“Реальность и мифы в героическом эпосе “Кобланды батыр”
Тайжанова Тлеуш Укеновна
учитель русского языка и литературы
КГУ СОШ №36 города Караганды
На данный момент одной из наиболее значимых задач, стоящих перед казахстанским обществом, является развитие общечеловеческих ценностей.
Проблема общечеловеческих ценностей является одной из сложных.
В патриотическом акте Президента Республики Казахстан «Мәнгілік ел» представлена национальная идея в основе, которой лежат все ключевые ценности, о которых мечтали наши отцы, наши предки. Нашему подрастающему поколению предстоит сохранить наши ценности и строить будущее страны.
Воспитание казахстанского патриотизма на уроках литературы является неотъемлемой частью сохранения духовности и культуры народа.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает фольклор – ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Конспект урока:
“Реальность и мифы в героическом эпосе “Кобланды батыр””
Урок проводится с целью: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами.
Учебно – воспитательные цели и задачи:
Образовательные: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами.
Развивающие: развитие аналитико – синтезирующего мышления – навыков сравнения, обобщения.
Воспитательные: содействовать воспитанию казахстанского патриотизма.
Оборудование: интерактивная доска для демонстрации видеосюжета национального телевизионного проекта «Кобланды» – наизусть», воспроизведения музыки «Коркыт кобыз»; раздаточный материал (карточки для дифференцированного обучения).
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично – поисковый.
Ход урока:
Организационный момент.
Выразительное чтение учителем отрывка из эпоса «Кобланды батыр» (Приложение №1) на фоне музыки в исполнении «Коркыт кобыз» (Приложение №2).
Запись эпиграфа урока:
Эпос «Кобланды батыр» по глубине содержания и богатству изобразительных средств – одно из лучших творений казахского народа.
Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, опираясь на тему и эпиграф урока).
Ι. Актуализация знаний:
Словарная работа (интерактивная доска).
Эпос – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.
Батыр – титул храбреца, категория лиц из числа профессиональных военных.
ΙΙ. Формирование новых знаний.
Знакомство с исторической личностью – Кобланды. Просмотр видеозаписи отрывка национального телевизионного проекта «Кобланды» – наизусть». (Приложение№3)
Разноуровневые задания (стратегия «Критические вопросы по Сандерсу»).
Смотрите документ
Работа по теории литературы.
Коллективная работа с основными положениями статьи Мухтара Ауэзова «Героический эпос казахского народа».
В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос “Кобланды” возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами.
В жанровом отношении многочисленные памятники казахского эпоса можно разбить на три основных группы: героический эпос, бытовые поэмы и исторические песни и поэмы.
Дошедшие до нас образцы казахского героического эпоса распадаются на две основные группы. Первая — былина о старших и вторая — о младших батырах. К первой группе относятся песни о богатырях Едиге, Кобланды, Таргыне, Чора, Камбаре, ко второй — песни об Ер – Сайыне, Алпамысе и другие.
Известно, то “Кобланды” и “Ер Таргын” прошли через известного эпика и талантливейшего певца Марабая.
В памятниках героического эпоса широко использованы языковые метафоры, яркие, оригинальные образы, гипербола.
В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения.
Большое внимание при этом уделяется окружению и условиям жизни батыра. В полных вариантах “Кобланды” много места отведено многострадальной участи престарелых родителей героя, истории его женитьбы. Важную роль в судьбе Кобланды, как и других батыров, во всех эпических песнях играют его друзья, в особенности конь — ближайший друг и помощник батыра.
Мастерски характеризуются быт, нравы, обычаи, традиции народа.
Послесловие
Поставив перед собой задачу ознакомления детей с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства, мы хорошо понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.