Эссе “Необходимость применения инновационных технологий в школе”


Пастухова Наталья Васильевна

учитель начальных классов Привольная средняя школа

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Макаренко А. С.

Какой светлый и волнительный,прекрасный праздник для родителей и для учителей  – 1 сентября. Солнечный, тёплый радостный день, кругом цветы и белые банты… Затаив дыхание, первоклассники сидят на своем первом в своей жизни уроке. Мы, учителя, вглядываемся в их глаза. Они такие разные: синие, зеленые, серые, карие. Но все одинаково умные, внимательные, искренние, доверчивые.

Родители тоже вместе со своими детьми переступают школьный порог. У них такие же эмоции, как и у их детей. Ведь  вместе со своими детками им придется учиться новому.

Мы все родом из детства. И мои первые воспоминания детства связаны именно со школой. Ведь это  и семья, и второй дом, и  маленькая жизнь…Я росла и пошла в 1й класс в небольшом селе под названием Привольное. 10 классов я тоже заканчивала в  родной Привольной средней школе.

И сколько себя вспоминаю,школа-это всегда было что-то особенное, сокровенное и дорогое.

Всё главное  в судьбе человека, как мне кажется, начинается именно со школы. Кем ты станешь в жизни, во многом зависит и от того, каким ты был в школьные годы. Школа – замечательное время в жизни человека.

Сейчас все чаще и чаще  говорится об инновациях в казахстанском  образовании, о значимости роли в жизни нашего общества, а также о тех вызовах, с которыми приходится сталкиваться, чтобы казахстанская  система образования снова стала самой лучшей, самой эффективной и самой современной. Мы все знаем, что экономический уровень любого государства зависит от уровня образования в нём. Современные требования к выпускнику, выдвигаются под влиянием таких процессов, как глобализация, информатизация. Соответственно традиционный способ обучения устарел. Образование, ориентированное только на получение знаний, получается ориентирует нас на  прошлое. А нам необходимо двигаться вперед. Мир стремительно  меняется и  система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Владение новыми технологиями, умение принимать самостоятельные решения, работать в команде, умение быстро находить выход из сложной ситуации, все эти навыки должны закладываться в школе.

 

 

 

В начале 20-го века большинство казахских детей имели возможность учиться только в аульных медресе , где обучение ограничивалось заучиванием аятов из Корана.  А в начале  1916 года на территории Казахстана было всего несколько русских и русско-казахских школ, в них обучалось 19370 казахских детей. С тех пор произошло немало изменений в образовании. Истоки современной реформы образования стоит искать во времена после обретения независимости от Советского Союза.  Казахстан начал реформы в области образования. Так как  современном этапе в Республике Казахстан происходят глубокие социально-экономические преобразования, которые требуют новых подходов законодательной базы в сфере образования, а также поиска новых эффективных форм организации учебного процесса, контроля знаний обучаемых и их воспитания.

Сейчас ,как никогда образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.

Исходя из этого можно сказать ,что для пассивных людей и организаций кризис- это шаг назад ,а для активных ,умных ,творческих –это всего лишь новые возможности в реализации даже самых безумных идей.

Мое мнение , что способность к изменениям, поиску новых средств, методов и форм образовательной и воспитательной деятельности являются в настоящее время решающим фактором развития школы. Жизнь ставит все новые и новые задачи перед образованием, решить, которые невозможно, работая по-старому.

В наши дни одним из стратегических направлений в образовании становится инновационная деятельность школы. А что же такое инновационная деятельность?

Разное определение этому дают различные источники. Мне же ближе такое определение-инновационная деятельность – это деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом. Инновации в образовательном учреждении, с одной стороны, стали необходимостью, а с другой, крайне рискованной зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки.

Согласно статье 12 Закона РК 2007 г. «Об Образовании» система образования в Республике Казахстан строится на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных учебных программ включает 7 (семь) уровней образования [3]. Разработка «Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-20 годы»  стала логическим продолжением предыдущей Госпрограммы на 2005-10 гг. и была продиктована необходимостью модернизации образования, а также значительным и устойчивым увеличением инвестиций в образование, улучшением его качества.

Очень многие страны  вкладывают в образование огромные денежные средства, но стабильного роста в качестве образования не наблюдается. А  есть страны на положительные результаты, которых, в области образования можно положиться, опыт которых можно взять на вооружение. В какой степени эти реформы актуальны и применимы к Казахстану в целом?
Все условия, направленные на получение стабильного качественного образования вполне реальны для любого государства, в том числе и Казахстана. Для развития нашей Республики, уже не первый год реализуется «Стратегия-2050», где в области образования намечены конкретные шаги: 100% охват дошкольным образованием, устранение нехватки учебных мест, повышение заработной платы учителям. Сегодня Казахстан ориентирован на вхождение в мировое образовательное пространство, идёт уверенное становление новой системы образования, через внедрение новых современных стратегий.

Изучая мировую практику образования, я пыталась понять, что может быть приемлемым у нас в Казахстане и конкретно, в нашей школе.

И считаю, что Казахстан обладает необходимой ресурсной базой для внедрения инновационных практик в образование. Сегодня мы видим реальные примеры изменений:

• Планируется переход на 12-летнее образование;
• Частично введена в школах система e-learning;
• Внедряется подушевое финансирование оплаты учителей;
• Обновление и оснащение школ современными информационными средствами;
• Строительство новых школ;
• Ориентирование Казахстана на воспитание полиязычной личности;
• Единое национальное тестирование и Внешняя оценка учебных достижений как система оценки качества обучения наших школьников.

Те  изменения,которые происходят в сфере экономики и жизни страны ,заставляют нас учителей задуматься об изменении подходов в обучении и преподавании.

Учителя школ сегодня получили возможность повысить свою квалификацию через курсы по уровневым программам, что позволяет получить необходимый багаж знаний и улучшить качество преподавания и обучения.

Казахстан создаст оптимальные условия для обучения сегодняшних школьников. Ведь именно  качество образования обеспечивает уровень развития страны,  Изменения в сфере образования способствуют развитию у учеников навыков 21 века, таких как: развитие навыков мышления высокого и низкого уровня одновременно, креативности, умения применять свои навыки, знания, представления и понятия, на практике. Основной  фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель . А  учителя, должны выступить лидерами в обучении учащихся и учителей, так как изменилась сама сущность понятия «лидерство».

Понятно, что это будет  не быстрый процесс, но для его реализации необходимо понимание всех участников образовательного процесса значимости преобразований. Чем больше будет в школах учителей лидеров, тем значимее будут идущие изменения.

«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить» эти слова Ф. Дистерверга лучше всего отражают сущность сегодняшних требований к учителю и навыков необходимых и востребованных в 21 веке.. Преподавание для всего класса должно быть изменено использованием группового взаимодействия. Обратная связь учащихся должна стать необходимым условием определения проблем обучения для учителя.

Активная позиция учителя должна быть направлена на творческое саморазвитие и самосовершенствование, в целях повышения своего профессионального роста. Профессиональное взаимодействие учителей, сотрудничество в решении общих проблем преподавания может качественно изменить состояние дел в школе. Приоритетом образования в нашей школе должна стать готовность учащихся к практическому использованию полученных знаний.

Наша школа только стоит на пороге преобразований и меня очень  радует инициативность и желание учителей учиться, саморазвиваться.Уже некоторые педагоги прошли курсы в рамках обновленного содержания среднего образования РК .  Внедрение новых подходов, взаимное сотрудничество учителей, я считаю, будут способствовать поднятию мотивации наших школьников в обучении.
Инновационный поиск педагогических средств для педагогов моей школы и в частности для меня имеет широкий диапазон выбора.

На сегодняшний день учитель получил возможность по-новому организовать урочную и внеурочную деятельность своих учеников, используя стратегии, которые по моему мнению должны привлечь ученика учиться с увлечением и удовольствием. Я как учитель, обязана заинтересовать ребенка, сделать так, чтобы учение превращалось не в наказание, а в радость познания. И поэтому необходимо каждому из нас учителей менять свои убеждения, быть открытым для новых идей, способствующих развитию знаний, и навыков Шаги намеченные мной по преобразованию практики преподавания и реализуемые при сотрудничестве моих коллег, я думаю, будут способствовать качественным изменениям, способствующим повышению качества преподавания и обучения в моей школе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *