Открытый урок по истории Казахстана “Толерантность – как гарантия прав человека”


КГП на ПХВ «Северо-Казахстанский медицинский колледж»

по истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин

Абильхаятова  Аккуян  Аманжоловна

Цель: обсудить и выяснить природу толерантности как социально – культурного явления , ее связь с осуществлением и обеспечением прав человека, особенности проявление толерантности в современных обществах различного типа. Дать понятие необходимости  ценности толерантности в личностных отношениях и в обществе в целом, стремиться строить свое отношение к другим людям на позициях толерантности.

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Упражнение – ассоциация «Война».
  3. Упражнение Джефа.
  4. Тренинг «Открытая трибуна».
  5. Игра «На златом крыльце сидели».
  6. Толерантность казахстанского общества.
  7. Подведение итогов.

Толерантность. Сегодня мы очень часто слышим это слово.  Кто-то понимает значение этого слова, кто- то имеет смутное представление о нем, а кто-то вообще ничего не знает об этом, кто-то первый раз слышит его. Поэтому тема посвящена этому понятию. Несмотря на кажущуюся  новизну этого слова, еще  Гегель,  известный немецкий философ  первым пытался детально дать философское обоснование толерантности.

Толерантность – это не беспринципность, не циничное равнодушие ко всему окружающему: это глубокое понимание необходимости иного, различий, особенностей неотъемлемых частей одного общественного организма. Каждый гражданин общества поддерживает свое достоинство через признания достоинства другого человека (независимо какую должность занимает этот человек т.е. будь это дворник или министр) т.е. толерантность – это признание прав других людей на жизнь и существование, терпимое отношение к ним,  к их взглядам даже если они не совпадают с вашими.

  1. На доске висит плакат (черные бомбы падающие на землю) задание – напишите на листке какие ассоциации вызывает у вас слово «Война», (после того как учащиеся напишут ассоциации, попросить их прикрепить слова к доске вокруг плаката «Война».
  2. А сейчас я предлагаю вам упражнение Джефа – известный Американский психолог. Он определяет свой тренинг, в котором на заданные вопросы вы должны определиться в следующих позициях: «ДА» «НЕТ» «МОЖЕТ БЫТЬ»
  3. Существует ли граница между национальной гордостью и национализмом.
  4. Я одобряю национальное смешение.
  5. Человеческое достоинство противника – нужно ли его учитывать, когда идет война?
  6. Если мое государство, ведет войну с другим государством, то все его население (военное, гражданское), я считаю своим врагом?
  7. Допустимо ли применение любого оружия, если перед вами враг?
  8. Я могу убить человека?
  9. Я люблю человечество?

Каждый из учащихся по этим вопросам занимает одну из этих трех позиций. Некоторых нужно просить прокомментировать свой ответ.

Преподаватель. Сейчас в этом тренинге вы выразили свою точку зрения. Кто-то осмысленно, кто-то импульсивно. Возможно, ваша точка зрения поменяется уже сегодня,  после нашего мероприятия, возможно она изменится спустя годы,  люди,  прожив определенный период, обогатившись жизненным опытом, меняют свои взгляды, а у кого-то это позиция остается на всю жизнь. Но как бы то ни было, мы должны уважать мнение другого человека, быть терпимым к нему, т.е. проявлять толерантность. А теперь я предлагаю вам взглянуть на доску. Мы здесь разместили ваши ассоциации со словом «Война».. «Хочешь мира. Блюди справедливость, будь терпимым».  Это надпись венчает Дворец мира в Гааге. Этот постулат составляет основные незыблемости мира и согласия во всем мире.

  1. А сейчас я предлагаю вам тренинг «Открытая трибуна». Здесь я вам предлагаю выступить по следующим темам: «Я против войны», «Я оправдываю войну».

Выступление желающих.

А теперь я прошу нашу аудиторию проголосовать. Кто против войны поднимите белые кружочки,  кто оправдывает войну – черный кружочек, (дать задание посчитать и ознакомить с итогом голосования).

  1. А теперь предлагаю вам поиграть в игру «На златом крыльце сидели»

В центре кабинета на стулья садятся герои игры.  На груди у каждого табличка с надписью кого они представляют.

  1. Президент
  2. Король
  3. ВИЧ-инфицированный
  4. Беженец
  5. Террорист
  6. Мисс красота
  7. Турист
  8. Взяточник

Я предлагаю вам подумать и выразить свою точку зрения: есть ли этим людям место в нашем современном цивилизованном мире.

  1. Террорист человек идущий на террор, массовое убийство, заведомо зная об этом. Неважно, какими мотивами он руководствуется – религиозным фанатизмом,  местью,  желанием заработать деньги.  Ему нет места  в нашем  обществе.
  2. Взяточник – человек, разъедающий общество изнутри, как червь, он развращает людей, т.к. «легкие деньги»,  портят людей. А люди дающие взятки считают, что за деньги можно купить все. Сегодня в Казахстане ведется большая работа по работе с коррупцией. Взяточнику нет места.
  3. Король. Сегодня в мире существует много государств, в которых сохранены монархи.  И этот строй мирно сосуществует с демократическим.  Когда у англичан спросили, хотят ли они отказаться от существующего строи, они ответили отрицательно. Они уважительно относятся к королевской династии и хотят сохранить этот строй как дань памяти истории своей страны.

(И далее идут высказывания учащихся по остальным героям «златого крыльца»)

  1. Казахстанское общество очень толерантно. Это уходит глубоко корнями в историю т.к. казахи вели кочевой образ жизни и были в разных местах, где жили другие народы. Сама наша земля настояна на принципах толерантности как условии самовыживания.

«Я бы хотел высоко отметить толерантность и терпение казахстанцев,  их радушие и приветливость. Это отмечают все иностранцы. И я благодарен своим согражданам за это». Н.А. Назарбаев «Казахстан 2030»

  1. И так, наша встреча подходит к концу. Я буду очень рада, если вы не только поняли и осознали, что значит, толерантность, но и придерживались бы ее в повседневной жизни. И вашим лозунгом в жизни стали бы следующие слова:
  2. «Терпеть и верить – Все на свете прекрасны:

 Взрослые и дети.

 Коты, собаки и медведи

 И сослуживцы и соседи.

 Терпимость – наш взаимный шанс

Ведь кто-то также терпит нас»

«Каждое сказанное слово и каждый сделанный шаг должен становится кирпичиком в фундаменте взаимопонимания. Высвобождайте же запасы добра, что были сокрыты за непроницаемыми стенами ненависти».

Мартин Лютер Кинг

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *