги  известного  исследователя  Уссурийского  края  В.К. Арсеньева   «Дерсу  Узала»,  где  описывается,  как  знаменитый  таёжный  проводник  воспринимает  животный  мир  («рыба   тоже люди»),  как  Дерсу  осуждает  русского  путешественника,  выбросившего  в  костер  остатки  ужина  вместо  того,  чтобы  оставить  еду  зверям.

Опираясь  на  знания,  полученные  по  другим  предметам,  жизненный  опыт,  студенты  отвечают  на  вопросы:

–  Назовите известные  Вам  мифическое  повествования?

–  Какие идеи  содержали  мифы,  какие  формы  поведение  людей  поощряли?

–  Человек  не имел  другого  средства  познания  природы,  кроме  сравнения  с  ней  самого себя.  Наблюдая  за  ним,  как  движутся  по  небу  солнце  и  звёзды, слушая,  как  свистит  ветер  или  шумят  листья,  как  кричат  птицы,  ревут  звери,  люди  делали  вывод,  что  небесные  светила,  ветер,  растения,  животные –  такие же  существа,  как  и  человек.

Приведите  примеры  из  известных   Вам  мифов  или  сказок,  подтверждающих  эту  мысль  (студенты  дают  ответы)

В  каких  устойчивых  оборотах  речи  закреплено  мифологическое  восприятие  действительности.

Вопросы:

–  Какие  Вам  известны  древние  и  современные  представления  о  человеческой  душе?

–  Что  означают  и  как  могли  появиться  выражения  «душа  горит»,  «ум  погас»?

–  Как  возникло  поверье  о  том,  что  разбить  стекло –  к  смерти?

Для  объяснения  взаимосвязей  в  системе  «личность – общество», прежде всего  знакомлю  с  философской  интерпретацией  этих  взаимосвязей,  подчеркивая,  что  философская  мудрость  –  это  не  столько  система знании, которые можно «выучить», сколько поиск  требующий  напряжения  ума  и  духовных  сил  человека.

Размышляя о  взаимосвязи  и  противостоянии человека  и  природы  студент  делают  вывод:  человек – часть  природы;  единство  системы – «природа-общество- человек»;  единство  истории  природы  и  истории  общества,  проявляющееся  в  процессе  труда;  первичность  законов  природы;  зависимость  технико-экономического  прогресса  от  устойчивости  биологических  связей,  необходимость  новой  экологической  культуры.

Центральными  при  этом  становятся  понятия: «природа», «экология», «культура»  (понятия  записываем  в  тетради)

Ещё  одна  важная  проблема  –  соотношение  биологического  и  социального  в  человеке,  взаимодействие  этих  двух  начал.  Обсуждая   вопрос  о  том,  как  именно  проявляется  их  единство  в  деятельности  человека, в  его  поведении  и  ценностных  ориентациях  можно  перейти  к  изучению  проблемы  «человек  и  личность».

Ключевые  слова:  «человек», «личность»,  «индивид»,  индивидуальность,  «особь», «вид»

Студентам   объясняю,  что  человек  как  единичный  представитель  homo   sаpiens   именуется  индивидом,  в  то  время  как  к  животному  применяется  термин  «особь»

Понятие  «индивид»  предполагает наличие  в  человеке  социального  начала,  но  для  характеристики  конкретных  исторически  обусловленных  черт  человека,  родившегося  в  определенной  стране,  в  определенную  эпоху,  в  определенной  общественной  среде,  обычно  используют  термин  «личность».

Акцентирую  внимание  на  специфике  личностного  мировосприятия  и  поведении  людей,  воспитанных  в  разных  социальных  условиях,  под  воздействием  разных  традиций.

После  этого  обсуждаем  вопросы:

–  Что  это  значит  –  быть  личностью?  Каждый  ли  человек,  способен  стать  личностью?

В цельях  обобщения  понятия  «личность»,  студентам  предлагается  несколько  определений  понятия  «личность»

Дж. Локк   «личность  есть  мыслящее  существо,  обладающее  разумом  и  способное  рассматривать  себя  как  себя»

И. Кант: «… связывал  понятие  «личность» со  свободой  разумного  существа,  т.е.  с  добровольным  следованием  таким  законам,  которые  устанавливает  само  это  существо»  (студенты  комментируют)

После  этого  студенты  записывают  основные  признаки  понятия  «личность».

Такая  работа  облегчает  понимание  личности  как  совокупности  социальных  и  психологических  черт  человека.

Что касается  понятии  «индивид»,  «личность»  (сопоставляющие  характеристики  даются  в  диаграмме  «Вена»)

В  качестве  самостоятельной  работы  распределяю  индивидуальные  задания  по  группам:

1 группа  –  объясните  какой -нибудь  собственный   поступок,  пользуясь  понятием  «личность».

2 группа  –  Понаблюдайте  за  поведением  хорошо  знакомого  Вам  человека.  Какие  черты  присущий   ему  как  «индивиду».  «личности»

3 группа  –  напишите  эссе  на тему «Особенности  моей  личности»

4 группа  –  Ответьте   на  вопрос:  «Кто я»?

Используйте в ответе  20  слов (существительные,  прилагательные). Попросите  близких  друзей  или  взрослых  описать  Вас,  также  ограничившись  20  определениями.  Сравните   полученные  результаты.

Выполнение  таких  заданий  облегчит  усвоение  элементарных  сведений  из  психологии.

Понятно, что  упомянутыми  выше  идеями  отнюдь  не  исчерпывается  проблема  взаимодействия  личности  и  общества.  Я  лишь  остановилась  на  некоторых  моментах,  и  хочу  отметить,  что  не  все  студенты  воспринимают  эти  понятия  в  единстве.

Поэтому,  вводя  характеристику  общества ,  надо  параллельно  вводить  определения  личности.  Таким  образом,  изучение  «личности», «общества»  должно  осуществляться  параллельно.

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *